Урок с применением ИКТ "Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных"

Разделы: Русский язык


Особая роль в процессе модернизации образования отводится повышению качества образования за счет использования компьютерных средств обучения, телекоммуникационных технологий.

Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышает познавательную активность.

На уроках русского языка и литературы, в воспитательной работе использую мультимедиа-комплекс как:

  • информационно-справочный материал для учителя и ученика;
  • раздаточный материал для работы на уроке и для выполнения домашнего задания;
  • презентации по изучению нового материала на уроке, созданные как самим учителем, так и учащимися;
  • самостоятельное изучение нового материала с последующим закреплением;
  • средство корректировки знаний после работы с диагностическими тестами по орфографии и пунктуации;
  • способ закрепления навыков орфографической зоркости и правописания;
  • ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя;
  • совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя;
  • видеопросмотр фрагментов кинофильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя;
  • прослушивание мастеров художественного слова.

Это тем более удобно для сельской школы, где не имеются своих драмтеатров, музеев, регулярно организуемых художественных выставок.

Благодаря сочетанию традиционных и компьютерных технологий, учащиеся попадают в ситуацию, при которой они вынуждены действовать, проявлять активность в момент объяснения, быть внимательными. Немедленная реакция машины на каждое действие очень нравится учащимся. Это является достаточным мотивирующим фактором. Компьютер развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания орфографического и пунктуационного правила учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность.

Таким образом, умелое и уместное использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели.

Как учитель русского языка и литературы имею достаточную подготовку для организации уроков с ИКТ, умею работать на оргтехнике. В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с компьютерными средствами.

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет возможности для развития творческих способностей школьников.

Компьютерное тестирование на заключительных уроках по изучению той или иной темы позволяет мне экономить время, выработать адекватную самооценку у учащихся. Часто учащиеся сами активно участвуют в создании контрольных измерителей на основе ИКТ.

Использование ИКТ на уроках учителем облегчает, оживляет восприятие, снимает психологический дискомфорт учащихся. А системность использования ИКТ делает мои уроки ещё более осознанными и доступными.

Предлагаю в качестве примера фрагмент урока по теме: “Правописание одной и двух букв Н и НН в суффиксах прилагательных”.

Презентация

Цели урока: совершенствование осмысленного применения правил правописания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных и навыка употребления суффикса в каждом конкретном случае, связав этот выбор с семантикой суффиксов; развитие навыков связной монологической речи, письменного выражения своих мыслей, воспитание уважительного отношения к другим народам, толерантности.

Оборудование: татарская музыка; виды Казани; компьютер.

ХОД УРОКА

1. Учитель. Добрый день! Начинаем наш урок. Сегодня будем повторять правописание одной орфограммы. А какой именно, вы должны догадаться сами.

К доске выходят 3 ученика.

Задание: из записанных существительных образуйте прилагательные, укажите способ образования, объясните правописание суффиксов:

Экскурсия – экскурсионный

утро – утренний

гусь – гусиный

жесть – жестяной

2. Всему классу – задание на сообразительность.

- Замените сочетания слов синонимичным выражением – прилагательным с именем существительным, обозначьте суффикс и устно объясните правописание.

1) человек с храбрым сердцем – (мужественный человек);

2) песня соловья – (соловьиная песня);

3) блеск луны – (лунный блеск);

4) изделия из кожи – кожаные изделия.

3. Проверка этого задания.

- Ребята, кто догадался, над какой орфограммой в какой части слова мы работали? Какая же тема сегодняшнего урока? (Правописание одной и двух букв Н и НН в суффиксах прилагательных)

4. На дисплее перед вами опорный конспект правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.Она поможет вам вспомнить все случаи правописания данной орфограммы.Повторим это правило устно.

- Пожалуйста, Гульназ.

- Кто не понял?

- Сейчас компьютер проверит ваши знания правила правописание одной и двух букв Н и НН в суффиксах прилагательных и выставит вам оценку. Строже этого учителя в природе нет, постарайтесь быть внимательнее

5. Работа над словами.

Тума…ое утро, ветре…ая ночь, утре..ий пейзаж, песча…ая равнина, соломе…ые крыши, кожа…ый плащ, деревя…ых изб, ястреби…ый взгляд

6. Проверка.

- Перед вами ключ Проверьте друг у друга и поставьте оценки.

- Кто поставил “5”, “4”, “3”, “2”?

7. - Я знаю, что у вас хорошие творческие способности, поэтому следующая работа будет интересна для вас. Прочитайте внимательно текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму. После двукратного прочтения постарайтесь кратко изложить содержание. (Текст “Казань”)

8. -Сейчас задайте одноклассникам вопросы по этому тексту.

Теперь напишите изложение по данному тексту. Музыка и этюды из жизни Татарстана придадут вам вдохновение.

9. Чтение 2–3 работ.

Итоги работы.