Цель урока: содержательные коммуникации при формировании орфографического действия - овладение общим способом решения этих задач с последующей его конкретизацией в процессе решения частных задач.
ПРОЕКТ УРОКА
1 этап - Актуализация знаний (цель: восстановление признаков изученного способа).
- Посмотрите на меня внимательно. Я хочу увидеть ваши глаза, понять, как вы готовы к уроку, какое у вас настроение.
- Вы готовы к уроку?
- Что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно? (Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть; работать быстро и дружно).
- Давайте поможем нашим гостям разобраться в том, чем мы занимаемся на уроках русского языка на данном этапе.
- На уроках русского языка мы работаем :
- И вы умеете проверять их? (Да.)
- А как вы это делаете? (По способу.)
- Хотите проверить себя?
- Вот вам задание: (у каждого на карточках):
УЛЫ_ КА -
ГРИ_ -
З_МА -
ВЗ_ ЛА -
Что будете делать? (Проверять орфограммы слабых позиций.)
- Делайте. (Самостоятельная работа учащихся)
Проверка:
- Что нужно было помнить, чтобы выполнить это задание? (Общий способ.)
- Задание получили одинаковое, а результат получился разный. Почему?
- Кто прав?
2 этап (цель: раскрытие границ применения изученного способа)
- Может, попробуете вместе обсудить, как проверить орфограммы слабых позиций в словах названиях - действий?
(Работа в группах - задание на листах):
СП_СЛИ -
Д_РЖУ -
(Группы представляют свои наработки)
(если не будет варианта, то ввести свой: а вот ребята другого класса предложили действовать так: нужно связать слова со словом ОН.)
На доске:
Сп_сли - он вчера спас;
Д_ржу - он сейчас держит;
- Может этот приём действует только для этих слов?
(дети предлагают понаблюдать за другими словами: (выбирают на какой доске работать: [с м а т р` э л], [п` и ш у], [п р а ш у] )
НА ДОСКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
В зимнюю пору каждый ша_ птиц и зв_рей вид_н на чист_м сн_гу.
-Можете сказать, что вы уже научились проверять орфограммы слабых позиций во всех словах?
- Значит, нам есть над, чем работать завтра?
3 этап (цель: создание предпосылок выхода на способ)
Итоговая рефлексия.
- Какую задачу решали на уроке?
(как проверить орфограммы слабых позиций в словах-названиях действий)
- Надо в способ внести дополнения?
(дополняют модель)
- Кому было трудно? Почему?
- Кому легко?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Всем спасибо. Мне было приятно с вами работать.
Проектирование урока.
Цель данного урока - организация содержательных коммуникаций при формировании орфографического действия (овладение общим способом решения этих задач с последующей его конкретизацией в процессе решения частных задач.)
В технологии РО основной подход - деятельностный.
В соответствии с требованиями технологии уроки данного типа имеют цель: формирование определённых умений учащихся посредством переноса приобретённых знаний и их первичное применение в новых или изменённых условиях. Основные этапы урока: актуализация знаний с целью восстановления изученного способа; проблематизация с целью раскрытия границ применения изученного способа; создание предпосылок выхода на модель.
Результатом урока должно стать доказательство значимости проверки орфограмм слабых позиций в словах - названиях действий путём их изменений, связывая их с определёнными словами.
АНАЛИЗ УРОКА.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | Результат деятельности учащихся |
1. Актуализация знаний с целью восстановления признаков изученного способа. | 1. предъявление задания 2. организация обсуждения выполненного задания |
1. выполнение задания 2. соотнесение результатов |
Индивидуальная Фронтальная |
Возникновение у учащихся состояния
успеха Оценка знаний |
2. Проблематизация с целью раскрытия границ применения изученного способа | 1. Предъявление задания 2. Организация групповой работы 3. Организация содержательной коммуникации для того, чтобы выйти на то, что изменять слова можно связывая их с другими словами |
1. Выполнение заданий (вычленение области приложения способа) 2. Поиск новых путей проверки 3. Содержательная коммуникация |
Групповая | Возникновение мотива. Планирование действий, анализ ситуации, постановка и решение учебной задачи |
3. Создание предпосылок выхода на способ. | Организация работы Предъявление задания |
Конкретизация общего способа | фронтально | Дополнения в способ |
АНАЛИЗ УРОКА
Под учебными содержательными коммуникациями понимается специально организованное взаимодействие двух и более участников с целью понимания себя и других.
Целью данного урока явилась организация содержательных коммуникаций при формировании орфографического действия (овладение общим способом решения этих задач с последующей его конкретизацией в процессе решения частных задач.)
Задачами урока стали:
- Конкретизация способа проверки орфограмм слабых позиций в словах - названиях действий.
- Введение глагола в поле зрения детей как особого слова, слова - названия действия, и обеспечение овладением приёмами его проверки.
- Создание мотивации, как необходимого условия понимания. (Понимание - это способность применять знания в новых ситуациях.)
Средством для получения результата было создание проблемной ситуации и организация самостоятельной деятельности учащихся по решению этой проблемы.
Результатом урока должно стать доказательство значимости проверки орфограмм слабых позиций в словах - названиях действий путём их изменений, связывая их с определёнными словами.
В начале первого этапа - актуализации знаний - мы работали с моделями: орфограммы слабых и сильных позиций и общего способа проверки орфограмм.
Конец первого этапа урока - создаётся проблемная ситуация, появилась необходимость для организации коммуникаций. Предложение учащимся самостоятельного поиска.
Предъявляется задание для работы в группах, с целью раскрытия границ применения изученного способа и его конкретизации.
На заключительный этап урока - рефлексии - предъявляю задание, чтобы дети могли определить границы применения способа.