Программа элективного курса для 11-го класса "Структурирование, группировка и анализ языковых единиц"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка.

Роль элективного курса «Структурирование, группировка и анализ языковых страниц» чрезвычайно велика: непонимание структуры орфографического материала является одной из причин его формального изучения, недостаточной культуры обобщений. У многих учащихся отсутствует обобщённое представление об орфографии. Они не могут соотнести её с грамматикой, фонетикой, лексикой.

Отсутствие структурных знаний препятствует четкости понимания сложных явлений не только общелингвистического, но и чисто орфографического характера, а кроме того, порождает смешение взаимосвязанных правил, конкурирующих написаний и в результате – орфографическую неграмотность. Поэтому эффективность работы по обучению орфографии во многом определяется способами формирования в сознании учащихся представлениями о логической структуре изучаемого материала.

Цель элективного курса заключается в технологии структурирования учебного материала и схематизации выявленных в нём структурных отношений с помощью различных средств наглядности и моделирования, ориентированных на формирование правильных и чётко дифференцированных обобщений, а так же отработке умений применять знания на практике.

При подготовке к структурированию необходимо решить вначале две задачи:

  • Определить объем материала для целесообразного объединения.
  • Привести форму описания модели в соответствие с характером изучаемого материала и познавательными возможностями учащихся.

Фиксация логических структур учебного материала может осуществляться разнообразными способами (схема, таблица, модель, формула, блок, алгоритм и т.д.).

Задачи курса:

  • Систематизация учебного материала, с помощью группировки различных сведений о языке.
  • Определение линий обобщения и перегруппировка учебного материала с целью сближения сходных правил для стержневого обобщения материала.
  • Анализ различных языковых единиц.
  • Формирование орфографической и пунктуационной зоркости.

Содержание курса.

  1. Структурирование орфографического материала с целью его обобщения.
  2. Процесс структурирования орфографического материала по темам осуществляется в три этапа.
    • 1 этап.
      • Построение сводной таблицы правил по теме.
    • 2 этап.
      • Объединение учебного материала в блоки на основе условий выбора написаний.
    • 3 этап.
      • Определение линий обобщения ( по вертикали) и перегруппировки учебного материала с целью сближения сходных правил для стержневого обобщения материала ( по горизонтали).
  3. Применение логической структуры темы как ориентировочной основы действия для обобщённого материала.
  4. Отработка умений и навыков на практическом материале.

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Введение. Роль структуризации, группировки и анализа языковых единиц.

1

Лекция Составление плана-конспекта

2

Особенности русской фонетики

2

Практическая работа Составление опорной таблицы, звуко-буквенный анализ слов

3

Морфемный состав слов. Окончания прилагательных, причастий. Падежные окончания имен существительных.

2

Практическая работа Составление таблиц, алгоритма проверки, отработка практических навыков.

4

Деление приставок на группы. Правописание приставок.

1

Лабораторная работа Составление опорных схем, иллюстрирование собственными примерами, отработка практических навыков

5

Правописание корней слов. Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные.

2

Беседа с элементами практической работы учащихся Составление таблицы, иллюстрирование примерами, формирование орфографической зоркости, составление алгоритма применения указанных правил.

6

Я применяю знания на практике

1

Тестирование Контроль знаний

7

ь после шипящих

1

Практическая работа Составление таблицы и алгоритма, анализ языковых единиц

8

Гласные в суффиксах различных частей речи

1

Индивидуальная работа Группировка орфограмм, составление алгоритма применения, анализ языковых единиц.

9

Суффиксы –н- и –нн- в прилагательных и глаголах

2

Практическое занятие Составление опорной схемы, иллюстрирование примерами, анализ языковых единиц

10

Буквы о и ё после шипящих и ц.

1

Индивидуальная работа Составление таблицы, алгоритма применения на практике, иллюстрирование примерами, отработка навыков правописания

11

Я применяю знания на практике

1

Тестирование Контроль знаний

12

Правописание не и ни

2

Лабораторная работа Составление таблицы, алгоритма, иллюстрирование собственными примерами, анализ языковых единиц

13

Словообразование, языковые формы.

1

Лекция с элементами индивидуальной работы Составление плана-конспекта, группировка и анализ языковых единиц

14

Слитное и раздельное написание слов

1

Практическая работа Структурирование и группировка языковых явлений; анализ языковых единиц

15

Языковые и грамматические нормы

1

Лекция Составление конспекта лекции, иллюстрирование собственными примерами

16

Я применяю знания на практике

1

Тестирование Контроль знаний

17

Синтаксис и пунктуация

2

Лабораторная работа Структуризация и группировка сложных вопросов языкознания, формирование пунктуационных навыков.

18

Словосочетание

1

Практическая работа Составление таблиц, алгоритмов, практические задания

19

Простое предложение

2

Практическая работа Составление таблицы, алгоритма её применения, подбор практического материала

20

Сложное предложение

2

Практическая работа Составление таблиц; применение знаний на практике; подбор практического материала

21

Я применяю знания на практике

1

Тестирование Контроль знаний

22

Комплексный анализ текста. Средства художественной выразительности

2

Лекция с индивидуальными заданиями Работа со словарями, составление конспекта лекции, подбор практического материала

23

Комплексный анализ текста.

1

Лабораторная работа Выполнение комплексного анализа текста

24

Русский язык – система систем

1

Дискуссия Выступление с докладами о русском языке, обсуждение их в аудитории

25

Смотр знаний

1

Олимпиада Смотр знаний учащихся по русскому языку

Итого: 34 часа

Используемая литература для учителя и учащихся

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобазов. учреждений, 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чинко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. 43-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Единый государственный экзамен: Русский язык 2003-2004: Контрольные Измерительные Материалы /В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, С.И.Львова и др.; Под ред. Г.С. Ковалевой. – М., 2004.
  4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки в ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2004.
  5. Шатова Е.Г. Структурирование и группировка учебного материала при обучении орфографии. – РЯШ -№ 2, 2001.