Цели:
- обучающие
расширить кругозор знаний о работе тока, об электроприборах, о технике безопасности при обращении с электричеством;
получить представление о количественной характеристике работы тока;
- воспитательные
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха;
способствовать воспитанию культуры, толерантности общения;
- развивающие
продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком;
продолжить развитие информационной компетентности.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
словесно-наглядные методы;
эвристические, частично-поисковые;
синтез и анализ, классификация;
стимулирование и мотивация учебной деятельности.
убеждение, приучение, поощрение;
неожиданность, новизна, ситуация успеха.
Контроля и самоконтроля учебной деятельности.
Устные, фронтальные, групповые.
Каналы общения.
Ученик- источник информации.
Ученик- ученик.
Ученик-учитель.
ПЛАН УРОКА
1. Объявление цели урока.
2. Выполнение заданий на повторение изученного материала.
3. Первая стадия- “ вызов”.
4. Вторая стадия- “ осмысление содержания”
5. Третья стадия- “рефлексия”.
6. Домашнее задание.
7. Итог урока.
Оборудование: источник тока, провода, электромоторчик, амперметр, вольтметр.
Ход урока.
Слайд 1- заставка к уроку. На этом слайде помещена физическая анимация, например, магниты с магнитными полями, эмблема науки и т.д.
1.
Ребята! Сегодня на уроке мы вместе постараемся ответить на вопрос: “ Ток- помощник?”.
Слайд 2 – тема урока с анимацией (Слова - ток-помощник и анимация высоковольтной линии электропередач).
2. Выполнение заданий на повторение.
Применяем уплотнённый опрос учащихся. Одновременно 3 ученика получают задания по карточкам и выполняют его на местах, в это время учитель с остальными ребятами выполнят следующее задание.
Слайд 3. На экране появляются вопросы по пройденному материалу, учитель называет номер вопроса, ученик отвечает на него. Быстро, эффективно.
Слайд 4- работа с величинами. На слайде цепочка из 10- 12 элементов. Включаем и обозначения величин, и единицы измерения, и сами величины.
Слайд 5 “ Найди ошибку” На слайде написаны формулы вычисления силы тока и напряжения с ошибками. После нахождения ошибок высвечиваем на этом же слайде
правильные формулы, ребята повторяют их ещё раз.
Задания по карточкам:
- соберите электрическую цепь по предложенной схеме и продемонстрируйте её действие;
- расскажите о данных приборах по схеме. (Готовится на месте, отвечает с места по схеме на слайде, внимание детей на слайд, идёт повторение).
Слайд 6 “ Схема описания прибора”
3. Стадия вызова
Основные приёмы: ромашка вопросов, заполнение таблицы “ знаю, узнал, хочу узнать”, составление кластера.
Ребята, давайте вместе с вами вспомним знания по данной теме, составим их систематизацию.
Слайд 7 “Ромашка вопросов”
- Как вы думаете, почему включили этот вопрос для изучения? ( Ток применяется, встречается вокруг нас).
- Где применяется ток? ( В быту, в школе, на фабриках, на заводах, на транспорте).
- Нужно быть осторожным при обращении с электричеством? ( Да) Почему? ( Тело человека состоит на 80 % из воды, оно проводник электричества) Что нужно соблюдать? ( Технику безопасности).
- Приведите примеры положений техники безопасности при обращении с электричеством.
- Откуда берётся ток? ( Источники тока). Приведите примеры источников тока.
- Какие преобразования энергии происходят в источнике тока? ( Какой-то вид энергии превращается в электрическую).
- Назовите дальнейший путь электрической энергии. ( Превращается в другие виды энергии - тепловую, механическую и т.д.).
- Назовите источник тока в квартире. ( Счётчик электрической энергии)
- Какую функцию он ещё выполняет? ( Определяет работу, выполненную током дома).
- Люди, каких профессий связаны с работой тока?
- Назовите величины, связанные с электричеством.
Обобщим повторённые нами знания, посмотрим, о чем мы вспомнили.
Слайд 8- применение тока в быту, на транспорте, в сельском хозяйстве, в промышленности.( Просто слова).
Слайд 9 “Электроприборы” Анимация электроприборов.
Слайд 10 “ Ток в сельском хозяйстве” Анимация. Заострить внимание детей на применение тока в местном хозяйстве.
Слайд 11. “ Ток на транспорте” Анимация эскалатора, электрички, подъёмник в горах и т.д.
Слайд 12 “Ток в промышленности” Анимация.
Слайд 13. “ Источники тока”
Слайд14. “ Техника безопасности” Анимация включения света, соединения вилки и розетки и т.д.
Слайд 15 “ Ток в профессиях” Анимация и перечисление профессий (слова).
Объясните, как вы понимаете эту схеме, кластер.
Слайд16, на котором изображен кластер (схема) имеющихся знаний.
Заполнение таблицы- первого столбца.
4. Вторая стадия- осмысление содержания
Работа с текстом учебника с помощью приёма “ инсерт”- пометка на полях и заполнение второго столбца таблицы.
Слайд17
Слайд18 “ Узнали из текста” Подводится итог самостоятельной работы с текстом.
5. Третья стадия – рефлексия.
Слайд 19 “ Комментированное решение задач № 1, 2 из упражнения 24 учебника”. Просто записано задание.
Слайд 20 “ Самостоятельная работа в группах”. На слайде записаны виды работ.
1. Определите преобразования энергии в электроприборах. Используется слайд 9, на котором группы приборов слева, справа и по центру слайда. Работа ведётся в группах.
2. Назовите меры предосторожности при обращении с электроприборами, например с вентилятором (вращение лопастей, не оставлять включенными электроприборы и т.д.). Добиваться этой информации от детей.
Слайд 21 “ Самостоятельная работа в группах” На слайде записаны задания.
1. Определите нарушения техники безопасности. Слайд 14.
3. Составить синквейн по теме урока. Можно создать слайд с правилами составления синквейна.
Слайд 22 “Блокада Ленинграда”
Сообщение ученика о проложении линии электропередач по дну Ладожского озера в дни блокады Ленинграда.
Слайд 23. “ Домашнее задание”.
Слайд 24 “Итог урока”.
6. Домашнее задание: параграф 50, таблица в тетрадях, упражнение 24 №3.
Литература:
1. Пёрышкин А. В. Родина Н. А. учебник физики 8 класс Москва Просвещение 2000 год;
2.Заир-Бек с. И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления учащихся на уроках. Просвещение 2004 год;
3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления учебно-воспитательным процессом.