Урок "Основное положение МКТ"

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Современная жизнь ставит человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения все новых и новых задач. Эффективное решение этих задач невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуации в уме, прогназированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов. Данный урок построен на необходимость в сведениях о молекулярном строении вещества с использованием компьютерных учебных программ. Главная задача– напомнить учащимся основные постулаты МКТ, показать их место в современной системе научных знаний.

Целесообразно рассмотреть историю развития атомно-молекулярных представлений о строении вещества, особое внимание следует уделить философскому аспекту качественных изменений в поведении сложных систем, связанных с большим количеством частиц, из которых они состоят. Компьютерные учебники, уроки, репетиторы, тренажеры, контролирующие программы, справочники, энциклопедии, электронные библиотеки - их назначение дать новую учебную информацию; закрепить усвоенное; проконтролировать результаты изучения. Компьютер оптимально решает такие проблемы, как:

  • мультимедийность;
  • адаптивность;
  • многотерминальность;
  • интерактивность;
  • подконтрольность индивидуальной работы учащихся.

“Уроки физики Кирилла и Мефодия”, а так же “МультиМедиа Технологии и Дистанционного Обучения” помогают учащимся в формировании умения находить и понимать физическую информацию, представленную в различных источниках, анализировать ее, в своей практической деятельности уверенно применять ее.

Цель урока: сформировать понятия “дискретность”, “хаотичность”, “диффузия”, “агрегатное состояние”, сформулировать основные положения МКТ, показать сущность физических явлений, руководствуясь основным положениями МКТ, способствовать развитию мышления, умению структурировать информацию; воспитывать эмоционально-ценностные отношения к миру.

Инструментарий: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблица “Состав атомного ядра”, таблица химических элементов Менделеева, две стеклянные пластины, два стакана с различными жидкостями, пшено, дезодорант.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся

а) постановка цели урока: сформировать понятия, сформулировать основные положения МКТ

б) фронтальный опрос:

- Что такое материя? Виды материи.

- Что такое вещество? Какие бывают вещества?

- Почему они такие?

III. Изучение новой темы

Немного истории (учащийся о первых представлениях вещества)

Демокрит — древнегреческий философ, 2500 лет назад высказал:

  • ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства; все прочее – мнение;
  • различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественное различия атомов не существует.

Г.Галилей, Р.Декарт, И. Ньютон, М.В.Ломоносов – считали, что материя состоит из мельчайших неделимых частиц (корпускулами или атомами)

А. Авогадро сформулировал два принципа:

- при одинаковых условиях в равных объемах любых газов содержится одно и то же число молекул,

- все вещества, простые и сложные, образованы из молекул которые сами состоят из атомов.

Основные положения МКТ

Учитель - Представления энтичных атомистов выглядят сегодня достаточно наивными, но именно эти представления стали отправной точкой в создании одного из современных разделов физики – МКТ.

МКТ - занимается изучением свойств веществ, основываясь при этом на представлениях о частицах вещества . МКТ базируется на трех основных положениях (запись в тетради):

- все вещества состоят из частиц – молекул, атомов и ионов,

- эти частицы вещества беспорядочно и беспрерывно движутся,

- частицы вещества взаимодействуют друг с другом силами, имеющими электромагнитную природу.

Опыты, факты свидетельствующие о молекулярном строении вещества.

а) Любое тело можно раздробить на мелкие частицы (демонстрация), т.е. дискретность вещества.

Электронный микроскоп( картинка в ПК) – показывает, что все вещества состоят из частиц – атомов, молекул.

б) Взаимодействие молекул (демонстрация) - две стеклянные пластины,

- два стакана с различными жидкостями,

- стакан с жидкостью и пшено.

в) движение молекул (демонстрация) – распространение запахов.

IV. Закрепление

1. До демонстрации фрагмента на ПК [4], задаются вопросы учащимся (на доске).

- В каких веществах наблюдается диффузия, дискретность, хаотичность?

- Где нужно учитывать основные положения МКТ ( в торговле)?

2. Фронтальный опрос

- Вещество имеет дискретное строение, поясните?
- Атомы и молекулы тела непрерывно хаотически движутся, как это согласуется с тем, что многие тела сохраняют форму, объем?
- Основные положения МКТ.

3. Тестовое упражнение. [3]

4. Тестирование по изученной. [3]

V. Итоги урока

1. Оценки за урок.

2. Домашнее задание: §57, 58 [1]; Подготовить сообщение “ Об истории броуновского движения ”.

Приложение

Литература

1. Г.Я.Мякишев. Физика.10кл. Москва. Просвещение, 2004г.

2. Н.Ю.Соколова. Задания по физике с использованием СМИ // Физика в школе № 4, 2003 г., с.22

3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. СD: Уроки физики Кирилла и Мефодия.10 класс. ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006.

4. CD: Copyrighei МультиМедиа Технологии и Дистанционное Обучение, 2003.