Цель урока:
- Ученик должен оценить свои умения применять знания о силе трения к решению качественных задач;
- Изучить способы увеличения и уменьшения силы трения.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать умение самостоятельно делать выводы.
- Отработать навыки работы с физическими приборами.
- Контроль знаний.
Развивающие:
- Развивать речевые навыки.
- Развивать теоретическое мышление.
- Развивать способности к анализу и синтезу.
Воспитательные:
- Развивать стремления к познанию.
- Учить детей видеть практическую пользу знаний.
- Продолжить формирование коммуникативных умений.
Оборудование:
- мультимедийный компьютер,
- программа Mikrosoft Power Point,
- физические приборы (желоб, штатив, цилиндр, шарик, динамометр, набор грузов, лупа, стеклышки, бумага, карандаши).
План урока
- Организационный момент (2 минуты)
- Актуализация имеющихся знаний (10 минут)
- Объяснение нового материала (15 минут).
- Обобщение. Контроль знаний (15 минут)
- Организация домашнего задания (3 минуты).
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Учитель отмечает, что завершается сегодняшним уроком изучение темы “Взаимодействие тел” При изучении темы были получены определенные знания. Их на уроке необходимо повторить, систематизировать при подготовке к контрольной работе. И продолжить раскрывать тайну трения.
Формулировка темы урока и постановка цели урока
(Презентация, слайд № 1, 2)
2. Актуализация имеющихся знаний (10 минут)
Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал.
(Обсуждение проблемных вопросов, повторение основных определений по изученному курсу физики на основе демонстрационных опытов)
С явлением трения мы знакомы с детства. В походе мы говорим: “Не натрите ноги”. В школе: “Сотрите с доски записи” и т. д.
(Презентация, слайд № 3)
Опыт первый: толкните брусок по столу; он остановится через некоторое время.
Тело остановилось, значит, для постоянного движения его все время надо толкать или его что-то тормозило? Что же?
- Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозится. На тело действует сила трения.
И как же она направлена?
- Против движения.
Почему вы так считаете?
- Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.
Опыт второй: Прошу взять листки бумаги и карандаши. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?
- На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.
В чем тут дело?
Давайте рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла в лупу.
- Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло ровное. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.
Значит, в чем же причина трения?
- В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
Опыт третий: Прижмите друг к другу посильнее два стеклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого.
Это очень легко сделать? Вам ничто не мешает?
- Не так уж легко.
Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что – то мешает?
- Притяжение молекул взаимодействующих тел.
(Презентация, слайд № 4)
Вывод: и так мы вспомнили причины возникновения трения
1. Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
2. Притяжение молекул взаимодействующих тел.
(Презентация, слайд № 5)
Опыт четвертый: демонстрация с цилиндром.
1. Скатывающимся по наклонному желобу;
2. Цилиндр не может скользить по желобу.
3. Демонстрация с шариком, скатывающимся по наклонному желобу.
Какие виды силы трения были продемонстрированы? Приведите свои примеры.
Трение
Трение покоя.
Как говорится, нет худа без добра. Трение ведь не только вредит движению, оно способствует также и устойчивости тел. Не будь его, все будет катиться, и скользить, пока не окажется на одном уровне. Гвозди и винты выскользнут из стен, ткани расползутся, ни одну пуговицу невозможно будет пришить, нитки просто не будут держаться ни в иглах, ни в тканях. Мало того. Без трения покоя мы бы не могли ни ходить, не ездить. Вспомните, как трудно передвигаться в гололед.
(Перельман Я.И. Занимательная физика. Если бы не было трения. с.263)
Выдержки из газет (декабрь 1927 г.)
“Лондон, 21. вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…”
“При столкновении вблизи Гайд-Парка трех автомобилей и двух трамвайных вагонов машины были совершенно уничтожены из-за взрыва бензина…”
“Париж, 21. гололедица в Париже и его пригородах вызвала многочисленные несчастные случаи…”
3. Объяснение нового материала (15 минут).
(Презентация, слайд № 6)
Давайте рассмотрим картину В.Перова “Тройка” с точки зрения естествоиспытателя. Какой вид трения имеет здесь место?
- Трение скольжения.
Почему так тяжело вести детям сани?
- Очень тяжелый груз.
Значит, если бы груз не был таким тяжелым, сила трения была бы меньше?
- Да.
Следовательно, сила трения зависит еще и от веса груза. Как?
- Чем больше вес, тем больше сила трения.
(Презентация, слайд № 7)
1. Фронтальный опыт (учащиеся записывают в тетради показания динамометра)
А) Положите на брусок три груза и равномерно тяните его по поверхности стола. Заметьте и запишите показания динамометра.
Б) теперь оставляем на бруске два груза и, наконец, снимаем все грузы. Выполните все действия и запишите показания динамометра.
В) сравните полученные результаты измерений, и сделай те вывод.
- Чем больше нагрузка, тем больше сила трения.
Какими еще способами уменьшить трение?
(Убрать неровности, т.е. отшлифовать поверхности)
2. (Презентация, слайд № 8)
Способы уменьшения и увеличения трения
3. Иллюстрации о применении силы трения в природе (слон, мамонт, змея, обезьяна, растения) (Презентация, слайд № 9)
4. Применение силы трения в технике.
Работа с учебником (А.В. Перышкина Физика 7 класс) с. 64 – 65
(Презентация, слайд № 10)
Вывод: трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.
Вот мы и раскрыли еще одну тайну. И это прекрасно. Ибо, как сказал А.Эйнштейн: “Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем – источник истинной науки”.
Открыв одну тайну, мы стоим на пороге другой.
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но давайте заглянем “в себя” как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители? (Презентация, слайд № 11)
Психологический тест
1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху?
Запишите результат буквами “Л” или “П”.
2. Возьмите лист с небольшим отверстием. Расположив его на расстоянии примерно 20 см от глаз, посмотрите через отверстие на авторучку, которая находится в вытянутой руке. Поочередно закрывайте левый и правый глаз. При закрытии какого глаза авторучка становится не видна? Результат также запишите.
3. Скрестив руки на груди (“поза Наполеона”). Кисть какой руки оказалась сверху? запишите.
4. Изобразите “бурные аплодисменты”. Ладонь какой руки у вас сверху?. Запишите.
(Презентация, слайд № 12)
Подведем итоги, учитывая, что результат “ЛЛЛЛ” соответствует художественному типу личности, а “ПППП” - типу мыслителя ( это связано с функциональной асимметрией мозга человека: у “ художников” более развито правое полушарие и преобладает образное мышление, у “мыслителей” - соответственно левое полушарие и логическое мышление)
Пусть ваши способности помогут вам при выполнении следующего задания.
4. Обобщение. Контроль знаний (15 минут)
Тестовая работа
Текст работы получает каждый ученик.
Варианты ответов записываются в таблицу.
1. Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?
А. Силы упругости.
Б. Силы тяжести.
В. Веса тела.
2. Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?
А. = 5 Н
Б. = 0,5 Н
В. = 50Н
3. Какую примерно массу имеет тело весом 120Н?
А. = 120 кг
Б. = 12 кг
В. = 60 кг
4. Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в сторону, противоположную перемещению частиц тела, называется…
А. Силой упругости
Б. Силой трения.
В. Силы тяжести.
5. Человек, масса которого 80 кг, держит на плечах мешок массой 10 кг. С какой силой человек давит на землю?
А. = 800 Н
Б. = 700 Н
В. = 900 Н
6. Сила тяги стартующей вертикально вверх ракеты равна 400 кН, а сила тяжести, действующая на ракету, - 100 кН. Определите равнодействующую этих сил.
А. = 400 кН
Б. = 500 кН
В. = 300 кН
7. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед …
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется
8. Парашютист массой 85 кг равномерно спускается с раскрытым парашютом. Чему равна сила сопротивления воздуха при равномерном движении парашютиста?
А. = 85 Н
Б. = 850 Н
В. = 8,5 Н
9. В цистерне машины для поливки улиц находится вода. На сколько уменьшиться вес машины, если она разольет 200 л воды?
А. = на 200 Н
Б. = на 2 кН
В. = на 20 кН
10. Определите жесткость пружины. Если под действием силы 4 Н она растянулась на 8 см.
А. = 50 Н/м
Б. = 0,5 Н/м
В. = 32 Н/м
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вариант ответа |
5 . Подведение итогов урока (рефлексия) (3 минуты).
Ответить на вопросы: (по выбору учащихся)
- С какой целью подножки и поверхности педалей управления для сельскохозяйственных машин изготовляют с рельефным рисунком?
- Почему при завязывании мешков с сельскохозяйственной продукцией не используют шелковые шнурки?
- Почему уменьшается глубина рельефного рисунка на колесах тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной технике по мере ее эксплуатации?
- Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. С какой целью?
- Почему проходимость груженого автомобиля больше, чем порожнего?
- Почему большим цистернам придают обтекаемую форму?
- Почему, если заржавел болт (или гайка), то перед тем как поставить его (ее) на место, надо смазать эту деталь или окунуть в солярку?
Домашнее задание:
(Презентация, слайд № 13)
1. Прочитать п.32 (для всех)
2. Я. В. Перельман “Занимательная физика”, с. 262 – 264 (по желанию)
Основу научного метода познания заложил итальянский ученый Г. Галилей. И мы на уроке изучили новый материал, идя именно этим путем, совершая свои маленькие открытия о трении. Достигли ли мы цели урока?
Большое спасибо за урок!
Литература
- Гринченко Н. А. Задачи с профориентационным содержанием для сельских школ // Физика в школе, 2001. № 2.
- Марон А. Е., Марон Е. А. Дидактические материалы. Физика 7 класс – М.: Дрофа, 2002.
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – 3 – е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000.
- Перельман Я. Н. Занимательная физика. Кн.1, 2 – М.: Наука, 1991.