Урок русского языка по теме "Синонимы"

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Дидактическая цель - усвоение учащимися понятия синонимов.

Дидактические задачи:

  • актуализация прежних ЗУН: лексика, лексическое и грамматическое значения слов; однозначные и многозначные слова; переносное значение слова; омонимы.
  • формирование новых ЗУН;
  • применение новых способов действия.

Учебные задачи для учащихся: выполнение упражнений, нахождение синонимов в тексте, нахождение их отличительных признаков, применение синонимов в речи.

2. Развивающая цель - развитие аналитического мышления учащихся и способности систематизировать и обобщать полученные знания.

3. Воспитательная цель - воспитание интереса к языку на основе творческой работы.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Повторение

- Сегодняшний урок мне хочется начать такими словами:

Пришла, рассыпалась…
Клоками повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…

- О каком времени года идёт речь? Как вы догадались?

- Как вы думаете, что написано в толковом словаре о слове зима?

- Создайте собственную словарную статью.

- А в толковом словаре Ожегова написано следующее: Зима, -ы, ж. Самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне.

- Мы с вами записали слово зима и дали его лексическое значение.

А сейчас проделаем обратную работу: по лексическому значению слова отгадайте, о чём идёт речь.

1. Все слова языка образуют его словарный состав или … (лексику)

3. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению называются…(омонимами)

4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …(многозначные)

5. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …(однозначные)

6. Словарный запас человека…(лексикон)

- А слово под цифрой 2 запишем чуть позже, когда познакомимся с новым материалом.

3. Синтаксический разбор

- Падает снег осторожно в белые руки берёз. (пов., невоскл., прост., распр.)

- Какое выражение употреблено в переносном смысле? Почему?

- Составьте (устно) предложения, чтобы слово руки было в прямом значении.

4. Работа над новым материалом (на доске)

Метель, пурга, вьюга, позёмка

- Ребята, что объединяет эти слова? (значение, часть речи)

- Что общего в их лексическом значении? А в чём разница?

- Посмотрим лексическое значение слов в словаре.

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга
Пурга - сильная снежная вьюга, буря.
Вьюга – снежная буря.
Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.

- Расположите эти слова по степени нарастания силы и покажите свой ответ цифрами.

- Такие слова, которые обозначают одно и то же, являются одной и той же частью речи, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, называются синонимами. (открыть вторую строчку кроссворда).

а ) Словарно- орфографическая работа

Син- «одно»

Оним- «имя» (греч.)

Синоним - термин легко объяснить: эти слова как члены одной семьи, они похожи при всей своей непохожести.

б) На столах у вас лежит текст, прочитаем его.

Чудесный день.

Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливали всеми цветами радуги. Небо сияло чистейшей голубизной.

(М. Ефетов)

- О чём говорится в тексте?

- Что хочет сказать нам автор?

- Какое прилагательное использует автор, чтобы показать, что день очень хороший?

- Оказывается, синонимами могут быть не только имена существительные, но и прилагательные.

- Продолжите ряд синонимов:

Чудесный, прекрасный… (хороший, изумительный, превосходный, отличный)

- Какие общие грамматические признаки есть у этих прилагательных?

- Составьте с этими словами словосочетания.

- Синонимами могут быть и глаголы. Найдите их в тексте. Запишем их в неопределённой форме.

Блестеть, сверкать, сиять.

- Какими словами можно дополнить этот ряд?(искриться, переливаться)

- Записанные нами синонимы образуют синонимические ряды.

- Если нам нужно подобрать синонимы, то можно обращаться к словарю синонимов.

- Давайте посмотрим, что станет с текстом, если в нём не будет синонимов (читают)

- Для чего же нужны синонимы?( чтобы избежать повторов, чтобы более точно выразить
мысль, чтобы речь была краше и богаче)

5. Закрепление

- Ребята, а какой самый любимый праздник у детей зимой?

- Вот из леса к нам пришла гостья:

Вырастала ёлка
В лесу на горе.
У неё иголки
Зимой в серебре.
У неё на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.

- А поторопились нарядить ёлку ребята младших классов. Они не знают, что такое синонимы и повесили лишние игрушки.

- Покажите, какая игрушка лишняя в каждом ряду. Почему?

- А сейчас поиграем: каждый вариант получает листочек с написанным на нём словом. Нужно как можно быстрее написать цепочку из синонимов данного слова. (Волшебный, старый, похитить, тишина, несчастье, бежать.)

6. Итог

- С каким новым понятием сегодня познакомились? Что это такое?

7. Д/з с. 144( наиз.), упр. 345

Список литературы.

  1. Е.И. Никитина «Уроки русского языка в 5 классе» М. Просвещение, 2001г.
  2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» М, 2005г.