Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд)
2. Мотивация, постановка целей. – 2 мин
Здравствуйте, меня зовут Елена Александровна. Я учитель физики средней школы №81 Калининского района города Новосибирска. В ближайшие 30 минут нам предстоит с вами вместе в который раз погрузиться в мир физики.
Молодой сотрудник лаборатории Марсден вошёл в кабинет шефа и сказал: “Есть!”. Резерфорд от удивления выронил трубку. “Не может быть!” – чуть слышно пробормотал он, но его слова прозвучали для Марсдена как гром.
“И все-таки некоторые частицы отражаются, – несмело возразил шефу Марсден.- Я даже пробовал подсчитывать их. На каждые 8 тысяч, попавшие в мишень, отражается только одна”.
- К какому промежутку времени принадлежит этот разговор?
- Что исследовали в лаборатории Резерфорда в это время?
“Прошу вас, Марсден, - продолжил Резерфорд, – повторите все эксперименты ещё раз, но теперь вместе с Гейгером. Пусть это невероятно, но мы, так или иначе, должны разобраться в наблюдаемом явлении. Наши знания об атоме так несовершенны”.
На сегодняшний день знания об атоме уже более совершенны, но сегодня нам с вами предстоит, повторить путь мысли Резерфорда.
Тема урока: “Строение атома. Опыты Резерфорда”.
Наша с вами задача сегодня обобщить свои знания о строении атома. Мы продолжим учиться наблюдать, обобщать, делать выводы, активно включаясь при этом в самостоятельное добывание знаний. Обязательно выясним, что же представляет собой атом.
3. Фронтальное повторение – 3 мин.
(На магнитной доске выстраивается схема)
- Как называется в физике любой предмет, физические особенности, которого в данный момент несущественны? (тело)
- Из чего состоит любое физическое тело? (молекула)
- Можно ли найти составные части молекулы? (атомы)
- Является ли атом неделимым? Из чего он состоит? (ядро и электроны)
- Можно ли расщепить ядро? (протоны и нейтроны)
Сейчас мы с вами фактически обобщили все, что знаем о строении атома. Но в начале 20 века, когда состоялся диалог между Резерфордом и его лаборантом, атом был ещё для учёных тёмным пятном, (убирается часть схемы о строении атома). Хотя многие открытия того времени, просто кричали о необходимости разобраться в его строении. Постараемся помочь науке?
4. Самостоятельная работа в группах – 15 мин.
1 группа.
Условия, которые указывают на необходимость создания модели атома и требования к ней.
Найти и изучить материал по предложенной теме, составить по нему краткий конспект. Изложить свой вопрос в течении 2 мин. По плану:
- Когда возникло учение о атомах?
- Кто из учёных доказал факт существования атомов.
- Открытия, которые указывали на сложное строение атома. К какому периоду времени они принадлежат?
Литература:
- Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев “Физика 11” $94
- “Открытая физика”, часть 2. “Физика атома и атомного ядра”
2 группа.
Попытки создания модели атома. Схема опыта Резерфорда.
Найти и изучить материал по предложенной теме, составить по нему краткий конспект. Изложить свой вопрос в течении 3 мин по плану:
- Модель Джона Томсона.
- Как Резерфорд предложил исследовать внутреннюю структуру атома? На чём было основано это предложение?
- Схема опыта Резерфорда.
- К какому выводу о строении атома привели Резерфорда результаты проделанных опытов?
Литература:
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев “Физика 11” $94
- “Открытая физика”, часть 2. “Физика атома и атомного ядра”
3 группа.
Биография Эрнеста Резерфорда
Найти и изучить материал по предложенной теме, составить по нему краткий конспект. Дать биографическую справку в течении 2 мин по плану:
- Дата и место рождения Резерфорда, его родители.
- Кто оказал влияние на научные увлечения Резерфорда.
- Открытия, которые принадлежат Резерфорду.
- Награды, полученные им за научные открытия.
- Дата смерти, где находится могила учёного.
Литература:
- http://www.c-cafe.ru/index.php
- http://www.home-edu.ru/user/f/00000951/biograf/rezerford_bio.htm
4 группа.
Несовместимость планетарной модели атома с законами механики и электродинамики.
Найти и изучить материал по предложенной теме, составить по нему краткий конспект. Изложить свой вопрос в течении 1 мин по плану:
- Планетарная модель атома по Резерфорду
- Каким научно доказанным фактам противоречила планетарная модель атома?
Литература:
- Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев “Физика 11” $94
- “Открытая физика”, часть 2. “Физика атома и атомного ядра”
5. Отчёт групп о работе – 15 мин.
6. Анализ учителем, изложенного учениками материала, итог урока- 3 мин. (презентация)
На следующем уроке мы проследим с вами, какой же выход нашли учёные из этой несовместимости.
7. Рефлексия – 2 мин
Я запомнил…
Я не понял…
Я заслуживаю сегодня…
Домашнее задание: $94, вопросы к $94