Урок русского языка в 1-м классе по теме "Гласные звуки (а, о, у, э, ы, и) и соответсвующие буквы"

Разделы: Русский язык


Цель: Формирование умения в различении гласных звуков на слух и букв.

Задачи:

  • Развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ.
  • Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
  • Воспитание культуры учебного труда.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока.

Учитель: Здравствуйте! Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу, чтобы на уроке было хорошее настроение.

2.

– Мудрая птица Сова спешила к нам на урок, несла карточки-задания. Но по дороге карточки рассыпались. Помогите ей правильно их расставить.

– Что-то Сова по дороге потеряла? (Букву У).

– Поищите её. И поставьте на своё место.

– Почему эти значки в разных рядах? (В верхнем ряду звуки, а в нижнем буквы.)

– А какие это звуки и буквы? (Гласные.)

– Как вы догадались? (Они ртораскрыватели.)

– Давайте попрощаемся с Совой.

– А теперь подумайте, что мы будем делать на уроке? (Различать (повторять) гласные звуки и буквы).

Попрошу соблюдать правило: “Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай”.

3.

– Назовите гласные буквы. (А, О, У, Э, Ы, И.)

4.

Выставляются и называются картинки: улитка, аист, индюк, ослик, экскаватор.

Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

– Соотнесите буквы с услышанным первым звуком и подставьте буквы к картинкам.

– Проверяем (согласен, не согласен).

– Слов, которые начинаются с буквы Ы нет. В основном она встречается в середине и на конце слов.

5.

– Из чего состоит каждое написанное слово? (Из букв.)

– Их чего состоит слово, которое мы произносим или слышим? (Из звуков.)

6.

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

– Сейчас мы будем выделять в словах звук [и].

Я читаю слово, вы хлопают, если в слове есть звук [и]. Будьте внимательны.

лимон
утёнок
линейка
игра
паук
сильный
дети
белка
слива

7. Работа в парах

Цель: овладение способом выделения звуков

– Разделите картинки на 2 группы: в первой группе будут слова, где слышится звук [ы], во второй группе – звук [у]. (Лыжи, мыло, пушка, жук, радуга, бусы.)

Проверка: поставьте на доске картинки, которые соответствуют каждой группе.

(Картинки: 1 группа: лыжи, мыло; 2 группа – пушка, жук, радуга)

3 группа: бусы.

– Почему бусы вы сомневаетесь куда поставить. Правильно в этом слове два гласных звука, есть звук [у] и есть звук [ы] .

Физкультминутка

Отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень).

– Как догадались? (Листья осенью разного цвета).

– Значит какое сейчас время года? (Осень).

– Назовите первый звук. ( [о] )

– Какой он? (Гласный).

(Цель: произношение отдельных звуков). Выполняется стоя.

– Сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует лёгкий ветерок, листочки едва шевелятся. (Дети имитируют лёгкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами).

Сильный ветер – качает деревья, наклоны туловища.

Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: “А-а-а”.
Рябиновый: “И-и-и”.
Берёзовый: “О-о-о”.
Дубовый: “У-у-у”.

(Руки вверх, потянуться).

– Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: “А – о – у – и ”

8. Соотнесение картинок и схем

Цель: формирование способа вычленения гласного звука в слове.

– Соедините стрелкой слово и его звуковую схему.

– Докажите.

– Самостоятельно составьте недостающую схему. К какому слову будем составлять схему? (Рак). Проговорите про себя, посчитайте количество звуков, выделите гласный, отметьте его на схеме красным карандашом.

(Проверка на доске.)

9.

Цель: умение изображать предложение схематически.

– Составьте предложение с этими словами по схеме:

– Что можно сказать о предложении? (В нём 2 слова, слова пишутся раздельно, первое слово – предмет, второе слово – действие предмета).

Акула плавает.
Лиса бежит.
Рак ползёт.

– Верно ли составлена схема? (Нет.) Почему? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.)

(Импровизация) Можно усложнить схему или если дети проговорят другое предложение, то можно попросить детей самостоятельно составить к нему схему. Проверить.

10.

– А сейчас сочиним сказку. Цель: развитие речи.

– Чем отличается сказка от рассказа?

– Все слова должны начинаться на те буквы, которые мы с вами выучили. Давайте ещё раз повторим их. ( А. О, У, Э, Ы, И )

(по рядам)

– На лесной опушке жил зверёк …. (ослик, ….). У него был сад, в котором он выращивал фрукты ( апельсины, арбузы, абрикосы …). Осенью он собрал урожай и позвал своих соседей (аиста, улитку, утку …). Каждый принёс ослику подарок. (Какие подарки принесли?) (Индейца, игрушечный автобус, азбуку, удочку, эскимо…).

Все были рады!

– Молодцы, мы составили интересную сказку!

11. Повторение изученных букв по одной

(Карточки (А, И, О, У, Ы, Э)

12. Рефлексия

– О чём говорили на уроке, что усвоили? Что особенно понравилось?

Гласные звуки и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения. Ребята учатся развивать фонематический слух, анализировать состав нашей речи.