Если мы будем настаивать на том,
чтобы смотреть на радугу интеллекта только через
один фильтр,
нам будет казаться, что разум многих людей лишен
света.
Рене Фуллер
Очевидно, что у всех людей различные таланты. Не случайно одни становятся великими художниками, другие – спортсменами, третьи – актерами, а кто-то… Любой человек обладает своим индивидуальным стилем жизни и индивидуальным стилем работы. Однажды мне в руки попала книга Гордона Драйдена и Джаннетт Вос “Революция в обучении”, в которой я прочитала о том, что в течение более 15 лет профессор Гарвардского университета Ховард Гарднер анализировал результаты различных исследований, чтобы доказать: каждый человек обладает, по меньшей мере, семью различными “центрами интеллекта”. Здесь же были приведены вероятные способности для каждого типа интеллекта. Результаты этих исследований мне показались очень близкими: долгое время я искала технологии обучения, которые позволили бы найти приемы личностно ориентированного подхода.
Наша традиционная средняя школа достигла значительных успехов, используя две из многочисленных способностей человека: лингвистическую – способность говорить, читать и писать – и математическую, которая используется при изучении логики, математики и естественных наук. Большинство экзаменов основано на проверке только этих ограниченных академических сторон интеллекта. Однако каждый ребенок является потенциально одаренным зачастую во многих различных областях. Кроме того, каждый человек обладает индивидуальным стилем обучения, стилем работы, темпераментом. Важно, прежде всего, определить комбинацию индивидуальных стилей обучения и способностей каждого ученика и приспосабливаться к ней; при этом обязательно поддерживать разностороннее развитие всех потенциальных способностей учеников.
С раннего возрасты отделяют “одаренных” детей от тех, на кого вешают ярлык “не слишком умный” и даже “отстающий”. Традиционно большинство тестов умственных способностей (IQ-тестов), как и большинство систем образования, сфокусированы на определении уровня развития только двух типов интеллекта: лингвистического и логически-математического. По мнению Гарднера, это значительно сужает наш потенциал в обучении.
У каждого человека есть собственный стиль обучения и свои сильные стороны. Он настолько же индивидуален, как и подпись. Следовательно, нет лучшего или худшего стиля обучения. Необходимо анализировать особенности стиля каждого ученика и учитывать их в работе. конечно, невозможно предусмотреть абсолютно все и для каждого ребенка, но построить программу таким образом, чтобы на занятиях и уроках регулярно использовались все вероятные способности, можно, и я постаралась это сделать.
Если вы поступите так же, то увидите, как легко станут учиться ученики, насколько меньше станет сопротивление, вы ощутите в своей работе.
Рассмотрим технологию проведения уроков, на которых используются уникальные возможности ребенка.
Вначале я выдаю ребятам таблицу, составленную на основании исследований, приведенных в книге Гордона Драйдена и Джаннетт Вос “Революция в обучении”.
Тип интеллекта |
Вероятные способности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После изучения таблицы прошу каждого самому оценить свои способности, выделить в таблице те, которыми обладает ученик больше всего. Ребята делают это довольно быстро. Иногда обнаруживается, что у них хорошо развиты способности, соответствующим нескольким типам интеллекта, а не одному. Хвалю их (это очень важно) и прошу все-таки выделить что-то одно. На первом уроке обещаю, что в дальнейшем обязательно пригодятся и остальные их способности. Есть ребята (пусть таких мало, но есть), кто не может оценить свои способности, успокаиваю их, стараюсь привести примеры, где проявлялись способности того или иного ученика.
После этой работы ребята сами определяют свой сильный тип интеллекта. Так складываются группы, которые объединяют учеников по более развитому типу. Обычно их 7, но иногда и меньше. Кроме того, у детей есть разнообразные социальные предпочтения. Большинство учеников с удовольствием работают в группе, очень мало – в паре, единицы предпочитают учиться самостоятельно. Каждая группа получает задания.
Рассмотрим урок в 10-м классе по теме “Строение и свойства кристаллических и аморфных тел”. Группа с логически-математическим интеллектом после знакомства с теорией самостоятельно составляет таблицу.
Тип твердого тела |
Особенности |
||
Молекулярно-кинетическая модель |
Переход вещества из твердого состояния в жидкое |
Зависимость свойств твердого тела от направления |
|
Кристаллическое | |||
Аморфное |
Эту таблицу, набранную на компьютере, ребята группы представляют остальным на экране. Этой группе можно дать задание решить более сложные задачи или построить графики к каждой формуле в физике и сгруппировать их в известный из курса математики вид
у=ах, у=а+вх, у=ах2, у=а/х, у=а/х2
Группе с лингвистическим типом интеллекта можно дать задание сочинить поэму, оду, эссе, сказку о кристаллах и аморфных телах, выпустить газету по этой теме, составить кроссворды, придумать физическое лото или игру, позволяющую изучить эту тему.
Учащимся с визуально-пространственным интеллектом выдаю листы бумаги, краски, глину или пластилин и предлагаю зарисовать образ, пространственную модель некоторых кристаллов и аморфных тел (они могут слепить семь основных типов кристаллических систем, называемых решетками Браве) и показать, что, вставляя один в другой эти 7 типов, можно получить 230 различных пространственных групп, которые могут соединяться в самые разнообразные комбинации. Отсюда – неиссякаемое многообразие кристаллов в мире. Только 7 кристаллических систем – и бесконечное количество форм камней и минералов. Скромность и простота свойственны Природе. Красиво то, что просто и естественно. Искусственный блеск и изысканная роскошь ненатуральны. У каждого кристалла есть своя четкая форма: в своем великом многообразии. Природа никогда не заблуждается.
Иногда ребятам можно дать задание придумать схемы, знаки, символы, дающие возможность легче запомнить такие определения, как анизотропия, кристаллическое тело, аморфное свойство кристаллических и аморфных тел, свойства твердых тел, строение твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории, температура плавления и т.д.
В результате такой работы накоплено множество таких схем и знаков, которые помогают запомнить множество физических понятий, формул, физических величин и законов.
Группа учащихся с музыкальным интеллектом формируется не всегда, но если она есть, то очень украшает урок. Ей предлагается придумать с использованием компьютерных программ песню, музыку под названием “Величие порядка и равновесия у кристаллов”, “Сплав кристальности и аморфности”, “Красота кристаллов”. В этих песнях ребята часто показывают физический смысл явлений, и это очень важно. При этом каждый вкладывает душу в созданное.
Группе идеомоторного типа интеллекта можно дать задание инсценировать свойства кристаллических и аморфных тел с точки зрения молекулярно-кинетической теории или провести эксперимент, изучающий свойства кристаллических и аморфных тел. Кому-то из этой группы можно заранее дать задание вырастить кристаллы.
Группе учащихся с межличностным, или “социальным”, типом интеллекта легче всего общаться, так как людям такого типа свойственны следующие способности: они хорошо договариваются, общаются, увлекаются коллективной деятельностью, с удовольствием находятся среди людей. Поэтому для них будет интересным задание провести пресс-конференцию с учеными о последних достижениях в области изучения и применения кристаллов.
Команда внутриличностного, или “интуитивного” вида интеллекта для учителя физики важна, потому что благодаря ей на уроке реализуются гениальные слова А. Эйнштейна: “Где только возможно, изучение должно стать переживанием”. Здорово, если ребята поймут, что знание есть разум, соединенный с сердцем. В этом каждому учителю поможет прекрасная книга Ирены Стульпинене “Физика языком сердца”. А может, сами ребята смогут осмыслить физику через сердце. Как раз люди внутриличностного типа интеллекта могут, как никто другой, сами это сделать. Им можно дать задания: 1) рассмотреть философию кристаллов и аморфных тел (от порядка и равновесия – красота и стабильность, но слишком жесткий порядок останавливает жизнь, нужен хаос – аморфность, чтобы подняться на новую ступень); 2) ответить на вопрос: как строение монокристалла служит моделью современного общества; 3) исследовать суровость истинной красоты (откуда в алмазах такие замечательные свойства, а у человека ...?); 4) кристальность души человека и ежедневное чудо просветления; 5) кристаллизация и становление человека; 6) живые кристаллы; 7) чему можно научиться у кристаллов и аморфных тел?
Какой бы предмет ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет ее способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них. Это подразумевает, что каждый учащийся обретет ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.
Такие уроки дают возможность каждому ученику раскрыться, поверить в себя, найти свой сильный тип интеллекта, свой собственный стиль обучения.
В следующий раз ребенок может выбрать другую группу. Причиной может стать то, что ему комфортнее с другими ребятами, в другой группе он сможет стать лидером, но чаще всего он хочет сказать нам, что у него есть и другие способности и другой тип интеллекта тоже развит. “Я счастлив, я талантлив,- сигнализирует нам ученик. - Я хочу и могу учиться. Верьте в меня и мои способности”.