Цели урока:
- повторение и обобщение знаний о пропорциях, отработка их умений применения, подчеркивание взаимосвязи физики и математики;
- развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение);
- воспитание познавательной активности, интереса к предмету, умения слушать товарищей и доказывать свою точку зрения.
Во время проведения урока класс делится на 4 группы.
Перед уроком на стол кладутся оценочные листы, по которым работает каждая команда. Оценки выставляет капитан команды, и результаты подводятся в конце урока.
Ход урока
I часть: Восстановление в памяти теоретических знаний по теме «Отношения и пропорции»
Первое задание группам (учитель математики)
Ответив на вопросы и вписав основные понятия в кроссворд, вы узнаете, что означает слово «пропорция»:
- Частное двух чисел
- Равенство двух отношений
- В пропорции а : b = с : d члены а и d называются.....
- В пропорции а : b = с : d члены b и с называются.....
- Пропорция 0,2 : 1 = 3 : 5 является.......
- Верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов. Это правило называют ......... свойство пропорции.
- Корень уравнения х : 2,5 = 2 : 0,005
(соразмерный - соответствующий какой-нибудь мере, соответственный чему-нибудь)
2 задание группам (учитель физики)
Задачи на перевод единиц измерения в СИ (раздаются в виде карточек каждой группе).
1 группа 2 ч = 20 км = 100 г = 0,45 т = |
2 группа 400 см = 30 мин = 2.5 т = 420 г = |
3 группа 3 400 мм = 1 сут = 340 ц = 250 г = |
4 группа 2,5 ч = 80 мм = 3.5 ц = 15 т = |
II часть: Действия с рациональными числами:
3 задание группам (учитель математики)
Учение о пропорциях возникло в глубокой древности, примерно в VI веке до н.э., в эпоху Пифагора. Однако, латинское слово «пропорция» для обозначения равенства двух отношений стали использовать лишь начиная с I века н.э.
Узнайте, как называли греки равенство двух отношений. Для этого выполните вычисления.
1) 2) 3) 4)
5) 6) 7) 8)
Удалив в таблице букву, связанную с найденными ответами, мы получим искомое слово
м | а | н | р | а | т | л | ц | о | е | д | г | к | и | в | я |
1 | 0,1 | 0,6 | 1,5 | 12 | 13,5 | 24 | 1,3 |
(аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, понятиями, предметам)
- Что тогда можно сказать о левой и правой части пропорции?
III часть: Составление и решение пропорций:
4 задание группам (учитель математики).
Даны три целых числа: 2,6,8. Используя только этот набор чисел, заполните пропуски в записях для получения верных пропорций:
а) 3 : ___ = ___: 4 б) ___ : 12 = 4 : ___
в) 5 : 15 = ___:___ г) ___ : ___= 25 : 100
5 задание группам (учитель физики) - лабораторная работа
Физические эксперименты
2, 4 группа | 1, 3 группа | |
Эксперимент | Измерение силы трения | Измерение силы тяжести |
Оборудование | Динамометр, брусок | Динамометр, кубики |
Вопрос | Чему равна сила трения? | Чему равна сила тяжести одного, двух, трех кубиков? |
Проблема | Как изменится сила трения, если будем увеличивать вес тел? | Как изменяется длина пружины при увеличении силы тяжести? |
Карты по оформлению физических экспериментов даны в приложении № 1.
IV часть: Определение пропорциональной зависимости в решении задач по математике
6 задание группам.
Решение задач
№1. Для приготовления борща на каждые 100 г мяса надо взять 60 г свёклы. Сколько свёклы надо взять на 650 г мяса?
№2. Стальной шарик объёмом 6 см.куб имеет массу 46,8 г. Какова масса шарика из той же стали, если его объём 2,5 см3?
№3. Расстояние между городами равно 1300 км. Каким отрезком будет изображено это расстояние на карте, масштаб которого 1:10 000 000?
№4. Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 мин. За какое время 7 бульдозеров расчистили бы эту площадку?
V. Определение пропорциональной зависимости в решении задач по физике.
7 задание группам
Решение задач
Пока одноклассники Ильи Чинякина занимались общественно-полезным трудом, Илья, сила тяжести которого 350 Н, залез на самую верхушку березы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Илья? А если высота березы была бы 25 м, то чему равна работа?
Максим Кондратьев собирается совершить работу равную 600 Дж, и помочь собственной бабушке втащить по лестнице авоську с капустой весом 50 Н. На какую высоту он поднимет авоську? А если это мешок с капустой весом 120 Н?
Подведение итога урока.