Физика
-
Радуга интеллекта. Технология проведения уроков с использованием уникальных способностей каждого ребенка, или Размышления о том, как найти стиль обучения для каждого ребенка 2008
Существует множество различных типов интеллекта — и каждый ребенок обладает своим стилем обучения, столь же индивидуальным, как и отпечатки пальцев. Важно распознать этот стиль и непосредственно каждый из них. И тогда дети будут вовлечены в процесс обучения. Эта статья о том, как можно преподавать учащимся в каждом классе физику (да и другие предметы), обращаясь при этом ко всем существующим у ребят "разновидностям интеллекта".
-
Интегрированный урок физика + математика по теме "Экстремумы в задачах по физике" 2008
Среди разнообразных физических задач встречаются такие, в которых определяются экстремальные значения искомых величин (минимальный коэффициент трения, максимальный угол наклона и т.п.). Способы нахождения экстремумов в зависимости от конкретных условий в задачах могут быть разными. Существует достаточно универсальный метод, основанный на использовании дифференциального исчисления, но он не всегда является простым. В конкретных случаях полезными могут оказаться графики. Одним словом, возможны варианты.
-
Конспект урока по теме "Источники света. Прямолинейное распространение света" 2008
Представлен урок физики, в ходе которого учащиеся узнают новый материал. Положительным моментом этого урока является наличие в конспекте многих интересных исторических сведений по данной теме, что способствует познавательной активности к предмету и формированию целостной картины мира, также прослеживается межпредметная связь.
-
Урок по физике в 8-м классе по теме "Испарение и конденсация" 2008
Урок физики для учащихся старших классов рассказывает ученикам про явление испарения с точки зрения молекулярно-кинетической теории и его свойства.
-
Обобщение темы "Волновая оптика". Пресс-конференция "Тайны света", 11-й класс 2008
"Тайны" световых лучей будем искать там, где, используя программный материал, можно расширить знания по данной теме, т. к. оптические явления тесно связаны с явлениями, изучаемыми в других разделах физики. Основной целью обобщающей пресс-конференции является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие коммуникативной компетенции, используя современные образовательные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативную технологию.
-
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физики 2008
В настоящее время уже никого не удивишь применением слайдовых презентаций на уроке. В обиход учителя вошло понятие медиаурок. Такие уроки в своей работе практикую уже третий год благодаря наличию в кабинете физики АРМ учителя и электронной таблицы химических элементов Д.И. Менделеева (с пультом ДУ). Всё это возможно при овладении учителем ИКТ.
-
Урок-соревнование при обобщении темы "Электрические явления" 2008
Нестандартные уроки — это неординарный подход подачи информации. Цель таких уроков проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки — это праздник, так как на нём активны все ученики; каждый имеет возможность проявить себя, выбрать конкурс по душе; весь класс становится творческим коллективом. На таких уроках снимается напряжение, активизируется мышление, повышается интерес к предмету в целом.
-
Открытый урок по физике в 9-м классе на тему "Импульс тела. Закон сохранения импульса тела" 2008
Тема урока имеет большую практическую направленность. Поэтому в 9-м классе учащимся необходимо не только дать основные понятия этой темы, но и показать объективность проявления данного закона в повседневной жизни. Для осознанного восприятия учебного материала на уроке его изложение сопровождается демонстрационным экспериментом, а также просмотром фрагментов видеофильмов из электронных учебников.
-
Интегрированный урок по физике и биологии в 10-м классе на тему "Диффузия – основа жизни" 2008
Природу изучают в нескольких школьных курсах, однако мало у кого формируется её целостное видение. Знания, как правило, разделяются на "физические", "биологические", "химические" и др. Однако разрозненные знания не позволяют создать целостную картину мира, поэтому основная задача нашего урока — показать взаимосвязь, казалось бы, таких разных наук как физика и биология при изучении такого распространенного явления, как диффузия. Представлена полная разработка урока, с описанием опытов по теме урока, контрольные вопросы к лабораторной работе "Плазмолиз и деплазмолиз в клетке кожицы лука" и веселые задачки. Прилагается методическая презентация проекта "Сим-Сим, откройся" для учителей физики и биологии, которую можно использовать для работы во внеурочное время для развития интереса к предмету, презентация урока и информационные буклеты, как дополнительная информация для учащихся.
-
Коррекционно-развивающая направленность уроков физики на II ступени обучения незрячих школьников 2008
При отсутствии зрения или глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление). В статье раскрывается проблема коррекционно-развивающей работы, проводимой с незрячими детьми на уроках физики. Приведен пример: урок в 9-м классе по теме "Постоянные магниты", проведенный в специальной (коррекционной) школе III вида.
-
Методические аспекты применения ИКТ на уроках физики 2008
Методические аспекты применения ИКТ на уроках физики. Урок помогает формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, ключевой компетенции (самостоятельной деятельности и личной ответственности) обучающихся.
-
Повторительно-обобщающий урок-сказка по теме "Давление жидкостей и газов" 2008
Урок составлен и проведён совместно с членами кружка «Занимательная физика». В содержании используются стихи, сочинённые учащимися. Предложена версия этого же урока полностью в стихах. Для повторения и закрепления изученной темы включены разноплановые задания. Урок позволяет продолжить развитие интереса учащихся к предмету, к данной теме, повторить и систематизировать материал в игровой форме. Материалы урока можно применить и для внеклассного мероприятия.
-
Использование групповой деятельности на различных типах уроков 2008
Современная методика преподавания предлагает разнообразные формы урока, в основе которых нетрадиционные формы работы, в том числе групповая и коллективная деятельность. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. В методике этих уроков основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности.
-
Урок физики в 7-м классе по теме "Сила трения" 2008
Этот урок в 7-м классе проводится с целью изучения сущности силы трения. Он позволяет продолжать формирование научного мировоззрения учащихся, практических умений - умения работать с приборами, наблюдать, делать выводы в процессе усвоения знаний по теме "Взаимодействия тел". Данный урок проводиться с использованием информационно-коммуникационных технологий и позволит решить ряд проблем, повысить интерес учеников.
-
Открытый урок по физике в 10-м классе на тему "Тепловые двигатели" 2008
Урок физики в 10-м классе. Что такое тепловой двигатель? Каковы принципы его действия? При изучении темы решаются задачи формирования у обучающихся умения выделять в тепловом двигателе его основные части и представления о циклической работе тепловых двигателей. Вводится понятие коэффициента полезного действия теплового двигателя и формулы КПД.
-
Урок по физике в 10-м классе "Тепловые двигатели" 2008
Урок по физике в старших классах дает полное представление о тепловых двигателях, КПД, КПД идеальной тепловой машины, развивает умение решать задачи, воспитывает бережное отношение к природе.
-
Тема урока: "Физика — вокруг нас. Все о лошадях" 2008
Лошадь — физическое тело. Твердое, имеет форму, объем, массу, давление. Какими физическими величинами можно характеризовать движение лошади? Урок знакомит и закрепляет такие физические понятия как — скорость, центр тела, плотность, давление твердого тела, давление жидкости, сила упругости, жесткость тела, а также знания о лошадях.
-
Проект физического вечера "Механика местного масштаба" 2008
Проект реализуется учащимися 9-го класса после изучения темы "Механические явления". Для выполнения проекта учащиеся делятся в группы по 6 человек, выбирают руководителя и распределяют обязанности по выполнению проекта. Данный проект формирует компетентности в бытовой сфере, в сфере самостоятельной деятельности.
-
Урок физики в 9-м классе по теме «Действие электрического тока на человека» 2008
Урок несет большую практическую направленность, позволяет учащимся убедиться в действии электрического тока на человека с помощью фронтального эксперимента. Содержит большое количество информации, связанного с историей изучения действия электрического тока на человека, практических советов по технике безопасности при работе с электрическими приборами. Каждый этап урока продуман так, чтобы учащиеся могли переключаться от одного вида деятельности к другому, самостоятельно делая выводы. Контроль усвоения знаний проводится в ходе решения задач практического содержания.
-
Система подготовки к самообразованию при проведении элективного курса с использованием заданий ЕГЭ 2008
Элективный курс по физике, как системообразующий, предназначен для оказания помощи учащимся, педагогам через совместную работу по развитию познавательного интереса, создания условий для самостоятельной работы, качественной подготовки к сдаче единого государственного экзамена, к поступлению и обучению в высших учебных заведениях.
-
Познавательная игра "Поле чудес", посвящённая Всемирному Дню авиации и космонавтики 2008
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню авиации и космонавтики, отмечающееся ежегодно 12 апреля, целями которого являются углубление знаний по этой теме, развитие познавательного интереса, самостоятельности, проявления активности, инициативы.
-
Открытый урок по теме: "Плавление и отвердевание твердых тел" 2008
На уроке ребята знакомятся с агрегатными состояниями вещества, понятиями процессов плавления и отвердевания твердых тел, их графиками, экспериментально подтверждаются изученные теоретические знания, рассматриваются особенности строения твердых, жидких и газообразных тел, выявляются различия кристаллических и аморфных тел. Основная ориентация учащихся направлена на использование теоретических знаний в практической жизни.
-
Урок физики в 9-м классе "Явления электромагнитной индукции" 2008
По типу это урок изучения нового материала, который проводится как урок-исследование. На всех этапах урока предусмотрено использование ИКТ. Урок проводится в компьютерном классе, оснащенном медиапроектором. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
-
Урок в 7-м классе "Давление в природе и технике" 2008
Целью данного урока является усвоение всеми учащимися базового уровня подготовки: уметь решать задачи на вычисление давления, если известны сила и площадь опоры.
-
"Механическая работа. Мощность". Интегрированный урок (физика + информатика) в 7-м классе 2008
Интегрированный урок закрепления материала по теме «Механическая работа» в 7-м классе. На уроке учащиеся показывают теоретические знания, умение решать задачи. Применяют на уроке умение работать с текстовым и графическим редактором. Решают физические задачи в программе QBasik.
-
Игры на уроках физики как один из способов развития познавательного интереса 2008
Интерес к деятельности снимает утомление, и, несмотря на трудности, на сложность и длительность работы, ученик доводит ее до конца. Все это подтверждается не только опытом обучения, но и специальными исследованиями. Игра при правильной ее организации способствует развитию познавательного интереса у учащихся.
-
Моделирование колебательных процессов в цепях переменного электрического тока. Интегрированный урок (физика + информатика) с элементами исследовательской работы 2008
Представленный урок - результат сотрудничества учителей физики и информатики. Информационные технологии дают возможность изученный теоретический материал представить в виде действующей модели, что способствует более прочному усвоению и пониманию предметных знаний.
-
Интегрированный элективный курс "Мой дом" 2008
Второй год в нашем образовательном учреждении провожу свой пропедевтический составительский интегрированный курс (образовательная область - естествознание), который вызывает большой интерес учащихся, так как имеет большую практическую направленность и помогает в дальнейшем развивать у школьников познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла, обогатив знания новой интересной информацией. Основная цель работы применительно к возрастной категории учащихся: способствовать развитию бытовой и социальной компетентности школьников при изучении комплексного объекта: дом как среда обитания.
-
О способах измерения коэффициента поверхностного натяжения жидкости в элективном курсе "Общий физический эксперимент" 2008
Поверхностное натяжение используется в важных технологических процессах и учитывается в объяснении многих физических явлений: смачивании, кипении, флотации, кавитации, барботаже и многом ином. В школьной программе этой теме уделено очень мало внимания. С целью помощи учителю я предлагаю 11 способов измерения коэффициента поверхностного натяжения жидкости.
-
Материалы для проведения урока геометрии по теме "Практическое применение решения треугольников" 2008
В работе приводятся прикладные задачи из области радиолокации, гидроакустики, дефектоскопии и сейсмологии. Решение всех задач базируется на школьном курсе геометрии и не требует от учащихся специальных знаний и дополнительной подготовки. Материалы оформлены в виде презентации PowerPoint, содержат яркие иллюстрации, большое число анимационных эффектов, текстовое сопровождение, решения всех задач, в отдельном разделе дается объяснение основных понятий радиолокации.