Знаки препинания при однородных членах предложения. Использование инновационной технологии "Перевёрнутый класс"

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами, технология «Перевёрнутый класс»


Тип урока

Урок открытия новых знаний с использованием технологии смешанного обучения, групповой технологии, информационно-коммуникативной, технологии проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, игровой технологии, здоровьесберегающей технологии.

Вид урока

Смешанный

Цель урока

Содержательная: чётко сформулировать значение понятия  «однородные члены»; создать условия для знакомства обучающихся с правилом постановки знаков препинания при однородных членах предложения; обучить нахождению их в тексте; отработать навык  правильной постановки знаков препинания; ознакомить со способами выражения однородных членов предложения; приобщить к использованию их в речи.
Деятельностная: формировать у учеников способность  к рефлексии, научить находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения выхода из затруднительной ситуации.

Задачи урока

Образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с текстом; развивать навыки устной и письменной речи; развивать воображение, яркость и образность речи.
Воспитательные: формировать у учащихся  видение  прекрасного;  воспитывать активную жизненную позицию; умение отвечать за свои поступки; учить думать при принятии решений; совершенствовать нравственные качества личности; формировать культуру, в том числе экологическую.

Методы и приёмы

Создание проблемной ситуации, опрос, диалог; работа в парах, группах; работа с текстом, фотографией, составление связного текста  по заданной теме в виде описания фотографии; практическая работа, поощрительные моменты; оценка знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты

Способны систематизировать материал на заданную тему. Умеют находить однородные члены предложения в художественном тексте и правильно ставить знаки препинания при них. Моделируют свои предложения на заданную тему.

Личностные

Осознают значение границ собственных знаний и незнаний; мотивируют свои действия на пути познания.

Универсальные учебные действия (Метапредметные)

Регулятивные: определяют цели своей деятельности и последовательность своих действий.
Познавательные: умеют получать информацию из разных источников; формулируют цель, проблему, тему, ищут и выделяют информацию, строят цепочку логических размышлений. Способны правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; способны систематизировать материал на заданную тему.
Коммуникативные: осуществляют коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения с ними, совместного выполнения поставленной задачи: активно сотрудничают в сборе информации, учатся принимать решения, полно и точно выражают мысли.

Основные термины и понятия

Обобщающие слова, ряды однородных членов предложения, однородные члены предложения, тире, двоеточие.

Образовательные ресурсы

Компьютер, раздаточный материал, карточки с заданиями, ватман, фотография, листы самооценки и взаимооценки,  разноцветные жетоны, игрушечный автомобиль с сигнализацией, сигнальные карточки.

Сценарий урока

Проверим домашнее задание и выясним степень вашей подготовки к уроку (В задании необходимо было расставить знаки препинания)

  1. Он был мыслителем и не скрывал этого.
  2. Кирилл и Вася бродили поодаль и собирали для костра бурьян и бересту.
  3.  В тишине только слышен был командирский голос да свисты спящих бойцов.
  4.  Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленные рощи но даже падение одного большого подрубленного дерева.
  5. Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их.
  6. Осень завладела землёй и воздухом реками и лесами полями и птицами.
  7. Человек оставшись в лесу один обычно свистит или поёт или разговаривает сам с собой.
  8. Я давно ему послал письмо, но от него ни ответа ни привета.

Задание для группы №1

1. Опишите фотографию, максимально используя в тексте предложения с однородными членами предложения на изученные правила. Следите за знаками препинания! (минимум 10 предложений)

2. Составьте алгоритм описания фотографии.

3. Рефлексия: Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет:

  • зеленый — все сделал правильно,
  • желтый — встретились трудности,
  • красный — много ошибок.

Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Обязательно заполнить!

Задание для группы №2

1. Укажите, в каких предложениях при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. Расставьте их правильно.
А. Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична и интересна, и увлекательна.. 
Б. Люди, и животные пытались спастись от дождя и ветра.
В. Буран, сон Гринёва в повести Пушкина не просто деталь а важные моменты предсказывающие судьбу героев.
Г.Вера не только работала в кафе но и училась в вечерней школе.
Д. Лебеди неторопливо плыли по реке либо кружили над водой, либо отдыхали у своего домика.

2. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
А. Он был хотя и близким но не лучшим другом.
Б. Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот гостиный двор с желтыми облупившимися сводами голубей на базаре зеленую
вывеску трактира чай да сахар каждую щепку на горбатой мостовой.
В. Ни кола ни двора у бедного крестьянина..
Г. Из комнаты занятой офицерам доносились то хохот то пение то рыдающие стоны гитары.
Д. Беспрерывно шел дождь как вчера так и сегодня.

3. Рефлексия: Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет:

  • зеленый — все сделал правильно,
  • желтый — встретились трудности,
  • красный — много ошибок.

Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Обязательно заполнить!

Лист самопроверки для группы №2

1. Укажите, в каких предложениях при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. Расставьте их правильно.
А. Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична и интересна, и увлекательна.. 
Б. Люди и животные пытались спастись от дождя и ветра. (ряды однородных членов)
В. Буран, сон Гринёва в повести Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. (прич. оборот)
Г.Вера не только работала в кафе, но и училась в вечерней школе.
Д. Лебеди неторопливо плыли по реке, либо кружили над водой, либо отдыхали у своего домика.

2. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
А. Он был хотя и близким, но не лучшим другом.
Б. Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот гостиный двор с желтыми облупившимися сводами, голубей на базаре, зеленую вывеску трактира, чай да сахар, каждую щепку на горбатой мостовой.
В. Ни кола ни двора у бедного крестьянина..
Г. Из комнаты, занятой офицерами, доносились то хохот, то пение, то рыдающие стоны гитары.
Д. Беспрерывно шел дождь как вчера, так и сегодня.

Задание для группы №3

1. Укажите союзы, при которых всегда ставим запятую:
А. Либо Б. и В. да(= но) Г. Однако

2. Укажите предложения с однородными членами.
А. Зимний день ярок..
Б. Снег переливается серебром, искрится на солнце.
В. Мороз подгоняет прохожих.
Г. Деревья, крыши домов украшены инеем.
Д. ) Настроение прекрасное, а зимний вечер приносит ощущение тайны.

3. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
А. Дом был большой но некрасивый.
Б. Брови Лизы не нахмурились а дрогнули.
В. Я слышал шум и движенье грохот и гром .
Г. В этом лесу есть осина и берёза и калина и черёмуха. 
Д. Её голос звучал и тихо и слабо и неуверенно

4. Рефлексия: Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет:

  • зеленый — все сделал правильно,
  • желтый — встретились трудности,
  • красный — много ошибок.

Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Обязательно заполнить!

Лист самопроверки для группы №3

1. Укажите союзы, при которых всегда ставим запятую:
А. Либо Б. и В. да(= но) Г. Однако

2. Укажите предложения с однородными членами.
А. Зимний день ярок.
Б. Снег переливается серебром, искрится на солнце.
В. Мороз подгоняет прохожих.
Г. Деревья, крыши домов украшены инеем.
Д. ) Настроение прекрасное, а зимний вечер приносит ощущение тайны.

3. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
А. Дом был большой, но некрасивый.
Б. Брови Лизы не нахмурились, а дрогнули.
В. Я слышал шум и движенье, грохот и гром .
Г. В этом лесу есть осина, и берёз, и калина, и черёмуха. 
Д. Её голос звучал и тихо, и слабо, и неуверенно.