Цели: сформировать представление учащихся о том, как технический прогресс влияет на экономику ОАО «РЖД»
Задачи:
- Продолжать формировать развитие физического мышления учащихся и привитие им умений применять свои знания на практике.
- Показать учащимся возможность и необходимость использования Интернет – технологий для поиска нужных информационных ресурсов по указанной теме.
- Продолжать формировать умение создания информационно-исследовательских проектов.
- Продолжать воспитывать трудолюбие, настойчивость, волю и характер.
- Продолжать формировать умение работать в содружестве, через работу в парах.
- Развивать аналитико-синтезирующего мышления (формирование умений выделять существенные признаки и свойства явлений и объектов, формировать умение делать выводы).
- Развивать общетрудовые и политехнические умения (развитие операционно-контрольных умений – умение пользоваться браузером Internet Explorer, поисковыми серверами, гипертекстовыми ссылками для перехода на нужную URL-страницу, мышью, клавиатурой; оценивать результаты выполненных действий; регулировать и контролировать свои действия).
- Продолжать формировать профориентационную направленность учащихся.
Вид урока. Изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности.
Форма урока. Интегрированный урок (физика, экономика, информатика).
Форма деятельности учащихся на уроке. Работа в парах (конструирование информационно-исследовательского проекта, с использование интернет-технологий).
Подготовка к уроку:
- Раздаточный материал.
- Алгоритмическая карта деятельности учащихся на уроке.
- Мультимедийные презентации.
- Главная презентация урока.
- Макет презентации проекта.
3. Электронное табло, созданное в среде Excel для подведения итогов рейтинга презентаций проектов учащихся.
Оборудование к уроку:
- Компьютеры, имеющие выход в Интернет.
- Мультимедийный проектор.
План урока:
- Организационный момент (3-4 мин.)
- Создание информационно-исследовательского проекта (15-20 мин.)
- Презентация проекта (5*3=15 мин.)
- Подведение итогов рейтинга. Выступление жюри (1-2 мин.)
Конспект урока
1 этап урока
На экране 1 слайд «Главной презентации урока». Приложение 1
Учитель физики.
Вступительное слово с использованием слайдов презентации.
(На экране новый логотип ОАО «РЖД»)
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.
(на экране диаграммы, отражающие показатели состояния «РЖД» сегодня)
Железные дороги России занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей и количеству электровозов, второе (после США) - по эксплуатационной длине, равной 125,9 тыс. км, или 7% мировой сети, третье - по грузообороту (после Китая и США) и по числу пассажиров (после Японии и Индии). Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов российского транспорта общего пользования составляет более 80% (в США - 50, в Западной Европе - 30), а в пассажирообороте - более 41%. Однако, сегодня, изучая состояние отдельных железнодорожных магистралей России я пришла к выводу о том, что каждая дорога имеет свою, остро выраженную, проблему, касающуюся технического состояния дороги.
(на экране появляется текст с формулировкой проблемы по щелчку):
- Модернизация подвижного состава, совершенствование путевого хозяйства, необходимости внедрения новых видов железнодорожного транспорта. В виду того, что в рамках одного урока невозможно осветить проблемы всех железных дорог России (19 железных дорог России), сегодня мы попытаемся решить проблемы пяти железнодорожных магистралей.
(на экране появляются названия железных дорог):
- Московская железная дорога – главная пассажирская магистраль России. Перед дорогой в настоящее время остро стоит проблема по использованию скоростных поездов и увязки восьми вокзалов Москвы с аэропортами Домодедово, Шереметьево и Внуково.
- Свердловская железная дорога является основой экономического развития Урала и важным звеном Транссибирской магистрали, но сегодня дорога находится в критическом положении из-за состояния путей. Проблема этой дороги – совершенствование путевого хозяйства.
- Дальневосточная железная дорога. Одной из серьёзных проблем на этой дороге остаётся обновление парка новых электропоездов, так как они должны заменить устаревшие и выработавшие нормативный срок электропоезда серии ЭР9П и создание пунктов технического обслуживания тяжеловесных электровозов (ПТО)
- Западно-Сибирская железная дорога. Сегодня цель этой дороги вывести облуживание и ремонт подвижного состава на высокотехнологичный уровень. В связи с этим дорога создаёт специализированные станции технического обслуживания (СТО). Проблема заключается в приобретении контрольно-измерительной аппаратуры подвижного состава.
- Северо-Кавказская железная дорога. XXIIЗимняя олимпиада 2014 будет проходить на территории именно этой магистрали (г. Сочи). Поэтому, в качестве транспорта для массовых (от 60 до 80%) пассажирских перевозок в равнинной зоне, а также на стыках равнины и гор выбран железнодорожный транспорт. При этом обе, рассматриваемые специалистами, системы ранее в России никогда не рассматривались:
ГСЖД – городская скоростная железная дорога (будет функционировать в условиях равнинного ландшафта – в самом городе и в Имеретинской долине);
ЛЖД – лёгкая железная дорога (с включением участков горной зубчатой дороги).
Учитывая всё выше изложенное, вытекает проблема - строительство новой высокотехнологичной инфраструктуры и специализированного подвижного состава (электропоездов) с учётом опыта европейских стран, прежде всего Германии, Австрии и Швейцарии.
Объявляет тему урока
(на экране слайд с названием темы урока)
Учитель информатики
(на экране слайд с целью урока)
Сегодня одной из задач открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: является формирование рынка качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, полностью удовлетворяющих потребности общества в грузовых и пассажирских перевозках. Решение этой задачи должно существенно отразиться на экономике ОАО «РЖД», а её реализация невозможна без учёта научно-технических и производственно-технических достижений. Поэтому цель нашего занятия сегодня: дать качественную оценку того, как технический прогресс влияет на экономику ОАО «РЖД».
Объявление задач урока:
(на экране слайд с задачами урока)
- Продолжить работу по алгоритмической карте деятельности. Приложение 2 Добавить материал в папку ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ по теме проекта, если это необходимо.
- Доработать презентацию по теме проекта.
- Сформулировать качественный выводо том, как, найденное вами, решение проблемы дороги отразится на экономике транспортной отрасли в целом.
- Проверить работу гиперссылок.
- Подготовить выступление с защитой проекта.
Объявление плана урока:
(на экране слайд с планом урока)
- Поиск, если необходимо, информации по теме проекта в Интернете и сохранение необходимых материалов по теме проекта. (4-5 мин.)
- Доработка презентации по защите проекта. (10-12 мин.)
- Защита проекта. (4 мин.)
- Объявление итогов рейтинга защиты проектов членами жюри, с демонстрацией рейтинговой таблицы. (1-2 мин.)
- Награждение победителей, чей проект набрал наибольшее количество баллов.
- Выставление оценок на основе набранных учащимися баллов за работу над проектом.
2 этап урока. (Звучит лёгкая музыка, на экране заставка «Современная техника на железных дорогах»): работа учащихся над проектом по поставленной проблеме. (20 мин.)
3 этап урока.
Презентация проекта у доски (3-4 мин.)
4 этап урока.
Подведение итогов выступлений учащихся. Объявление победителей. Озвучивание оценок за работу над проектом.
5 этап урока.
Подведение общего итога урока
Учитель физики. Сегодня на уроке мы убедились, что ведущие специалисты компании ОАО «РЖД» заинтересованы в создании условий по применению новых технических решений, так как такой метод ведения хозяйства ведёт к надёжной работе отрасли.
Учитель информатики. А, надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.