Мы все знаем что у каждого предмета есть свойства, есть состав даже у снежинки-кристалики! Все состоит из чего-то! На уроке мы узнаем, что такое предложение и научимся отличать предложение от набора слов. Изучим, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, какие знаки препинания пишутся на конце предложения в письменной речи.
С помощью игры научимся менять цель предложения!
Ответьте на вопросы. Что такое предложение? Любые ли слова могут построить предложение? - Отвечает «Буратино» (Мягкая игрушка), помогают ученики!
Сравните две строки.
Кот, квадратный, хорошо, пишет.
Кот, рыжий, спит, крепко.
Из каких слов можно построить предложение, связав их по смыслу? Можно ли сказать – «квадратная собака»? «Отлично пишет собака»? Нет, нельзя.
Попробуем составить предложение из слов второй строки.
Проверьте себя.
Большая собака лежит на траве.
Мы узнали о том, что собака лежит.
Поменяется ли эта мысль, если поменять слова местами?
Большая собака лежит на траве.
Собака большая на траве лежит.
Мысль осталась прежней. Её можно образно представить или нарисовать (рис. 1).
Рис. Большая собака лежит на траве.
Сделаем вывод: Предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу.
Выполните задание. Найдите предложения.
Речка, мост, солнце.
Под мостом протекает река и светит солнце.
Произнесите ещё раз предложение спокойно и понаблюдайте за своим голосом:
Зима уже пришла.
Голос был спокойный, а к концу предложения понизился. Работу голоса, его усиление и повышение учёные назвали научным словом интонация. Когда мы произносим предложение-сообщение, то понижаем тон к концу предложения. Так мы показываем, что мысль закончена. В конце таких предложений надо ставить точку. Называются эти предложения повествовательными. Они о чём-то рассказывают, повествуют. Это их цель.
Предложения могут побуждать кого-либо к действию. Интонация в таких предложениях будет иметь разные оттенки: просьбы, приказания, требования. Такие предложения называют побудительными.
Ваня, принеси, пожалуйста, карандаш.
Таня, не плачь!
Мы можем о чем-то спросить. При вопросительной интонации тон резко повышается на важном слове в вопросе. Можно по-разному прочитать одно и то же предложение-вопрос, выделяя голосом каждый раз новое слово.
Ребята ходили в субботу в школу?
Ребята ходили в субботу в школу?
Ребята ходили в субботу в школу?
Ребята ходили в субботу в школу?
Интонация меняется в зависимости от того, что именно нужно спросить. Такие предложения называются вопросительными. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак. «?»
Рисуем на доске вопросительный знак
Существуют предложения, которые выражают свои мысли весело, с восторгом, изумлением или гневом. Такие предложения произносятся с повышенной интонацией, с восклицанием. Их так и называют – восклицательные предложения.
В конце таких предложений стоит восклицательный знак.
МАМА приехала!
Это очень интересная история!
Предложениям, в которых чувства не выражаются, дали название невосклицательные.
Потренируйтесь.
1. Прочитайте повествовательное предложение, понижая голос к концу.
Ребята ходили в субботу в школу.
2. Прочитайте восклицательное предложение, повышая голос к концу.
Ребята ходили в субботу в школу!
3. Прочитайте побудительное предложение.
Ребята, сходите в субботу в школу!
4. Прочитайте вопросительное предложение.
Ребята ходили в субботу в кино?
Сделаем вывод. Любое предложение бывает ............
Сделаем вывод. Любое предложение бывает ............
Для закрепления материала проводится командная игра «Интонация»!
Правила игры «Интонация»
На доске пишем текст и даем задание по нему:
1 команда - прочитайте текст так, чтобы он стал по цели высказывания вопросительным;
2 команда - прочитайте текст так, чтобы он стал по цели высказывания побудительным.
Домашнее задание
Найдите предложение:
Зима, снег, лед, реки.
Зимой идет снег.
Зимой льдом покрываются реки.
Запишите следующее предложение по всем целям высказывания(Повествовательное, побудительное, вопросительное)
Дети пошли кататься на санках.
Список литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания Источник)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас. (ссылка для скачивания Источник)
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/ Учебник. (https://interneturok.ru/admin/lessons/12614/Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994)