Цели:
- Познакомить с разноспрягаемыми глаголами.
- Развивать навыки сотрудничества через организацию парной и групповой работы детей.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Цель: эмоционально-положительный настрой на работу.
“Языковая разминка”
У каждого на парте задания. Все строки стихотворения разделены на части. Послушайте, что получилось:
Огурцы играют в прятки
Малыши растут на грядке
Мушкетеры спят в овраге
Поросята точат шпаги
Раки в цирк бегут ватагой
Дети дремлют под корягой
Волки плавают по дну
Щуки воют на луну
Это что за ералаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы постараемся с вами все расставить на свои места и ответить на многие вопросы.
3. Постановка и осмысление проблемы
На доске – таблица, которую учитель просит детей заполнить.
Начальная |
2 лицо, ед. число | 3 лицо, ед. число | Спряжение |
Пишу. Хочу. Вижу. Бегу
Заполняя таблицу, дети видят, что у глаголов ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ спряжение определить нельзя.
- Как в русском языке могут называться такие глаголы?
Дети сами предлагают название темы урока.
4. Генерирование вариантов решения проблемы.
- Проспрягайте глаголы ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ в тетради.
Хотеть
Я хочу.
Ты хочешь – по 1 спряжению.
Он хочет.
Мы хотим.
Вы хотите - по 2 спряжению.
Они хотят.
Бежать
Я бегу.
Ты бежишь – по 2 спряжению.
Он бежит.
Мы бежим.
Вы бежите – по 2 спряжению.
Они бегут – по 1 спряжению.
5. Поиск аргументов в поддержку предложенных решений и отбор наиболее аргументированных вариантов решений.
- В чем особенность этих глаголов?
- Что значит “разноспрягаемые” глаголы?
6. Работа по карточкам.
У вас на партах карточки с заданиями, которые вы можете выбрать. Эти задания связаны с темой урока. Звездочкой помечены задания более сложного уровня.
Можно работать индивидуально, в парах или в группе не менее 4 человек. (Дети вместе с учителем договариваются о времени выполнения заданий)
Дети выполняют - учитель наблюдает.
7. Домашнее задание.
На выбор:
- Составить рассказ, используя разноспрягаемые глаголы.
- Составить 5 словосочетаний или 5 нераспространенных предложений, используя разноспрягаемые глаголы.
8. Подведение итогов.
КАРТОЧКИ
(можно подобные задания)
№ 1
Употребите глаголы в прямом и переносном значении (бежать).
1. Годы быстро…. 2. Облака …….. над морем. 3. Вода………..из крана. 4. Я………..по лугу. 5. Кровь….. по жилам. 6. Тропинка……….. в гору.
№ 2
Распределите глаголы в 2 столбика.
Колоть, велеть, хотеть, смотреть, украсть, дышать, бежать, сорить, видеть, делать, клеить, писать, лежать.
№ 3
Работа с пословицами и поговорками.
Найдите пословицы или поговорки с разноспрягаемыми словами. (Дополнительная литература)
№ 4
Поставить глаголы в нужной форме. Обозначить спряжение.
Зрители (смотреть) новый фильм. Мама (хотеть) сделать сыну приятный подарок. (Дремать) бор сосновый.
№ 5
Кроссворд по теме “Глагол”.