Особая роль в процессе модернизации образования отводится повышению качества образования за счет использования компьютерных средств обучения, телекоммуникационных технологий.
Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышает познавательную активность.
На уроках русского языка и литературы, в воспитательной работе использую мультимедиа-комплекс как:
- информационно-справочный материал для учителя и ученика;
- раздаточный материал для работы на уроке и для выполнения домашнего задания;
- презентации по изучению нового материала на уроке, созданные как самим учителем, так и учащимися;
- самостоятельное изучение нового материала с последующим закреплением;
- средство корректировки знаний после работы с диагностическими тестами по орфографии и пунктуации;
- способ закрепления навыков орфографической зоркости и правописания;
- ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя;
- совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя;
- видеопросмотр фрагментов кинофильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя;
- прослушивание мастеров художественного слова.
Это тем более удобно для сельской школы, где не имеются своих драмтеатров, музеев, регулярно организуемых художественных выставок.
Благодаря сочетанию традиционных и компьютерных технологий, учащиеся попадают в ситуацию, при которой они вынуждены действовать, проявлять активность в момент объяснения, быть внимательными. Немедленная реакция машины на каждое действие очень нравится учащимся. Это является достаточным мотивирующим фактором. Компьютер развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания орфографического и пунктуационного правила учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность.
Таким образом, умелое и уместное использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели.
Как учитель русского языка и литературы имею достаточную подготовку для организации уроков с ИКТ, умею работать на оргтехнике. В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с компьютерными средствами.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет возможности для развития творческих способностей школьников.
Компьютерное тестирование на заключительных уроках по изучению той или иной темы позволяет мне экономить время, выработать адекватную самооценку у учащихся. Часто учащиеся сами активно участвуют в создании контрольных измерителей на основе ИКТ.
Использование ИКТ на уроках учителем облегчает, оживляет восприятие, снимает психологический дискомфорт учащихся. А системность использования ИКТ делает мои уроки ещё более осознанными и доступными.
Предлагаю в качестве примера фрагмент урока по теме: “Правописание одной и двух букв Н и НН в суффиксах прилагательных”.
Цели урока: совершенствование осмысленного применения правил правописания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных и навыка употребления суффикса в каждом конкретном случае, связав этот выбор с семантикой суффиксов; развитие навыков связной монологической речи, письменного выражения своих мыслей, воспитание уважительного отношения к другим народам, толерантности.
Оборудование: татарская музыка; виды Казани; компьютер.
ХОД УРОКА
1. Учитель. Добрый день! Начинаем наш урок. Сегодня будем повторять правописание одной орфограммы. А какой именно, вы должны догадаться сами.
К доске выходят 3 ученика.
Задание: из записанных существительных образуйте прилагательные, укажите способ образования, объясните правописание суффиксов:
Экскурсия – экскурсионный
утро – утренний
гусь – гусиный
жесть – жестяной
2. Всему классу – задание на сообразительность.
- Замените сочетания слов синонимичным выражением – прилагательным с именем существительным, обозначьте суффикс и устно объясните правописание.
1) человек с храбрым сердцем – (мужественный человек);
2) песня соловья – (соловьиная песня);
3) блеск луны – (лунный блеск);
4) изделия из кожи – кожаные изделия.
3. Проверка этого задания.
- Ребята, кто догадался, над какой орфограммой в какой части слова мы работали? Какая же тема сегодняшнего урока? (Правописание одной и двух букв Н и НН в суффиксах прилагательных)
4. На дисплее перед вами опорный конспект правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.Она поможет вам вспомнить все случаи правописания данной орфограммы.Повторим это правило устно.
- Пожалуйста, Гульназ.
- Кто не понял?
- Сейчас компьютер проверит ваши знания правила правописание одной и двух букв Н и НН в суффиксах прилагательных и выставит вам оценку. Строже этого учителя в природе нет, постарайтесь быть внимательнее
5. Работа над словами.
Тума…ое утро, ветре…ая ночь, утре..ий пейзаж, песча…ая равнина, соломе…ые крыши, кожа…ый плащ, деревя…ых изб, ястреби…ый взгляд
6. Проверка.
- Перед вами ключ Проверьте друг у друга и поставьте оценки.
- Кто поставил “5”, “4”, “3”, “2”?
7. - Я знаю, что у вас хорошие творческие способности, поэтому следующая работа будет интересна для вас. Прочитайте внимательно текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму. После двукратного прочтения постарайтесь кратко изложить содержание. (Текст “Казань”)
8. -Сейчас задайте одноклассникам вопросы по этому тексту.
Теперь напишите изложение по данному тексту. Музыка и этюды из жизни Татарстана придадут вам вдохновение.
9. Чтение 2–3 работ.
Итоги работы.