Цели урока:
- обобщение и систематизация изученного ранее;
- формирование у школьников орфографической и пунктуационной зоркости;
- совершенствование умения соблюдать основные правила орфографии и пунктуации;
- формирование умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- воспитание речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранение чистоты русского языка как явления культуры.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
- Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения?! Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.
И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить излагаемого, изменить смысл, разрушить стройную систему доказательств, - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность,» - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс - корректор по профессии.
2. Словарная работа
- Ребята, я просила вас к уроку определить по словарю значения слов «корректор», «корректура», «корректировать». Я также просила составить с ними словосочетания и разобрать.
(У доски один ученик делает разбор словосочетания.)
Корректор – работник издательства газеты или типографии, читающий корректуру.
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также сам оттиск. (Читать корректуру.)
Корректировать – 1) вносить исправление во что-нибудь, исправлять; 2) читать корректур чего-нибудь.
(Работать корректором, читать корректуру, корректировать текст.)
3. Работа по теме
- Сегодня на уроке каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Давайте выясним, какими качествами должен обладать корректор?
(Хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным, уметь работать со словарем.)
- Итак, приступаем к работе корректора. (Приложение)
Задание 1. Комментированное списывание. Спишите предложения, найдите и обозначьте все орфограммы.
Если рус..кий язык – твой родной язык. то (с) ран..(его) де..с..ва ты г..в..риш.. (по) рус..ки. (Н..) кто (н..) разу (н..) ..делал тебе зам..чания, что ты со..сем (н..) зна..ш..свой р..дной язык, но п..чему (же) (в) пис..мен..ых работах ты (не) ре..ко д..пуска..ш.. (о)ш..(б)ки? (По Л. Виноградовой.)
Задание 2. Прочитайте предложения. Можно ли сказать, что их написал грамотный человек? Почему? Запишите предложения в соответствии с принятыми в русском языке орфографическими нормами.
Подумайте и скажите, что произойдет, если каждый будет писать так, как слышит и произносит?
А когда мы пишем так, как слышим? Можно ли сказать, что здесь транскрипция? Почему? (Нет, здесь нет квадратных скобок , не обозначены ударения и мягкость, не существует знаков я и е.)
«Пративапаложный берик рики чирнеит // адни рамашки таращят глаза / новот уже и рамашек нивидна//».
Задание 3. Орфографическая дуэль. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.
- Проводим орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой в парах.
Аквариум, бассейн, бок о бок, видимо-невидимо, впоследствии, галерея, дистанция, желанный, кованый, карикатура, мало-помалу, масса, на дом, невиданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, ориентироваться, отразить, оттого что, по окончании, по совести, поразительный, прекратить, присутствовать, реальный, сатира, священный, точь-в-точь, чтобы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Задание 4.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
- Вот если б получить мне «пять».
- Ребята ,откорректируйте работу Ошибкина, помогите ему получить «пятерку».
(Ученики записывают исправленные задания.)
1) Спиши, объясни правописание:
(Не) зная, (не) годуя ,(не) выучив,(не)угасая,(не) навидя.
Ошибкин: - Все эти слова пишутся отдельно, потому что деепричастия, как и глаголы, с не пишутся отдельно.
2) Петя Ошибкин составил предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Исправьте ошибки в следующих предложениях, объясните причины допущенных ошибок. Объясните постановку знаков препинания.
а) Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр.
б) Возвращаясь из школы, меня застала гроза.
в) Хорошая книга это подарок, завещавший автором человеческому роду.
г) Читая эти строки, создается впечатление, что автор пишет о нас.
- Молодцы, ребята! Думаю, что Петя получит сегодня хорошую отметку.
Задание 5.
- Ребята, корректоры должны не только исправлять ошибки, но и уметь изменить конструкцию предложения, если есть необходимость. Сейчас мы с вами потренируемся в конструировании предложений.
(Задания выполняются по вариантам. Каждому варианту даётся одно предложение.)
1) Спишите, заменяя один из глаголов-сказуемых сначала причастием, затем деепричастием, далее попробуйте простое предложение заменить сложным. Составьте схемы всех полученных предложений.
а) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю.
б) Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.
в) Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными.
г) Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.
д) Сестрёнка беспрерывно болтала и не слушала даже своих слов.
е) Гром не умолкал ни на минуту и оглушал нас.
2) Устраните повтор слова «который», объясните постановку знаков препинания.
а) У нас комната, в которой большие окна, которые пропускают много света.
б) Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой.
в) Ребята часто ходят в лес, который находится недалеко от озер, в котором они ловят рыбу.
г) Туристы, которые шли по компасу, скоро выбрались на дорогу, которую размыли ливни.
д) По дороге, которая превратилась в сплошное месиво, ехала телега, которая едва передвигалась по такой грязище.
е) Мы подошли к домику, который стоял на небольшой полянке, которая была освещена яркими лучами солнца.
4. Выставление оценок
5. Домашнее задание (дифференцированное)
1 группа – задание по учебнику;
2 группа – карточки для индивидуальной работы;
3 группа – сочинение-миниатюра о важности работы корректора и умении корректировать.
6. Подведение итогов урока
- Итак, чьи обязанности вы выполняли сегодня на уроке?
- Какими качествами должен обладать корректор?
- Где и когда вы сможете применить эти качества?
- Что мы повторили сегодня на уроке?
Литература
1. Косолапкова А.А. Урок-практикум в форме деловой игры «Корректор», РЯШ, 1993, №2.
2. Сборник задач и упражнений по русскому языку(под ред. С.Н. Пименовой и Б.И. Фоминых), М. «Просвещение», 1989 г.