Пояснительная записка.
Роль элективного курса «Структурирование, группировка и анализ языковых страниц» чрезвычайно велика: непонимание структуры орфографического материала является одной из причин его формального изучения, недостаточной культуры обобщений. У многих учащихся отсутствует обобщённое представление об орфографии. Они не могут соотнести её с грамматикой, фонетикой, лексикой.
Отсутствие структурных знаний препятствует четкости понимания сложных явлений не только общелингвистического, но и чисто орфографического характера, а кроме того, порождает смешение взаимосвязанных правил, конкурирующих написаний и в результате – орфографическую неграмотность. Поэтому эффективность работы по обучению орфографии во многом определяется способами формирования в сознании учащихся представлениями о логической структуре изучаемого материала.
Цель элективного курса заключается в технологии структурирования учебного материала и схематизации выявленных в нём структурных отношений с помощью различных средств наглядности и моделирования, ориентированных на формирование правильных и чётко дифференцированных обобщений, а так же отработке умений применять знания на практике.
При подготовке к структурированию необходимо решить вначале две задачи:
- Определить объем материала для целесообразного объединения.
- Привести форму описания модели в соответствие с характером изучаемого материала и познавательными возможностями учащихся.
Фиксация логических структур учебного материала может осуществляться разнообразными способами (схема, таблица, модель, формула, блок, алгоритм и т.д.).
Задачи курса:
- Систематизация учебного материала, с помощью группировки различных сведений о языке.
- Определение линий обобщения и перегруппировка учебного материала с целью сближения сходных правил для стержневого обобщения материала.
- Анализ различных языковых единиц.
- Формирование орфографической и пунктуационной зоркости.
Содержание курса.
- Структурирование орфографического материала с целью его обобщения.
- Процесс структурирования орфографического
материала по темам осуществляется в три этапа.
- 1 этап.
- Построение сводной таблицы правил по теме.
- 2 этап.
- Объединение учебного материала в блоки на основе условий выбора написаний.
- 3 этап.
- Определение линий обобщения ( по вертикали) и перегруппировки учебного материала с целью сближения сходных правил для стержневого обобщения материала ( по горизонтали).
- 1 этап.
- Применение логической структуры темы как ориентировочной основы действия для обобщённого материала.
- Отработка умений и навыков на практическом материале.
Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Тема занятия |
К-во часов |
Форма проведения | Образовательный продукт |
1 |
Введение. Роль структуризации, группировки и анализа языковых единиц. | 1 |
Лекция | Составление плана-конспекта |
2 |
Особенности русской фонетики | 2 |
Практическая работа | Составление опорной таблицы, звуко-буквенный анализ слов |
3 |
Морфемный состав слов. Окончания прилагательных, причастий. Падежные окончания имен существительных. | 2 |
Практическая работа | Составление таблиц, алгоритма проверки, отработка практических навыков. |
4 |
Деление приставок на группы. Правописание приставок. | 1 |
Лабораторная работа | Составление опорных схем, иллюстрирование собственными примерами, отработка практических навыков |
5 |
Правописание корней слов. Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные. | 2 |
Беседа с элементами практической работы учащихся | Составление таблицы, иллюстрирование примерами, формирование орфографической зоркости, составление алгоритма применения указанных правил. |
6 |
Я применяю знания на практике | 1 |
Тестирование | Контроль знаний |
7 |
ь после шипящих | 1 |
Практическая работа | Составление таблицы и алгоритма, анализ языковых единиц |
8 |
Гласные в суффиксах различных частей речи | 1 |
Индивидуальная работа | Группировка орфограмм, составление алгоритма применения, анализ языковых единиц. |
9 |
Суффиксы –н- и –нн- в прилагательных и глаголах | 2 |
Практическое занятие | Составление опорной схемы, иллюстрирование примерами, анализ языковых единиц |
10 |
Буквы о и ё после шипящих и ц. | 1 |
Индивидуальная работа | Составление таблицы, алгоритма применения на практике, иллюстрирование примерами, отработка навыков правописания |
11 |
Я применяю знания на практике | 1 |
Тестирование | Контроль знаний |
12 |
Правописание не и ни | 2 |
Лабораторная работа | Составление таблицы, алгоритма, иллюстрирование собственными примерами, анализ языковых единиц |
13 |
Словообразование, языковые формы. | 1 |
Лекция с элементами индивидуальной работы | Составление плана-конспекта, группировка и анализ языковых единиц |
14 |
Слитное и раздельное написание слов | 1 |
Практическая работа | Структурирование и группировка языковых явлений; анализ языковых единиц |
15 |
Языковые и грамматические нормы | 1 |
Лекция | Составление конспекта лекции, иллюстрирование собственными примерами |
16 |
Я применяю знания на практике | 1 |
Тестирование | Контроль знаний |
17 |
Синтаксис и пунктуация | 2 |
Лабораторная работа | Структуризация и группировка сложных вопросов языкознания, формирование пунктуационных навыков. |
18 |
Словосочетание | 1 |
Практическая работа | Составление таблиц, алгоритмов, практические задания |
19 |
Простое предложение | 2 |
Практическая работа | Составление таблицы, алгоритма её применения, подбор практического материала |
20 |
Сложное предложение | 2 |
Практическая работа | Составление таблиц; применение знаний на практике; подбор практического материала |
21 |
Я применяю знания на практике | 1 |
Тестирование | Контроль знаний |
22 |
Комплексный анализ текста. Средства художественной выразительности | 2 |
Лекция с индивидуальными заданиями | Работа со словарями, составление конспекта лекции, подбор практического материала |
23 |
Комплексный анализ текста. | 1 |
Лабораторная работа | Выполнение комплексного анализа текста |
24 |
Русский язык – система систем | 1 |
Дискуссия | Выступление с докладами о русском языке, обсуждение их в аудитории |
25 |
Смотр знаний | 1 |
Олимпиада | Смотр знаний учащихся по русскому языку |
Итого: 34 часа
Используемая литература для учителя и учащихся
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика, текст, стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобазов. учреждений, 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чинко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. 43-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Единый государственный экзамен: Русский язык 2003-2004: Контрольные Измерительные Материалы /В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, С.И.Львова и др.; Под ред. Г.С. Ковалевой. – М., 2004.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки в ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2004.
- Шатова Е.Г. Структурирование и группировка учебного материала при обучении орфографии. – РЯШ -№ 2, 2001.