Русский язык
-
Урок развития речи "Описание природы. Музыкальный пейзаж" (6-й класс) 2009
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе. Урок разработан согласно модели обучения в сотрудничестве.
-
Ономастика: научный поиск и творчество 2009
Урок проводится в цикле уроков "Региональный компонент при изучении русского языка". Работа учителя и учеников направлена на развитие у учащихся навыков исследования, на расширение словарного запаса, умения работать со словарями, справочниками, историческими документами.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Буквы о–ё после шипящих в корне" 2009
Повторение и изучение материала происходит в игровой форме. В основе урока лежит личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку учащихся (постановка проблемы и ее решение, индивидуальная работа, опора на субъективный опыт учеников, рефлексия).
-
Контрольные диктанты и тесты 2009
В данном материале представлены контрольные диктанты и тесты, которые можно использовать по итогам изучения темы, а также применять на уроке как повторение материала в 9-м классе.
-
Урок развития речи "Жизнь дана на добрые дела" 2009
В последнее время в школьной и вузовской практике анализу текста уделяется большое внимание. Называется этот анализ по-разному: лингвистический, стилистический, лингвостилистический, филологический. В основе школьного анализа всегда лежит литературоведческая концепция. Задача школьного анализа - создание читательской интерпретации произведения и соотнесения её с научным исследованием текста.
-
Урок развития речи "Сочинение – описание куклы-матрешки" 2009
Данный урок способствует приобщению учащихся к истокам народного промысла, учит ценить, любить, гордиться культурой русского народа. На уроках развиваются творческие способности учащихся, обогащается словарный запас языка, закрепляются знания об описании. Творения илимских умельцев, виды матрешек создают праздничную атмосферу урока, воздействуют на учащихся эстетически
-
Урок развития речи в 8-м классе по теме "Описание действий" (в спорте). По учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой 2009
Урок расширяет словарный запас учащихся, обогащая их речь деепричастиями и деепричастными оборотами для передачи динамичности развития действия. Неожиданным подарком и эмоциональным подъемом урока стала видеосъемка игры в баскетбол самих ребят, которую они увлеченно комментировали.
-
Урок развития речи в 8-м классе "Диалог с морем" 2009
Представлен повторительно-обобщающий урок в 8-м классе, после изучения темы односоставные предложения.
-
Лексическое значение слова 2009
В статье рассматриваются некоторые подходы в преподавании русского языка, дается понятие о региональной топонимике, ее своеобразии и неразрывной связи с русским языком, литературой, историей, географией через практические методы воспитания.
-
Неопределённая форма глагола 2009
Для пробуждения интереса учащихся к предмету и поддержания этого интереса на протяжении всего периода обучения ИКТ и интерактивная доска позволяют сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, а также более эффективно осуществлять "обратную связь".
-
Урок развития речи. Сочинение – описание пейзажа И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" (4-й класс) 2009
Представлен сценарий урока русского языка в 4-м классе, на котором дети, описывая словами пейзаж И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу", совершенствуют свою речь, развивают познавательно-творческие способности.
-
Лингвистический анализ текста по материалу рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" (развивающий курс по русскому языку, 6-й класс) 2009
Урок лингвостилистического анализа текста в рамках развивающего курса имеет своей целью приучить школьников к внимательному прочтению художественного произведения, умению анализировать его языковые и стилистические особенности. Задания подобраны с учетом современных требований по подготовке к ЕГЭ.
-
Урок развития речи в 10-м классе "Я Вам пишу…" (экскурс в историю письма) 2009
Статья знакомит с эпистолярным жанром русской эстетики XIX века – письмом. Рассматривается не только содержание, но и оформление письма. Кроме личных писем, существуют и служебные (деловые) письма, которые являются не только носителями определенной информации, но и правовым документом. Оно должно состоять из введения, доказательств, заключения.
-
"Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных" (6-й класс) 2009
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных (6 класс). Урок ознакомления с новым материалом.
-
Урок-игра в 8-м классе на тему "Словосочетание. Простое предложение" 2009
Урок повторения по русскому языку представлен в виде урока-игры. Чтобы игра оказалась праздником остроумия, находчивости, а не превратилась в вечер вопросов и ответов, используются стимулирующие приемы "К+", "5+", позволяющие учащимся моментально заработать положительные оценки или баллы в общую копилку команды. Вниманию школьников представлены шесть тем с определенным количеством вопросов.
-
Урок повторения по теме "Морфемика" (5-й класс) 2009
Разработка данного урока позволит учителю повторить основной материал по теме «Морфемика», выявить пробелы перед проведением контрольной работы. Задания, форма урока, использование слайдов направлены на развитие творческих способностей пятиклассников, способствуют формированию интереса к предмету.
-
Дискуссия "В споре рождается истина…" (11-й класс) 2009
На данном уроке были использованы материалы из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном". Для того чтобы дискуссия была более продуктивной, необходимо выполнить ряд условий, прежде всего соблюдать основные этические правила ведения дискуссии. Здесь может помочь составление самими учащимися кодекса полемиста, следование которому становится делом чести каждого. Большая роль в построении и развитии дискуссии принадлежит ведущему.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Как образуются слова в русском языке" (используется учебник М.М. Разумовской) 2009
Как заинтересовать ребят изучением русского языка? Я стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес к предмету. Главное - организовать работу на уроке так, чтобы каждый учащийся соотносил "сказочный" материал с теоретическим материалом учебника. Я предлагаю один из возможных вариантов проведения урока в 5-м классе, когда изучается тема "Способы образования слов", с использованием лингвистической сказки.
-
Урок русского языка в 8-м классе с использованием современных педагогических мотивационных технологий через активные формы и технологии развития критического мышления через чтение и письмо 2009
В работе представлен урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сказуемого". Для реализации всех аспектов цели занятия учитель использует технологию развития критического мышления через чтение и письмо, а также информационные технологии как при подготовке, так и во время урока. Обобщение и систематизация большого объёма учебного материала проведено в строгой логической последовательности и при высокой активности учащихся.
-
Повторение орфограмм, изученных по теме "Глагол" 2009
Урок-закрепление, проводится после изучения темы "Глагол" в 6-м классе. Основан на заданиях разного уровня сложности, помогает каждому учащемуся проявить себя на уроке и выполнить задание, которое будет для него посильно. Может оказаться полезным как молодым учителям, так и учителям со стажем.
-
Урок-исследование по теме "Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями" 2009
Урок по теме "Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями" проводился в 8-м классе. Данный урок - это урок-исследование. На таком уроке учащиеся самостоятельно получают новые знания, а роль учителя является косвенной.
-
Мультимедийный урок по русскому языку в 10-м классе по теме "Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации" 2009
В уроке реализован актуальный сегодня коммуникативно-когнитивный подход к обучению: процесс изучения темы "Интонация" тесным образом связан c речевой практикой, ориентирован на совершенствование культуры устной речи, на осмысление эмоциональной и художественно-экспрессивной силы интонации, о чём свидетельствуют творческие, игровые и исследовательские задания урока.
-
Использование технологии уровневой дифференциации обучения (ТУДО) на уроках русского языка 2009
Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и психологический комфорт усвоения знаний, мотивацию учебы, развитие когнитивных способностей, умение выделять главное, анализировать, сравнивать, сопоставлять, рождает веру в свои силы.
-
Информационно–педагогический модуль "Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы" 2009
Информационно-педагогический модуль "Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы" разработан в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве и личностно-ориентированного обучения. Данный модуль предназначен для эффективной работы с группами разного уровня обученности, поэтому его можно применять на уроках русского языка и литературы.
-
Олимпиадный тренинг "Морфемная структура слова с современной и исторической точек зрения" 2009
На несоответствии состава слова с точки зрения современного русского языка и истории (этимологии) строятся многие олимпиадные задания. Данная работа представляет собой олимпиадный тренинг и содержит материал, направленный на формирование у учащихся навыков морфемного и этимологического анализа слова.
-
Обобщающий урок в 5-м классе по теме «Лексика "Много слов на Земле…"» 2009
Данный урок содержит разнообразный материал для обобщения, систематизации и проверки знаний. Тестовые задания и проверочные работы построены таким образом, что учитель имеет возможность проверить усвоение теоретических понятий и практических умений и навыков; позволяют развивать навыки работы с компьютером, само- и взаимопроверки.
-
Использование ИКТ при разработке модифицированных образовательных программ по русскому языку 2009
Только тот педагог, который сам создает свои авторские проектные разработки, имеет больше шансов успешно работать в современном образовательном пространстве в режиме проектно-исследовательской, эвристической деятельности со школьниками. Стоит отметить, что сегодня многие педагоги самостоятельно готовят медиаподдержку для своих занятий, работая в режиме собственного авторского стиля.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Мягкий знак после шипящих в наречиях" 2009
Разработанный мною урок по теме "Мягкий знак после шипящих в наречиях" даёт возможность повторить и обобщить ранее изученное по теме "Наречие", а также систематизировать знания учащихся по теме "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи". Учащимся предлагаются разноуровневые задания.
-
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка" 2009
Урок проводится в нетрадиционной форме - экскурсия в "музей" русской игрушки. Рассказы о русской игрушке знакомят детей не только с образцами текстов-описаний, но и с историей родной страны, с её неповторимой культурой. Культурологические моменты урока органично переплетаются с работой по развитию речи.
-
Урок русского языка в 6-м классе на тему "Употребление наклонений глагола в речи" 2009
Урок представляет собой изучение нового материала на основе нескольких уроков по теме "Глагол". Урок проводится в форме творческой лаборатории, в которой используются различные формы работы с учащимися. Целями данного урока являются закрепление знаний учащихся о наклонениях глагола, раскрытие выразительной возможности употребления глаголов в речи; обретение умения определять наклонение глаголов в тексте.