Интегрированный урок по физике и математике "Отношения и пропорция в задачах"

Разделы: Физика


 Цели урока:

  • повторение и обобщение знаний о пропорциях, отработка их умений применения, подчеркивание взаимосвязи физики и математики;
  • развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение);
  • воспитание познавательной активности, интереса к предмету, умения слушать товарищей и доказывать свою точку зрения.

Во время проведения урока класс делится на 4 группы.

Перед уроком на стол кладутся оценочные листы, по которым работает каждая команда. Оценки выставляет капитан команды, и результаты подводятся в конце урока.

Ход урока

I часть: Восстановление в памяти теоретических знаний по теме «Отношения и пропорции»

Первое задание группам (учитель математики)

Ответив на вопросы и вписав основные понятия в кроссворд, вы узнаете, что означает слово «пропорция»:

  1. Частное двух чисел
  2. Равенство двух отношений
  3. В пропорции а : b = с : d члены а и d называются.....
  4. В пропорции а : b = с : d члены b и с называются.....
  5. Пропорция 0,2 : 1 = 3 : 5 является.......
  6. Верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов. Это правило называют ......... свойство пропорции.
  7. Корень уравнения х : 2,5 = 2 : 0,005

(соразмерный - соответствующий какой-нибудь мере, соответственный чему-нибудь)

2 задание группам (учитель физики)

Задачи на перевод единиц измерения в СИ (раздаются в виде карточек каждой группе).

1 группа

2 ч =

20 км =

100 г =

0,45 т =

2 группа

400 см =

30 мин =

2.5 т =

420 г =

3 группа

3 400 мм =

1 сут =

340 ц =

250 г =

4 группа

2,5 ч =

80 мм =

3.5 ц =

15 т =

II часть: Действия с рациональными числами:

3 задание группам (учитель математики)

Учение о пропорциях возникло в глубокой древности, примерно в VI веке до н.э., в эпоху Пифагора. Однако, латинское слово «пропорция» для обозначения равенства двух отношений стали использовать лишь начиная с I века н.э.

Узнайте, как называли греки равенство двух отношений. Для этого выполните вычисления.

1) 2) 3) 4)

5) 6) 7) 8)

Удалив в таблице букву, связанную с найденными ответами, мы получим искомое слово

м а н р а т л ц о е д г к и в я

1 0,1 0,6 1,5 12 13,5 24 1,3

 (аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, понятиями, предметам)

- Что тогда можно сказать о левой и правой части пропорции?

III часть: Составление и решение пропорций:

4 задание группам (учитель математики).

Даны три целых числа: 2,6,8. Используя только этот набор чисел, заполните пропуски в записях для получения верных пропорций:

а) 3 : ___ = ___: 4 б) ___ : 12 = 4 : ___

в) 5 : 15 = ___:___ г) ___ : ___= 25 : 100

5 задание группам (учитель физики) - лабораторная работа

Физические эксперименты

2, 4 группа 1, 3 группа
Эксперимент Измерение силы трения Измерение силы тяжести
Оборудование Динамометр, брусок Динамометр, кубики
Вопрос Чему равна сила трения? Чему равна сила тяжести одного, двух, трех кубиков?
Проблема Как изменится сила трения, если будем увеличивать вес тел? Как изменяется длина пружины при увеличении силы тяжести?

Карты по оформлению физических экспериментов даны в приложении № 1.

IV часть: Определение пропорциональной зависимости в решении задач по математике

6 задание группам.

Решение задач

№1. Для приготовления борща на каждые 100 г мяса надо взять 60 г свёклы. Сколько свёклы надо взять на 650 г мяса?

№2. Стальной шарик объёмом 6 см.куб имеет массу 46,8 г. Какова масса шарика из той же стали, если его объём 2,5 см3?

№3. Расстояние между городами равно 1300 км. Каким отрезком будет изображено это расстояние на карте, масштаб которого 1:10 000 000?

№4. Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 мин. За какое время 7 бульдозеров расчистили бы эту площадку?

V. Определение пропорциональной зависимости в решении задач по физике.

7 задание группам

Решение задач

Пока одноклассники Ильи Чинякина занимались общественно-полезным трудом, Илья, сила тяжести которого 350 Н, залез на самую верхушку березы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Илья? А если высота березы была бы 25 м, то чему равна работа?

Максим Кондратьев собирается совершить работу равную 600 Дж, и помочь собственной бабушке втащить по лестнице авоську с капустой весом 50 Н. На какую высоту он поднимет авоську? А если это мешок с капустой весом 120 Н?

Подведение итога урока.