На всех этапах урока предполагается: вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение заданий, рефлексия, оценочная деятельность и др.
Тип урока - изучение нового материала
Цели урока:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Ход урока
- Сегодня, ребята, в центре внимания будет одно очень знакомое вам слово. А вот о каком слове именно будет идти речь, вы узнаете, собрав определение слова. Задание: выстроить слова на карточках в логическом порядке (работа с понятием «приставка»).
Приставка - это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
- Какие приставки вам известны?
- Выделите в словах приставки. Могут ли эти приставки изменяться?
ПОБЕЖАЛИ, НАРАСТАЛИ, СДЕЛАЛ, НАКЛОНИЛСЯ, ВЫНЫРНУЛ, ВЛЕТЕЛ
- Молодцы! Значит, не зря вас выбрал Дед Мороз. Скоро новый год. Деде Морозу пришло неожиданное письмо от его помощников Зайчонка и Бельчонка. Но Д.Мороз не может прочитать это письмо, потому что оно частично повреждено. Снежинки попали на бумагу и буквы расплылись. Давайте поможем Деду Морозу и восстановим письмо.
Текст письма:
Помогите!
Мы попали в чрезвычайную ситуацию: не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра..билось. Мы ра..положились на острове и ра..считываем на помощь. Хотя здесь нечего есть и мы и..пуганы, но мы все-таки не сдаемся и проявляем чре..мерную выдержку. Ждем помощи!
- Что мы должны сделать? (вставить буквы). Попробуйте объяснить причину постановки той или иной орфограммы.
- С какой проблемой при выполнении задания вы столкнулись?
- Опираясь на проблему, сформулируйте ТЕМУ и ЦЕЛЬ урока.
- Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
- Давайте поработаем с орфографическим словарем (задание: выделите приставки и корень, распределите в две колонки слова. Определите, почему в одном случае пишется на конце приставки З, в другом случае – С).
- Ребята, подумайте и скажите, что же произошло с приставками, оканчивающимися на звонкий согласный З, когда они оказались радом со звонкими согласными? А что с приставками, оканчивающимися на С, когда они оказались с глухими согласными?
Орфографический словарь. Ушаков Д.Н.
Б
Безлунный
Безрадостный
Бессильный
И
Изрезать
Исцелить
Р
Разбег
Распад
- Сформулируйте правило. Каким образом мы можем представить сформулированное правило? (составить алгоритм)
- Выделяем приставку и корень
- З или С на конце приставки?
- Определяю, перед каким согласным приставка
- А теперь давайте откроем учебник и сравним наши выводы с правилом. Есть ли что-то, о чем мы не сказали?
- Сейчас мы уже все знаем и можем вернуться к нашему письму и проверить, как работает правило.
- Теперь мы можем работать с упражнениями по нашей теме.
Выполнение заданий на карточках.
Задание №1. Вставьте пропущенные буквы. Соедините одной линией по порядку все буквы З. Объясните устно выбор буквы З-С на конце приставки.
бе..болезненный |
ра..жимать |
в..дыхать |
в..крикнуть |
бе…жалостный |
бе..граничный |
бе..цельный |
во..вышенность |
ра..писание |
ра..валиться |
ра..дарить |
во..награждение |
Задание №2. Прочитайте текст. Исправьте ошибки. Выпишите с лова с ошибками, распределяя их по группам:
- слова с приставками, оканчивающимися на З
- слова с приставками, оканчивающимися на С
- неизменяемые приставки
Водопад
Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко расносится грохот нисвергающейся воды. Все кругом всдрагивает от шума. Безпрерывно падает вода и разсыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бесмолвним ацепенении на это величественное явление природы.
Особенное впечатление на зрителей водопад праизводит на безоблачные дни, когда безчисленные капельки как бы разтворяются в воздухе.
- Урок подходит к концу. Итак, давайте еще раз вспомним о приставках на З-С. Чем же отличается правописание этих приставок?
- Возьмите оценочные листы. Давайте поставим баллы.
Оценочный лист
Макс.балл |
Мои баллы |
|
1. Правильно определил тему урока |
1 |
|
2. Правильно сформулировал цель |
1 |
|
3. Смог выделить проблему |
1 |
|
4. Нашел хотя бы один путь решения проблемы |
1 |
|
5. Смог составить алгоритм |
1 |
|
6. Смог правильно вставить буквы |
1 |
|
7. Выполнил упражнения по теме |
1+1 |
|
Домашнее задание:
- Правило выучить;
- Упр. 349;
- Упр. 343.
Презентация (фрагменты):