Цели:
- Знакомство учащихся с русскими народными промыслами.
- Формирование читательских интересов школьников в результате чего учащиеся знакомятся с историческим прошлым своего народа, его жизнью, трудом.
- Активизировать лексику по теме “Произведения народного декоративно-прикладного искусства”.
- Подготовка к сочинению-описанию предмета декоративно-прикладного искусства.
Оборудование урока:
- Хохломская деревянная посуда;
- павловская шаль;
- вещи из дерева, глины, ниток, соломы, лозы;
- гжельская посуда; жостовские подносы.
<Рис. 1>
Содержание урока:
1. Вступительное слово учителя.
Беседа с учащимися (цель беседы – подготовить к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи сочинения).
– Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов народного декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и павловские шали, и вещи из дерева, глины, соломы. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.
Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.
Цель
нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, то есть писать сочинения-этюды. Предмет описания – один из жостовских подносов, которые вы здесь видите.<Рис. 2>
Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Е.Ф. и Л.Ф.Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру.
<Рис. 3>
Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой, их дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.
Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе! Они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.
По своей форме подносы разные: здесь и круглые, и овальные с фестончатыми краями, и прямоугольные, и треугольные, и гитарообразные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная: “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, в чем сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.
3. Доклад учащегося о процессе изготовления жостовских подносов.
4. Основная мысль сочинения.
– Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый, неповторимый мир красоты и дарит его людям. Посмотрите, как много общего в живописном рисунке жостовских мастеров, вы отличите их подносы от нижнетагильских, например, и при этом рисунок никогда не повторяется!
<Рис. 4> <Рис. 5>
В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия с миром. В Жостове трудятся заслуженные художники, которые передают молодежи свое мастерство.
5. Беседа с учащимися:
- Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
- Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете подносы?
- Что бы вы сказали о мастерах Жостова, об их искусстве?
- Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.
Обобщить ответы учащихся, отметить лучшие заголовки.
6. Работа над композицией и планом сочинения.
– Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Для нашего сочинения он может быть таким:
1. Вступление.
Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.
2. Основная часть.
Описание жостовского подноса:
а) общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса;
б) описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка,
орнамент по борту и т.д.);
в) впечатление от подноса.
3. Заключение.
Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника, к народному прикладному искусству.
7. Материал для словарной работы.
Словарная работа проводится на всех этапах работы.
1. Выяснение значения слов и составление с ними предложений:
народное декоративно-прикладное искусство; искусные мастера; традиция; орнамент.2. Работа над значением и правописанием слов:
украшать; красота; Жостово; жостовский поднос; талантливые мастера; традиционные художественные промыслы.3. Форма подноса:
круглая; овальная с фестончатыми краями; прямоугольная; гитарообразная.4. Композиция росписи:
“Букет собранный”; “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки, бутоны, травка, вьюны, лепестки.5. Цвет:
традиционный черный фон; черно-лаковый с яркой росписью; красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный, темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый; интенсивные, сочные и выразительные цвета.6. Самостоятельная работа.
Задание:
описать один из жостовских подносов ( один из предметов декоративно-прикладного искусства); подобрать заголовок к сочинению-этюду.8. Подведение итогов урока.
Чтение двух-трех работ учащихся. Класс отмечает, чему научились на уроке, что является удачным или неудачным в работах и ответах учащихся.
<Рис. 6>
Возможные варианты работ учащихся:
Жостовский поднос “Дыхание лета”.
Подносы расписывают в России с 17 века. Начинался этот промысел в Нижнем Тагиле, но уже в начале прошлого века обосновался в Подмосковье. В 1825 году братья Вишняковы, откупившись от барина и получив вольную, стали свободными людьми. Они жили в подмосковной деревне Жостово, что в 25 километрах от Москвы. Там они и построили мастерскую, где уже полтора века жостовские мастера создают черные лакированные подносы разной формы, с разным орнаментом - великолепными цветочными росписями.
Жостовцы изготавливают подносы из кровельного железа. Прежде чем подносу попасть в руки художника, он проходит массу сложных операций. Когда уже готовый поднос попадает в руки мастеров по оформлению, тот дает волю своим мыслям и чувствам.
Один из таких подносов есть и у меня в доме. Он висит на стене для красоты. Форма у него овальная, по краю черного лакированного подноса вьется витиеватый орнамент в виде каймы из мазков желто-золотистого цвета. В центре подноса – композиция из разнообразных цветов: пионов, анютиных глазок, георгинов. Цветы, собранные в большой букет, словно живые. Фоном для них мастер избрал резные листья разной формы и размеров. Автором очень удачно использована богатая цветовая гамма. Мазки белого цвета на листьях и пионах создают спокойный тон, оживляя их. Когда в зимние долгие вечера смотришь на этот поднос, то ощущаешь теплое дыхание лета.
В особенные для семьи дни наш поднос покидает свое обычное место и становится украшением праздничного стола: на нем дорогим гостям подают ароматный чай.
Ученица 6-го класса Киселева Екатерина
<Рис. 7>
Моя любимая игрушка.
Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг Филимонова мало, но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, черной. Из этой глины жители деревни делают разную посуду и игрушки, да не простые, а свистульки для праздников.
Предметом филимоновских мастеров стали игрушки, изображающие самых разных животных. У всех них сильно вытянуты шеи, так что коровы похожи на жирафов, а медведи на змей-горынычей. Все фигурки разрисовывали и по сей день разрисовывают в основном полосками. Здесь и красная, и желтая, и зеленая полоски. Сначала мастерицы вылепляют нужную форму, потом фигурки несут к печам, ставят их в ряд за рядом на березовые поленья. Дров много, и горят они долго и сильно. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А когда дрова прогорят и игрушки остынут, оказывется, что все они стали бело-розовыми и твердыми, как камень. И только после этого начинается роспись, да не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает, а с гусиного – пристает.
Передо мной одна из филимоновских игрушек – корова. Она раскрашена в разные цвета кружочками, точечками, полосочками. Как у всех филимоновских животных у нее вытянутая шея. Мордочка раскрашена в зеленый цвет, и только кончик носа белый. На рога нанесены три полосы – белая , розовая, желтая. Шея у коровы тоже в полосках и кружочках. На грудке – красный цветок. На туловище больше цветков и кружочков, а посередине – три полосы: две зеленые с красной посередине. На передних ногах – овалы, а копыта окольцовывают разноцветные тоненькие линии. Низ живота и вымя у коровки белые.
Сегодня в Филимонове делают и огромные игрушки. В них можно не только поиграть, но и украсить ими свое жилище, ведь народные игрушки - лучшее украшение дома: поставишь любую на полку – и вокруг сразу праздник!
Ученик 6-го класса Вельчев Василий
<Рис. 8>
Домашнее задание:
- Чтение дополнительной литературы о народном прикладном искусстве.
- Отредактировать написанные в классе работы.