Стратегия инновационного обучения, имеющая целью развитие личности учащихся, предполагает изменение мотивационно-смысловой установки учителя и учащихся, ориентированность на совместную поисковую деятельность, изменение характера учебных задач (выдвижение на первый план эвристических задач), разнообразие форм и методов, обогащающих мотивы учения и расширяющих мотивационную сферу личности учащихся.
Построение учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка как партнерства педагога и учеников может быть успешно реализовано в проблемных методах обучения, в частности при решении эвристических (проблемных) задач. Этот прием построен так, что усвоение учебного материала оказывается погруженным в общение, обмен действиями и инициативами, т.е. непосредственное взаимодействие учащихся с учителем и между собой, изменение позиций участников.
Активные методы обучения, кроме улучшения усвоения предметного содержания (благодаря активной позиции учащихся и большему разнообразию психологических форм заданий), развития воображения и творчества, благоприятно влияют на развитие личности и всего коллектива в целом, формирует "единое смысловое поле деятельности", обеспечивая единство обучения и воспитания.
Активный диалог и совместная деятельность на равных побуждают учащихся соучаствовать при рождении новых мыслей, мобилизует имеющиеся у них знания и опыт.
Ведущую роль в побуждении к многообразию форм социальных и межличностных взаимодействий играют эвристические задачи.
При определении понятия "задача" можно отметить некоторые разночтения. Ряд авторов понимает "задачу" как "учебное задание" (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер), как "проблемную учебную задачу: совокупность вопросов, создающих проблемную ситуацию" (В. Кудрявцев), как задачу, содержащую "объективное противоречие" (М.И. Махмутов). В связи с вышеизложенным отметим, что существует справедливое мнение, в соответствии с которым признается объективность задачи. А значит, в этом значении "задача" совпадает с термином "задание" и "учебная проблема". В психологии одновременно широко используется термин "задача" в значении "мыслительная задача", в которой участвует мышление субъекта (В.А. Малахова).
Определяя понятия "проблема", "задача", "задание", одни авторы подчеркивают объективный, другие - субъективный характер этих понятий. В какой-то мере преодолеть подобные разночтения и определить различия между понятиями "проблема", "задача" и "задание" помогает справедливое высказывание М. И. Махмутова, который считает, что ":задача воспринимается слушателем как проблема, когда он "видит" определенную связь между данными задачи и требованиями новой информации, содержащимися в ней, со своими прежними знаниями. В этом случае задача как объективное явление принимает субъективный характер, она отражается в сознании человека и становится для него проблемой" [4]. Существенно также соотношение понятий "задача", "задание", "проблема" и "проблемная ситуация", поскольку задача, отражаясь в сознании человека, становится для него проблемой, которую он должен решить в проблемной ситуации. Считаем, что содержание понятий можно раскрыть через связи, существующие между ними.
Современный урок русского языка имеет триединую цель - познавательную, воспитательную, развивающую. Способы организации учебной работы должны обеспечивать одновременно у учащихся активной познавательной позиции и усвоения конкретных лингвистических знаний и умений. Использование эвристических задач на уроках русского языка позволяет в полной мере реализовать указанные функции современного урока.
Приведем примеры эвристических задач, используемых на уроках русского языка:
1. Найдите два русских слова, которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении. Придумайте несколько примеров для каждого языка, который вы знаете.
2. Поясните, как были образованы слова каша, винегрет, окрошка - в значении "путаница, мешанина"; страшно, жутко, ужасно - в значении "очень"; море, река, потоки (слез) - в значении "очень много".
3. Определите, по какой модели, как и на базе чего образованы приведенные ниже индивидуально-авторские неологизмы: Я опьянен, я очарован. Короче - я огончарован (Пушкин); толкастика (Чехов); полуподлец, полуневеджа (Пушкин); бездарь (Северянин); громокипящий (Тютчев); тарел (Вознесенский); русал (Нагибин); головотяп (Салтыков-Щедрин); нимф (Ильф и Петров); спаха (А. Белый).
4. Что общего между рубахой и рублем, между румянцем и рудой, между огородом и городом?
5. Какие значения имеет глагол дышать в приведенных отрывках из поэтических текстов?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день: (А. Пушкин).Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей: (Н. Языков).Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом: (А. Блок).
6. В этимологическом словаре о слове красный сначала говорится, что оно общеславянское, а потом, что оно собственно русское. Объясните это "противоречие".
7. Можно ли, не заглядывая в словарь, предположить, из какого языка заимствованы слова аркан, капкан, чугун, лапша?
8. Какая игра слов кроется в следующих строчках из сказки о царе Салтане:
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости.
Работа над эвристическим заданием удовлетворяет познавательные потребности школьника, способствует формированию аналитических качеств, развивает логическое мышление, учит обосновывать свою точку зрения, что очень важно для подростков. При ответе на один вопрос используется целый комплекс учебных умений, позволяющий формировать лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции.
Эвристическое задание на уроках русского языка может быть:
Исследовательским: Проведите и вы свое исследование на тему: "Есть ли различие языка юношей и языка девушек?"
Аналитическим: Что, по-вашему, влияет на выбор подписи участниками форумов? Какова роль подписей в Интернет-общении?
Прогностическим: Какие имена, на ваш взгляд, могут появиться в XXI веке? Почему и как они возникнут?
Коммуникативным: Предложите нестандартное начало вашей речи для следующих ситуаций:
- в качестве ведущего ток-шоу, концерта звезд российской эстрады,
- перед учителями на педсовете вашей школы,
- перед пассажирами междугороднего автобуса,
- перед участниками дистанционных эвристических олимпиад,
- в качестве нового губернатора Чукотки,
- в качестве английской королевы.
В зависимости от предлагаемого вида дальнейшей деятельности в открытом задании формируются разные умения школьников.
Таким образом, использование эвристических задач на уроках русского языка следует тенденциям современного образования: активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию их интеллектуального, творческого потенциала, позволяет формировать у обучаемых мотивацию учения, а также ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую.
ЛИТЕРАТУРА
- Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. - М.: Просвещение.- 1983 г. - 223 с.
- Кудрявцев Т. В. Эвристическое обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991. -125 с.
- Меретукова З. К. Теоретические и практические основы развивающего обучения/ З. К. Меретукова. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1994. - 228 с.
- Махмутов М. И. Эвристическое обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.