Коспект урока «Влияние технического прогресса на экономику открытого акционерного общества "Российские железные дороги"»

Разделы: Физика


Цели: сформировать представление учащихся о том,  как технический прогресс влияет на экономику ОАО «РЖД»

Задачи:

  • Продолжать формировать развитие физического мышления учащихся и привитие им умений применять свои знания на практике.
  • Показать учащимся возможность и необходимость  использования Интернет – технологий для поиска нужных информационных ресурсов по указанной теме.
  • Продолжать формировать умение создания информационно-исследовательских проектов.
  • Продолжать воспитывать  трудолюбие, настойчивость, волю и характер.
  • Продолжать формировать умение работать в содружестве, через работу в парах.
  • Развивать аналитико-синтезирующего мышления (формирование умений выделять существенные признаки и свойства явлений и объектов, формировать умение делать выводы).
  • Развивать общетрудовые и политехнические умения (развитие операционно-контрольных умений – умение пользоваться браузером   Internet Explorer, поисковыми серверами, гипертекстовыми ссылками для перехода на нужную URL-страницу, мышью, клавиатурой; оценивать результаты выполненных действий; регулировать и контролировать свои действия).
  • Продолжать формировать профориентационную направленность учащихся.

Вид урока. Изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Форма урока. Интегрированный урок (физика, экономика, информатика).

Форма деятельности учащихся на уроке. Работа в парах (конструирование информационно-исследовательского проекта, с использование интернет-технологий).

Подготовка к уроку:

  • Раздаточный материал.
    • Алгоритмическая карта деятельности учащихся на уроке.
  • Мультимедийные презентации.
    • Главная презентация урока.
    • Макет презентации проекта.

     3. Электронное табло, созданное в среде Excel для подведения итогов рейтинга презентаций проектов учащихся.

Оборудование к уроку:

  • Компьютеры, имеющие выход в Интернет.
  • Мультимедийный проектор.

План урока:

  1. Организационный момент (3-4 мин.)
  2. Создание информационно-исследовательского проекта (15-20 мин.)
  3. Презентация проекта (5*3=15 мин.)
  4. Подведение итогов рейтинга. Выступление жюри (1-2 мин.)

Конспект урока

1 этап урока

На экране 1 слайд «Главной презентации урока». Приложение 1

Учитель физики.

Вступительное слово с использованием слайдов презентации.

(На экране новый логотип ОАО «РЖД»)

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.

(на экране диаграммы, отражающие показатели состояния «РЖД» сегодня)

Железные дороги России занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей и количеству электровозов, второе (после США) - по эксплуатационной длине, равной 125,9 тыс. км, или 7% мировой сети, третье - по грузообороту (после Китая и США) и по числу пассажиров (после Японии и Индии). Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов российского транспорта общего пользования составляет более 80% (в США - 50, в Западной Европе - 30), а в пассажирообороте - более 41%.   Однако, сегодня, изучая состояние отдельных железнодорожных магистралей России я пришла к выводу о том, что каждая дорога имеет свою, остро выраженную, проблему, касающуюся технического состояния дороги.

(на экране появляется текст с формулировкой проблемы по щелчку):

  • Модернизация подвижного состава, совершенствование путевого хозяйства, необходимости внедрения новых видов железнодорожного транспорта. В виду того, что в рамках одного урока невозможно осветить проблемы всех железных дорог России (19 железных дорог России), сегодня мы попытаемся решить проблемы пяти железнодорожных магистралей.

 (на экране появляются  названия железных дорог):

  • Московская железная дорога – главная пассажирская магистраль России. Перед дорогой в настоящее время остро стоит проблема по использованию скоростных поездов и увязки восьми вокзалов Москвы с аэропортами  Домодедово, Шереметьево и Внуково.

 

  • Свердловская железная дорога является основой экономического развития Урала и важным звеном Транссибирской магистрали, но сегодня дорога находится в критическом положении из-за состояния путей. Проблема этой дороги – совершенствование путевого хозяйства.

  • Дальневосточная железная дорога. Одной из серьёзных проблем на этой дороге остаётся обновление парка новых электропоездов, так как они должны заменить устаревшие и выработавшие нормативный срок электропоезда серии ЭР9П и создание пунктов технического обслуживания тяжеловесных электровозов (ПТО)

  • Западно-Сибирская железная дорога. Сегодня цель этой дороги вывести облуживание и ремонт подвижного состава на высокотехнологичный уровень. В связи с этим дорога создаёт специализированные станции технического обслуживания (СТО). Проблема заключается в приобретении контрольно-измерительной аппаратуры подвижного состава.

  • Северо-Кавказская железная дорога. XXIIЗимняя олимпиада 2014 будет проходить на территории именно этой магистрали (г. Сочи). Поэтому, в качестве транспорта для массовых (от 60 до 80%) пассажирских перевозок в равнинной зоне, а также на стыках равнины и гор выбран железнодорожный транспорт. При этом обе, рассматриваемые специалистами, системы ранее в России никогда не рассматривались:
    ГСЖД
    городская  скоростная железная дорога (будет функционировать в условиях равнинного ландшафта – в самом городе и в Имеретинской долине);
    ЛЖД – лёгкая железная дорога (с включением участков горной зубчатой дороги).

Учитывая всё выше изложенное, вытекает проблема -  строительство новой высокотехнологичной инфраструктуры  и специализированного подвижного состава (электропоездов) с учётом опыта европейских стран, прежде всего Германии, Австрии и Швейцарии.

Объявляет тему урока

(на экране слайд с названием темы урока)

Учитель информатики

 (на экране слайд с целью урока)

Сегодня одной из задач открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: является формирование рынка качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, полностью удовлетворяющих потребности общества в  грузовых и пассажирских перевозках. Решение этой задачи должно существенно отразиться на экономике ОАО «РЖД», а её  реализация невозможна без учёта научно-технических и производственно-технических достижений. Поэтому цель  нашего занятия сегодня: дать качественную оценку того, как технический прогресс влияет на экономику ОАО «РЖД».
Объявление задач урока:

(на экране слайд с задачами урока) 

  1. Продолжить работу по  алгоритмической карте деятельности. Приложение 2 Добавить материал в папку  ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ  по теме проекта, если это необходимо.
  2. Доработать презентацию по теме проекта.
  3. Сформулировать качественный выводо том, как, найденное вами,  решение проблемы дороги отразится на экономике транспортной отрасли в целом.
  4. Проверить работу гиперссылок.
  5. Подготовить выступление с защитой проекта.

Объявление плана урока:

(на экране слайд с планом урока)

  1. Поиск, если необходимо, информации по теме проекта в Интернете и сохранение необходимых материалов по теме проекта. (4-5 мин.)
  2. Доработка презентации по защите проекта. (10-12 мин.)
  3. Защита проекта. (4 мин.)
  4. Объявление итогов рейтинга защиты проектов  членами жюри, с демонстрацией рейтинговой таблицы. (1-2 мин.)

  1. Награждение победителей, чей проект набрал наибольшее количество баллов.
  2. Выставление оценок на основе набранных учащимися баллов за работу над проектом.

 2 этап урока. (Звучит лёгкая музыка, на экране заставка «Современная техника на железных дорогах»): работа учащихся над проектом по поставленной проблеме. (20 мин.)

3 этап урока.

Презентация проекта у доски (3-4 мин.)

4 этап урока.

Подведение итогов выступлений учащихся. Объявление победителей. Озвучивание оценок за работу над проектом.

5 этап урока.

Подведение общего  итога урока

Учитель физики. Сегодня  на уроке мы убедились, что ведущие специалисты компании ОАО «РЖД» заинтересованы в создании условий по применению новых технических решений, так как такой метод ведения хозяйства ведёт к надёжной работе отрасли.

Учитель информатики. А, надежная  работа  отрасли  –  необходимое  условие   сохранения единого экономического пространства и целостности   государства,  расширения международных экономических связей.