Модель урока русского языка в 11-м классе по обучению школьников комплексному анализу текста и написанию сочинения-рассуждения в соответствии с критериями демоверсии-2009

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. совершенствовать умение анализировать авторский текст;
  2. совершенствовать коммуникативно-речевое умение создавать сочинение-рассуждение на основе исходного материала.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного материала.

Оборудование: памятки, раздаточный материал.

1 час урока

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

Обработать предложенный текст. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Выявить количество орфограмм и назвать их.

В нынешней квартире моей нет н.. одной старой вещи н..чего из того что когда(..)то пр..надлежало родителям связано было бы с ж..знью отца деда н..чего фамильного наследова..ного. Низенькие эти трёхногие стол..ки да диван(..)кровать с п..ролоновой н..чинкой да полки где те(же) книги что и у всех, - новые, новёхонькие. Была, правда, старая настольная лампа купле..ная в коми..сио..ном чужая ст..рина не вызывающая н..каких восп..минаний поэтому ничем (не)дорогая. Такие вещи стоят столько сколько стоят… Из них не составишь цепь времён.

Со стыдом вспом..наю сколько бе..це..ного уничтожил я уничтожил безв..звратно.

Из этого складывался быт который я уже (не)застал или который застал лишь краешком. Вещи среди которых выр..стали наши родители были заметной обыденностью а ныне они дикови(н,нн)ые, даже непонятные: сап..жные колодки ухват п..сочница. По ним можно было представить, как они жили, - и бедность и тяжесть р..боты и в..селье.

Это была не только этн..графия и не только история, но и та повс..дневная жизнь которую так трудно восстановить которая у каждого пок..ления своя и которая уходит с ним…

Однажды я п..пал в маленький стари..ный г..родок на б..регу Онежского озера, и Николай Иванович учитель истории пок..зал мне мес( )ный музей. Выт..нутый одн..этажный деревя(н,нн)ый дом бывшая школа ст..ял на ..краине в запуще(н,нн)ом саду. Муз..й был создан руками Николая Ивановича. Четверть века он соб..рал всё что отн..силось к истории.. края. Оруж..е времён Гражданской войны красн..армейские книжки фот..графии. Но больше всего зан..мали его предметы быта. Он выпрашивал старые сам..вары плакаты прялки даже мебель. Из дальней деревн.. он пр..тащил на себе т..желе(н,нн)ый п..чтовый ящик александровских времён фонарь выв..ску земской б..льницы. Чего тут только (не)было! Старая деревя(н,нн)ая посуда берестя(н,нн)ые игрушки, вплоть до берестя(н,нн)ого мяч..ка. Детские грабли весело разукраше(н,нн)ые чтобы пр..ох..тить реб..тишек к работе, жестя(н,нн)ые банки из-под монпасье и чая тетрадки первых лет революции, календари кова(н,нн)ые замки выш..тые рубахи…

III. Работа с текстом.

Учитель. Ребята, вам предложен был текст, но абзацы в нём стоят неверно. Задание: составить текст, доказать. Для этого вспомним, признаки текста. (с.144-145 Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи : Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение, 2004. )

Итак, составляем текст.

Затем учитель раздает текст Астафьева.

Старые вещи

(1) Со стыдом вспоминаю, сколько бесценного уничтожил я, уничтожил безвозвратно.

(2) В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного. (3) Низенькие эти трёхногие столики, да диван-кровать с поролоновой начинкой, да полки, где те же книги, что и у всех, - новые, новёхонькие. (4) Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (5) Такие вещи стоят столько, сколько стоят… (6) Из них не составишь цепь времён.

(7) Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера, и Николай Иванович, учитель истории, показал мне местный музей. (8) Вытянутый одноэтажный деревянный дом, бывшая школа, стоял на окраине в запущенном саду. (9) Музей был создан руками Николая Ивановича. (10) Четверть века он собирал всё, что относилось к истории края. (11) Оружие времён Гражданской войны, красноармейские книжки, фотографии. (12) Но больше всего занимали его предметы быта. (13) Он выпрашивал старые самовары, плакаты, прялки, даже мебель. (14) Из дальней деревни он притащил на себе тяжеленный почтовый ящик александровских времён, фонарь, вывеску земской больницы. (15) Чего тут только не было! (16) Старая деревянная посуда, берестяные игрушки, вплоть до берестяного мячика. (17) детские грабли, весело разукрашенные, чтобы приохотить ребятишек к работе, жестяные банки из-под монпасье и чая, тетрадки первых лет революции, календари, кованые замки, вышитые рубахи…

(18) Из этого складывался быт, который я уже не застал или который застал лишь краешком. (19) Вещи, среди которых вырастали наши родители, были заметной обыденностью, а ныне они диковинные, даже непонятные: сапожные колодки, ухват, песочница. (20) По ним можно было представить, как они жили, - и бедность, и тяжесть работы, и веселье.

(21) Это была не только этнография и не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, которая у каждого поколения своя и которая уходит с ним…

(По В. Астафьеву)

VI. Практическая работа в группах.

Класс делится на три группы, условно назовём, «слабые», «средние», «сильные» ученики.

Задание для группы №1.

  1. Объясните лексическое значение слова «приохотить» в17 предложении. Какова его роль в тексте?
  2. Укажите средство связи между предложениями 19-20.
  3. Составьте схему предложения 21.
  4. Укажите характеристику 19 предложения.

Задание для группы №2.

  1. Какие слова являются грамматической основой в 9 предложении?
  2. Укажите стиль текста. Выпишите стилистические средства.
  3. Из предложений 8-17 выпишите все слова с орфограммой «Н, НН в суффиксах различных частей речи». Сгруппируйте их по частям речи.
  4. Из предложений 2-3 выпишите слова, образованные способом сложения.

Задание для группы №3.

  1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «безвозвратно» из 1 предложения.
  2. Подчеркните в тексте ключевые слова. Устно ответьте на вопрос: как их использование соотносится с темой текста и авторским замыслом.
  3. Определите тему каждого абзаца.
  4. Составьте план текста.

V. Выступление каждой группы.

Остальные ученики фиксируют материал в рабочих тетрадях.

VI. Подведение итогов урока.

2 час урока

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: написать сочинения-рассуждения в соответствии с критериями Демоверсии 2009 года с использованием памятки.

II. Актуализация знаний.

Алгоритм для написания сочинения-рассуждения

  1. Выявите и сформулируйте проблемы, обозначенные в тексте.
  2. Прокомментируйте сформулированную проблему.
  3. Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме.
  4. Сформулируйте свою позицию.
  5. Приведите ряд аргументов, один из которых был взят из художественной, публицистической или научной литературы.

Вспоминаем следующие термины: проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументы.

Основные проблемы:

  1. проблема памяти, сохранения связи времён (с помощью чего можно сохранить память о предшествующих поколениях? Как сохранить связь времён, поколений?).
  2. проблема сохранения материальной культуры народа (зачем сохранять предметы быта? Как с помощью предметов быта восстанавливается жизнь предыдущих поколений?)

Авторская позиция:

  1. стыдно уничтожать старые предметы быта, вышедшие из моды, но дорогие тем, что связаны с жизнью отцов и дедов.
  2. по старым предметам быта можно восстановить жизнь ушедших поколений и благородный труд людей, создающих музеи, в которых эти предметы хранятся и восстанавливаются, чтобы дать почувствовать потомкам, как жили отцы и деды.

III. Индивидуальная работа в группах.

Учитель делит класс на группы так, чтобы в каждой оказалось по пять человек. Каждый ученик пишет 1 абзац.

1 ученик пишет о проблеме, которую выделяет автор (в группе обсудить, чтобы не было противоречий).

2 – комментарий к проблеме (до 5-7 предложений, + цитата)

3 – позиция автора

4 – своя позиция и аргументы (более сильный ученик)

5 – заключение (кольцевая композиция, расширение темы).

VI. Творческий отчёт каждой группы

Группа представляет рабочий лист, на котором написан вариант сочинения-рассуждения. Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников.

Рабочий лист.

  1. Проблема._______________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________
  2. Комментарий к проблеме._______________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
  3. Позиция автора. ______________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________
    _____________________________
  4. Собственная позиция. ________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________
  5. Заключение_____________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________________
    _____________________________________________________________________________________

V. Подведение итогов урока.

Литература

  1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи : Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение, 2004.
  2. В.Н. Исакова Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (для учителей и учащихся), Красноярск, 2008
  3. В.Н. Исакова Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (сочинение), Красноярск, 2008