Цель: Формирование умения в различении гласных звуков на слух и букв.
Задачи:
- Развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ.
- Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
- Воспитание культуры учебного труда.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: организация направленного внимания на начало урока.
Учитель: Здравствуйте! Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу, чтобы на уроке было хорошее настроение.
2.
– Мудрая птица Сова спешила к нам на урок, несла карточки-задания. Но по дороге карточки рассыпались. Помогите ей правильно их расставить.
– Что-то Сова по дороге потеряла? (Букву У).
– Поищите её. И поставьте на своё место.
– Почему эти значки в разных рядах? (В верхнем ряду звуки, а в нижнем буквы.)
– А какие это звуки и буквы? (Гласные.)
– Как вы догадались? (Они ртораскрыватели.)
– Давайте попрощаемся с Совой.
– А теперь подумайте, что мы будем делать на уроке? (Различать (повторять) гласные звуки и буквы).
Попрошу соблюдать правило: “Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай”.
3.
– Назовите гласные буквы. (А, О, У, Э, Ы, И.)
4.
Выставляются и называются картинки: улитка, аист, индюк, ослик, экскаватор.
Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
– Соотнесите буквы с услышанным первым звуком и подставьте буквы к картинкам.
– Проверяем (согласен, не согласен).
– Слов, которые начинаются с буквы Ы нет. В основном она встречается в середине и на конце слов.
5.
– Из чего состоит каждое написанное слово? (Из букв.)
– Их чего состоит слово, которое мы произносим или слышим? (Из звуков.)
6.
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
– Сейчас мы будем выделять в словах звук [и].
Я читаю слово, вы хлопают, если в слове есть звук [и]. Будьте внимательны.
лимон
утёнок
линейка
игра
паук
сильный
дети
белка
слива
7. Работа в парах
Цель: овладение способом выделения звуков
– Разделите картинки на 2 группы: в первой группе будут слова, где слышится звук [ы], во второй группе – звук [у]. (Лыжи, мыло, пушка, жук, радуга, бусы.)
Проверка: поставьте на доске картинки, которые соответствуют каждой группе.
(Картинки: 1 группа: лыжи, мыло; 2 группа – пушка, жук, радуга)
3 группа: бусы.
– Почему бусы вы сомневаетесь куда поставить. Правильно в этом слове два гласных звука, есть звук [у] и есть звук [ы] .
Физкультминутка
Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень).
– Как догадались? (Листья осенью разного цвета).
– Значит какое сейчас время года? (Осень).
– Назовите первый звук. ( [о] )
– Какой он? (Гласный).
(Цель: произношение отдельных звуков). Выполняется стоя.
– Сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует лёгкий ветерок, листочки едва шевелятся. (Дети имитируют лёгкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами).
Сильный ветер – качает деревья, наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: “А-а-а”.
Рябиновый: “И-и-и”.
Берёзовый: “О-о-о”.
Дубовый: “У-у-у”.
(Руки вверх, потянуться).
– Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: “А – о – у – и ”
8. Соотнесение картинок и схем
Цель: формирование способа вычленения гласного звука в слове.
– Соедините стрелкой слово и его звуковую схему.
– Докажите.
– Самостоятельно составьте недостающую схему. К какому слову будем составлять схему? (Рак). Проговорите про себя, посчитайте количество звуков, выделите гласный, отметьте его на схеме красным карандашом.
(Проверка на доске.)
9.
Цель: умение изображать предложение схематически.
– Составьте предложение с этими словами по схеме:
– Что можно сказать о предложении? (В нём 2 слова, слова пишутся раздельно, первое слово – предмет, второе слово – действие предмета).
Акула плавает.
Лиса бежит.
Рак ползёт.
– Верно ли составлена схема? (Нет.) Почему? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.)
(Импровизация) Можно усложнить схему или если дети проговорят другое предложение, то можно попросить детей самостоятельно составить к нему схему. Проверить.
10.
– А сейчас сочиним сказку. Цель: развитие речи.
– Чем отличается сказка от рассказа?
– Все слова должны начинаться на те буквы, которые мы с вами выучили. Давайте ещё раз повторим их. ( А. О, У, Э, Ы, И )
(по рядам)
– На лесной опушке жил зверёк …. (ослик, ….). У него был сад, в котором он выращивал фрукты ( апельсины, арбузы, абрикосы …). Осенью он собрал урожай и позвал своих соседей (аиста, улитку, утку …). Каждый принёс ослику подарок. (Какие подарки принесли?) (Индейца, игрушечный автобус, азбуку, удочку, эскимо…).
Все были рады!
– Молодцы, мы составили интересную сказку!
11. Повторение изученных букв по одной
(Карточки (А, И, О, У, Ы, Э)
12. Рефлексия
– О чём говорили на уроке, что усвоили? Что особенно понравилось?
Гласные звуки и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения. Ребята учатся развивать фонематический слух, анализировать состав нашей речи.