Правописание приставок на З-С

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: русский язык, приставка, приставки на З-С


На всех этапах урока предполагается: вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение заданий, рефлексия, оценочная деятельность и др.

Тип урока - изучение нового материала

Цели урока:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ход урока

- Сегодня, ребята, в центре внимания будет одно очень знакомое вам слово. А вот о каком слове именно будет идти речь, вы узнаете, собрав определение слова. Задание: выстроить слова на карточках в логическом порядке (работа с понятием «приставка»).

Приставка - это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

- Какие приставки вам известны?

- Выделите в словах приставки. Могут ли эти приставки изменяться?

ПОБЕЖАЛИ, НАРАСТАЛИ, СДЕЛАЛ, НАКЛОНИЛСЯ, ВЫНЫРНУЛ, ВЛЕТЕЛ

- Молодцы! Значит, не зря вас выбрал Дед Мороз. Скоро новый год. Деде  Морозу пришло неожиданное письмо от его помощников Зайчонка и Бельчонка.  Но Д.Мороз не может прочитать это письмо, потому что оно частично повреждено. Снежинки попали на бумагу и буквы расплылись. Давайте поможем Деду Морозу и восстановим письмо.

Текст письма:

Помогите!

Мы попали в чрезвычайную ситуацию: не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра..билось. Мы ра..положились на острове и ра..считываем на помощь. Хотя здесь нечего есть и мы и..пуганы, но мы все-таки не сдаемся и проявляем чре..мерную выдержку. Ждем помощи!

- Что мы должны сделать? (вставить буквы). Попробуйте объяснить причину постановки той или иной орфограммы.

- С какой проблемой при выполнении задания вы столкнулись?

- Опираясь на проблему, сформулируйте ТЕМУ и ЦЕЛЬ урока.

- Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
- Давайте поработаем с орфографическим словарем (задание: выделите приставки и корень, распределите в две колонки слова. Определите, почему в одном случае пишется на конце приставки З, в другом случае – С).

- Ребята, подумайте и скажите, что же произошло с приставками, оканчивающимися на звонкий согласный З, когда они оказались радом со звонкими согласными? А что с приставками, оканчивающимися на С, когда они оказались с глухими согласными?

Орфографический словарь. Ушаков Д.Н.

Б

Безлунный
Безрадостный
Бессильный

И

Изрезать
Исцелить

Р

Разбег
Распад

- Сформулируйте правило. Каким образом мы можем представить сформулированное правило? (составить алгоритм)

  1. Выделяем приставку и корень
  2. З или С на конце приставки?
  3. Определяю, перед каким согласным приставка

- А теперь давайте откроем учебник и сравним наши выводы с правилом. Есть ли что-то, о чем мы не сказали?

- Сейчас мы уже все знаем и можем вернуться к нашему письму и проверить, как работает правило.

- Теперь мы можем работать с упражнениями по нашей теме.

Выполнение заданий на карточках.

Задание №1. Вставьте пропущенные буквы. Соедините одной линией по порядку все буквы З. Объясните устно выбор буквы З-С на конце приставки.

бе..болезненный

ра..жимать

в..дыхать

в..крикнуть

бе…жалостный

бе..граничный

бе..цельный

во..вышенность

ра..писание

ра..валиться

ра..дарить

во..награждение

Задание №2. Прочитайте текст. Исправьте ошибки. Выпишите с лова с ошибками, распределяя их по группам:

  1. слова с приставками, оканчивающимися на З
  2. слова с приставками, оканчивающимися на С
  3. неизменяемые приставки

Водопад

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко расносится грохот нисвергающейся воды. Все кругом всдрагивает от шума. Безпрерывно падает вода и разсыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бесмолвним ацепенении на это величественное явление природы.

Особенное впечатление на зрителей водопад праизводит на безоблачные дни, когда безчисленные капельки как бы разтворяются в воздухе.

- Урок подходит к концу. Итак, давайте еще раз вспомним о приставках на З-С. Чем же отличается правописание этих приставок?

- Возьмите оценочные листы. Давайте поставим баллы.

Оценочный лист

Критерий

Макс.балл

Мои баллы

1. Правильно определил тему урока

1

 

2. Правильно сформулировал цель

1

 

3. Смог выделить проблему

1

 

4. Нашел хотя бы один путь решения проблемы

1

 

5. Смог составить алгоритм

1

 

6. Смог правильно вставить буквы

1

 

7. Выполнил упражнения по теме

1+1

 

Домашнее задание:

  • Правило выучить;
  • Упр. 349;
  • Упр. 343.

Презентация (фрагменты):