Цели: совершенствовать умения проводить пунктуационный анализ предложения; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
Задачи
- обучающие: познакомить с принципами русской пунктуации; выявить роль запятой в пунктуации; научить находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять и в соответствии с пунктуационными правилами; находить пунктуационные ошибки
- развивающие: совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста; совершенствовать коммуникативные особенности учащихся; развивать память, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.)
- воспитательные: воспитывать эстетические чувства, прививать любовь к богатствам русского языка.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная (элемент обсуждения)
- индивидуальная (самостоятельная работа учащихся с текстом), фантазия (работа учителя с классом)
Методы: чтение текста (выразительное чтение учащихся), эвристический (определение синтаксической роли запятой).
Дидактический материал: карточки с текстовыми фрагментами.
Этапы урока:
- Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации.
- Осмысление.
- Рефлексия (рождение новых знаний)
Оформление доски. Запись числа, темы урока.
ХОД УРОКА
I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, актуализация жизненного опыта.
- Выражая мысли в письменном виде, мы стремимся, чтобы нас поняли, Знаки препинания нам в этом помогают. Известно, что до 15 века в письменности не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет система знаков препинания?
Задание 1
Расставьте знаки препинания в следующей фразе, чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.
- Хватит ненавидеть давайте любить
- Хватит. Ненавидеть? Давайте! Любить?
- Хватит ненавидеть - давайте любить.
- Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?
- Какую функцию выполняет в этом предложении тире? (Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-ой части)
Задание 2
В данном стихотворении знаки препинания расставлены, но иначе, чем в авторском варианте. Восстановите авторскую пунктуацию.
(Работа с карточками)
Семейство Слонов перепугано: Насмерть Слоненок простужен. И кашель, и насморк Лекарства достали. Компрессы готовы, но где? Продается платок хоботовый |
Семейство слонов Перепугано насмерть- Слоненок простужен:: И кашель, и насморк. Лекарства достали, Компрессы готовы, Но где продается Платок хоботовый Рената Муха. Слоненок. |
- Заметили ли вы, что знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении.
- Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания в данном случае?
- Какую функцию выполняет в авторском варианте текста тире? (В первой чвсти следствие, а во второй - причина.)
Главные вопросы сегодняшнего урока:
Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?
Какова функция одного из 10 знаков препинания - запятой?
II. Осмысление (получение новой информации)
- Прообразы знаков препинания появляются уже в берестяных грамотах. В рукописных текстах знаков препинания было немного.
Система пунктуационных знаков сложилась только после распространения книгопечатания. В "Российской грамматике" М.В.Ломоносова уже есть специальный раздел, посвященный "строчным знакам" - знакам препинания. Ломоносов выделял точку, вопросительный и "удивительный" знаки, запятую, точку с запятой, "две точки", "вместительный" знак (скобки). Ученый определил и принцип постановки знаков препинания: "Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам".
С конца XVIII века появляются новые знаки препинания: тире, кавычки и многоточие.
Итак, вы услышали, какие принципы лежали в основе расстановки знаков препинания в XVIII веке. А теперь узнаете, какие принципы русской пунктуации существуют в современном русском языке.
Чтение текста на карточках учащимися (учебник А.И.Власенкова,Л.М.Рыбченковой "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи")
Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают. Что надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на её составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. (:)
Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматически (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однородных членах предложения, для выделения приложений, обособленных причастий, деепричастий и т.д. обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. Частично на грамматической основе строятся также правила употребления запятой. Двоеточия, особенно в СПП, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.
Возможные вопросы после прочтения учащимися текста:
- Каковы принципы русской пунктуации? (смысловой, структурный, интонационный)
- Какой принцип ведущий?
- Знаки препинания служат для обозначения такого расчленения письменной речи, которое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов.
III. Рефлексия. (Осмысление, рождение нового знания)
Работа с текстом.
Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладостным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, весь потонувши в неге. Обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облачка. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи, лениво и бездумно, будто гуляющие без цели. Стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото.
- Определите стиль текста (художественный, т.к. автор рисует, создает художественные образы жаркого полдня)
- Попытайтесь определить. Кто автор этого отрывка. По каким особенностям текста вы догадались об этом? (Н.В. Гоголь "Сорочинская ярмарка". В тексте ярко представлены особенности стиля раннего Гоголя-романтика: яркие эпитеты, метафоры, сравнения)
- Назовите в тексте слова и выражения, передающие образ Зноя, жары. Какие краски использованы автором? ("голубой неизмеримый океан", "ослепительные удары солнечных лучей", "прыщет золото" и т.д.)
- А каковы синтаксические особенности текста? (Сложноподчиненные предложения, предложения с разными видами связи, односоставные)
- В тексте много знаков препинания, а именно запятых, Какую роль они выполняют? (разделительную и выделительную)
- Приведите примеры из текста, доказывающие выделительную функцию запятой. (обособленное деепричастие, вводные слова, уточняющие члены предложения)
- Какие примеры из текста подтверждают разделительную функцию запятой? (при однородных членах предложения, в СПП и ССП)
Начало составления таблицы "Функции знаков препинания"
Знак препинания | Функция знака | Примеры |
Запятая | разделяет текст на значимые части; выделяет в предложении особо значимые части |
|
_ Итак, запятая в данном тексте служит для обозначения такого расчленения письменной речи, которое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов. Помимо запятой все другие 9 знаков препинания обозначают то же самое.
- Современная пунктуация исторически сложилась в стройную систему знаков, достаточно совершенную и гибкую для служения своему назначению. Системность пунктуации заключается прежде всего во взаимодействии ее принципов, условно расчленяемых, - структурного, смыслового и интонационного.
- Какой принцип является ведущим?
- Настоящее осмысление пунктуации, её роли в понимании написанного начинается при работе над связным текстом.
Задание 1.
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Лес (1) хмурый и неприветливый (2) поднимался сплошной (3) зеленой стеной.
Предложение сложное. бессоюзное. Между частями предложения ставится запятая (2)
Предложение простое. Запятая (3) разделяет однородные члены предложения
Предложение простое. Запятые (1) и (2) выделяют приложение.
Задание 2.
Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
Кругом стало темно, и луна зашла за облака.
Когда на безоблачном небе разгорались звезды я взглянул в окно.
Стояла жара, изнуряющая всех людей.
Я люблю вас, родные степи!
Обобщение.
- Что принес сегодняшний урок?
- Придумайте вопрос, который мог бы стать темой для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
- О чем следует говорить на последующих уроках? (о других знаках препинания и их функциях)
Домашнее задание.
Начать заполнение таблицы "Функции знаков препинания", определяя функции тире в тексте упр. :
Список литературы