Использование логопедических технологий на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: однокоренные слова


Одной из наиболее трудных тем русского языка является тема «Правописание корневых орфограмм». Знакомство с ней происходит у ребенка в 1 классе еще на этапе изучения Азбуки. Создавая учебную проблему, учитель показывает, что произношение не всегда совпадает с написанием конкретного слова. Тут возникает вопрос «как писать?» и «как проверить написание, чтобы не допустить ошибки?» С простыми словами все работает неплохо. Многие учащиеся проверят коты́ - кот; мосты́ – мост, грибы́ – гриб.

Но по мере усложнения проверяемых слов неизбежно возникают проблемы. Логопедам и учителям знакома ситуация, когда ученик легко может подобрать 1-2 однокоренных слова, а если они не подходят как проверочные, то попадает в тупиковую ситуацию и бросает слово. Чтобы избежать данных затруднений, учитель либо сам подбирает однокоренные слова, либо предлагает только заведомо удобные для проверки слова, облегчая учебную задачу. Подбор гнёзд однокоренных слов весьма длительный и трудоёмкий процесс, и учитель часто им пренебрегает. Поэтому данное задание обычно сводится к 1-2 словам. А если учитель часто повторяет одни и те же слова, просто заучиваются проверочные слова.  Тем самым у ребенка не формируется навык  образования новых слов, нет отработанного алгоритма действий.

Особенно уязвимы дети, имеющие нарушения речи. Они не уверенны, является подобранное слово однокоренным и родственным или нет. Может ли оно быть проверочным или не может? Поэтому, для проверки безударного гласного в корне учащиеся часто подбирают слова, ориентируясь на звуковую схожесть слов, не вникая в лексическое значения самих слов. Например, лесной – слесарь, бег – бегемот, копать – капелька, море – уморить, морщился и т.п. Процесс образования нового слова от имеющегося корня тоже вызывает затруднение. Изменяя форму слова, ученики думают, что нашли новое слово.

Мы предлагаем задания для логопеда или учителя, на которых удобно отрабатывать данные темы.

Подбор гнёзд однокоренных слов

Данное задание часто вызывает у детей затруднение. Гораздо легче они подбирают синонимы, антонимы, так как такая работа ведется не только на уроках русского языка и развития речи (изложениях, сочинениях), но и на уроках литературного чтения.

В предлагаемых упражнениях на начальном этапе проводится анализ предложенных слов, и выявляются слова, подходящие под описание. Логопеду или учителю следует всегда требовать объяснения, почему ученик сделал такой выбор? Иногда ребенок интуитивно чувствует «родственность» слов, но объяснить, сформулировать словесно не может.

Данные упражнения могут быть предложены на слух или в письменном виде, на усмотрение преподавателя.

Упражнения

Упражнение 1. Выбери только однокоренные слова; объясни свой выбор

1) нос, носок, носки, переносица, переносится (перемещается), носовой, носики;
2) носить, носильщик, носовой (платок), переноска, поднос;
3) море, моряк, морщины, морской, морс, мореход, мореплаватель, уморить, матрос;
4) сон, соня, сено, заснуть, сниться, сновидения, с нотами;
5) корм, кормушка, кормовая (свёкла), карман, корни, кормиться;
6) след, следовая (полоса), следопыт, проследить, с ледника, ледоход, следователь;
7) утка, уточка, утёнок, утята, утюг, тюкать (стучать);
8) бег, бегут, бегуны, беглец, бедствие, побег, сбегать, бегемот, бегунья;
9) лепка, лепить, липучка, прилепить, липкий, лепёшка;
10) стол, столик, столбик, столовая, столяр, столовые (приборы).

Упражнение 2. Ученики подбирали однокоренные слова, и допустили ошибки. Найди ошибки, объясни свой выбор

1) пир - пирог - пиро́га – вампир – пиранья – пернатый;
2) Вера – верба – веранда;
3) лес – лесной – слесарь – колесо – лесенка;
4) мера – за́мер – мёртвый;
5) бег – бегемот – береговой;
6) пятно – пять – пятиться;
7) Тёма – темно  –  тема;
8) катить – Катя – каталка;
9) век – веки – человек;
10) крыша – крыжовник;
11) вор – ворона  –  ворота;
12) мыши – мышечный  –  мышление;
13) утка – утварь  –  утирать.

Упражнение 3. Вставь в предложение нужное слово, объясни свой выбор

Бегун – беглец.
Российский _____________ пришёл к финишу первым.
Опасаясь погони, ____________ всё время огладывался и прислушивался.

Лесок – лесник
Вдали от деревни на опушке в старом домике жил _____________.
Лишь пройдя __________насквозь, Сёмка увидел дальние огни деревни.

Грибник -  грибница
Только опытный _____________ может рассчитывать на успех в незнакомом лесу.

Водяной – водный
Самым дешевым в мире является__________ транспорт.
____________ насос быстро накачал в бочку воды.

Замер – мера
Надо во всем знать ______.
Чтобы окна хорошо открывались, нужно сделать правильный __________.

Вековой – вечный
В роще росли __________ дубы.
В День Победы дети возлагают цветы к   __________ огню.

Поздний – опоздавший
По выходным в нашей семье всегда__________ завтрак.
Дядя Ваня, __________ на последний автобус, пошёл до деревни пешком.

Упражнение 4. Подбери однокоренные слова разных частей речи. Запиши полученные слова в таблицу

Данное задание можно давать, как разминку в начале занятия.

Памятка:

1. Прочитай слово. Определи часть речи.

2. Подумай, что обозначает данное слово; вспомни, где, в каких ситуациях ты слышал это слово, в каких фразах и словосочетаниях оно использовалось.

3. Заполни таблицу.

 

Имя
существительное

Имя
прилагательное

Глагол

Наречие

Бег

 

 

 

 

Век

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бег, боль, век, вера, вес, вода, глаз, грозный, город, дом, загадывать, звучать, звонить, земля, зима, капля, клей, мера, мир, море, переносить, пир, пятно, радость, сад, свежий, свет, снег, соль, старт, стекло, тяжело, цвет.

Следует учитывать, что сложнее всего детям подбирать имена существительные, так как номинативный словарь часто ограничен словами обихода. Имена прилагательные и глаголы подбираются легче, если есть понимание лексического значения заданного существительного.

Упражнение 5. Прочитай слова*. Что можешь сказать о них? Используя не менее 5 родственных слов, придумай рассказ. Озаглавь его

*Слова можно использовать из предыдущих упражнений.

Упражнение 6. «Задание другу»

Составь задание для своего друга на тему «Проверка безударной гласной в корне». Придумай цепочку однокоренных слов. А твой друг должен выбрать только те слова, которые являются проверочными.

Образец: к..ты – котёнок, котик, Котофей, Котов.

Слова для справок: глаза, носы, нога, тяжело, возить, болеть, сидеть, писать, весёлый, бежать, грибы, …