Литература
-
Метод проектов как способ быть полезным обществу. Творческий проект "Вторая жизнь книги" 2016
Работая над творческим проектом «Вторая жизнь книги», ребята не только почерпнули сведения об авторе, познакомились с историей создания произведения, вдумчиво прочитали его, придумали и выполнили эскизы обложек, познакомились с технологией ремонта книг, но и принесли реальную помощь школе: обновили ее библиотечный фонд.
-
Лингвистические способы передачи основного смысла романа Х.Ли "Убить пересмешника" 2016
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 11-м классе необходим, чтобы через анализ текста, исследование средств художественной выразительности, изучение синтаксических особенностей прийти к пониманию основной проблемы произведения, повысить качество знаний по английскому языку через перевод оригинального текста. Это один из подходов к анализу литературного произведения: через слово прийти к смыслу. Такой материал поможет учащимся на ЕГЭ по литературе и на олимпиадах.
-
Обучение младших школьников созданию письменных текстов 2016
Статья раскрывает некоторые пути формирования языковой компетентности младших школьников через использование возможностей учебников. Обобщает педагогический опыт работы над связной письменной речью младших школьников. Способствует развитию умения учащихся создавать речевые высказывания в письменной форме через совместную деятельность на уроке. Показывает активное применение письменных высказываний в контексте реальной коммуникативной деятельности.
-
Методика создания литературного клуба для учащихся младших классов 2016
Статья раскрывает особенности создания литературного клуба в начальной школе. Литературный клуб в начальной школе – это сложный организм, создание которого, а главное - удержание и развитие, требует колоссальной энергии. Непринужденная обстановка клуба, дружелюбная атмосфера, располагающая к совместному коллективному творчеству, – обязательное условие каждого заседания. Литературный клуб - это благотворная возможность творческого единения с детьми.
-
Урок литературы "Сергий Радонежский – игумен земли Русской". 8-й класс 2016
Человек, находящийся в непрестанной борьбе со своими пороками и, наконец, побеждающий их – это и есть святой человек. К иконам Сергия Радонежского не случайно приносят свечи, молятся ученики и студенты. Из-за удивительного случая в его жизни он навсегда стал особым покровителем для тех, кто учится. Сергий Радонежский был настоящим духовным предводителем, который смог вдохновить русских воинов на победу в Куликовской битве и примирить русских князей.
-
Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева «Муму»). 5-й класс 2016
Цели урока: формирование умений анализа произведения; формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения; умение аргументировать свои мысли.
-
Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс 2016
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову.
-
Мир будущего в произведениях отечественных писателей-фантастов. Сценарий литературно-музыкального вечера по произведениям отечественных писателей-фантастов 2016
В этом году отмечается юбилейная дата - 55 лет со дня полёта в космос первого человека – Ю.А.Гагарина. Этому событию посвящен литературно-музыкальный вечер. Фантастика – это один из самых интересных жанров литературы. Он уводит в глубины космоса, переносит в далёкоё будущее, развивает воображение, заставляет сопереживать смелым и отважным героям. А что мы знаем, помним из книг наших фантастов? Какими были их представления о будущем – далёком и близком?
-
Тема жизни и смерти в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» 2016
Цели урока: формирование гуманистического мировоззрения; воспитание любви и уважения к творчеству И.А.Бунина; развитие читательской культуры и понимания авторской позиции по вопросу о жизненных целях; овладение умениями чтения и анализа художественного текста.
-
Тема любви по стихотворению Ф.И.Тютчева «К.Б.» 2016
Стихотворение посвящено Амалии Крюденер (1808–1888) в девичестве графине Лерхельфельд. Стихотворение «Я встретил вас» создано поэтом в 1870 году, когда ему исполнилось 67 лет. Но душа поэта так взлетела, захваченная чувством любви, что разрушила все возрастные пределы, став гимном любви всех времен и возрастов.
-
Тема любви к ближнему по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1837 г.) 2016
Общая эмоциональная окраска стихотворения и грустная, и торжественная одновременно. Молитва – лирическое стихотворение духовного содержания. В стихотворении автор создает лирического героя, предмет его любви к Матери Божией. Как в любой молитве, в художественной ткани произведения есть обращение к Матери Божией, есть восхищение ее щедростям и святости. Милосердие Матери Божьей создается перифразой: «Матерь Божия», «перед твоим образом», «Ярким сиянием», «теплая заступница мира холодного».
-
Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер». Поэтическое изображение родной природы 2016
Цели урока: знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворения и выполнять их устный и письменный анализ; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
-
Методическая разработка «Истоки русского реализма» 2016
Методическая разработка представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от истоков до первой четверти XIX века. Лекция состоит из теоретического курса, разработанного преподавателем и включенного в программу изучения отечественной литературы на втором курсе по специальности «Библиотековедение».
-
Материалы открытого урока по теме «Святочные рассказы в русской литературе» 2016
Цели урока: познакомить с историей и особенностями жанра святочного рассказа, произведениями Ч.Диккенса «Рождественский обед», А.Куприна «Миллионер», В.Набокова «Рождество», А.Грина «Новогодний ужин отца и маленькой дочери», Н.Ключаревой «Юркино Рождество», стихотворением Б.Пастернака «Рождество». Найти единую нравственную составляющую, связывающую эпохи; создать атмосферу предстоящего праздника, пересмотреть понятие «подарок».
-
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс 2016
Основная цель урока: повторить темы за курс 6-го класса. На уроке использованы элементы занимательности (урок-сказка), наглядность. Урок направлен на воспитание у учащихся интереса к предмету, стремления к совершенствованию своих знаний, на развитие умения логически мыслить и выражать свои мысли вслух, на развитие находчивости, сообразительности. На этом занятии есть прекрасная возможность на нетрадиционном материале обобщить и расширить знания учащихся.
-
Пушкинский Лицей. Литературный вечер 2016
Материал предназначен учителям литературы для использования на уроках внеклассного чтения и во внеурочной работе. «Оживляет» яркие и незабываемые образы юного Александра Пушкина и его друзей-лицеистов. Расширяет кругозор учащихся, прививает любовь к поэтическому слову, воспитывает нравственно и эстетически, развивает речь, приобщает к прекрасному.
-
Использование на уроках современных методов обучения. Синквейн 2016
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из 5 строк. Каждая строчка синквейна имеет строгое содержание и определённую форму: 1-я строчка – существительное, выражающее тему, 2-я – два прилагательных к существительному; 3-я - 3 глагола к существительному, 4-я – смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово, определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному. Синквейны помогают оживить урок, вносят элемент новизны, построены на основе игровой деятельности.
-
Урок-проект "«Тема семьи на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»" 2016
Цель урока: не только раскрыть и выявить авторский взгляд на тему семьи, но и способствовать формированию собственного семейного идеала учащихся. Для достижения этой цели выбран метод кластера. Учащиеся разделились на группы и каждая группа работала над составлением и защитой своего кластера. Так они постепенно подошли к той модели человеческих ценностей, которую раскрыл Л.Н.Толстой в своём романе, а затем высказали своё понимание и видение своей будущей семьи.
-
Обрядовый фольклор 2016
Цель занятия: дать первоначальное представление об обрядовом фольклоре; развитие творческих способностей учащихся через прикосновение к УНТ; привитие чувства любви к родному слову, к истории страны, воспитывать чувства патриотизма и уважения к традициям прошлого.
-
Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) 2016
Статья представляет опыт исследования поэтического текста, дает импульс к размышлению, осмыслению великой силы слова, учит любить родную литературу. Автор надеется, что данный опыт поможет понять авторскую позицию автора через анализ текста.
-
Элективный курс по литературе «Женская проза в русской литературе конца XX – начала XXI века» 2016
Предметом изучения данного элективного курса является творчество писателей конца XX – начала XXI века. Литература рубежа XX–XXI веков является важным этапом в развитии русской словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.
-
Приемы технологии продуктивного чтения на уроках литературы 2016
Технология продуктивного чтения помогает обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов. Этот навык необходим при изучении не только литературы, но и истории, биологии, географии.
-
Урок литературы "М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта". 7-й класс 2016
Цель урока заключается в создании условий для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии. В течение всего урока осуществляется личностно ориентированный подход, используются технологии педагогики сотрудничества, проблемного обучения, ИКТ-технологии.
-
Жанр, сюжет и композиция "Слова о полку Игореве". Образ князя Игоря 2016
На уроке даются понятия о жанре, сюжете и композиции «Слова о полку Игореве», анализируется образ князя Игоря, сравниваются собственные представления учащихся о князе Игоре с представлениями художников и композитора, происходит попытка оценить действия князя Игоря.
-
Урок литературы "С.Т.Аксаков "Очерк зимнего дня" (анализ авторского текста). Авторская позиция в тексте очерка". 6-й класс 2016
Важнейшей задачей современного образования является подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, развитие аналитического мышления, а также воспитание ребенка как творческой личности, тонко чувствующей красоту окружающего мира, в том числе красоту слова. Задачи урока: проанализировать «Очерк зимнего дня» с точки зрения содержания и формы; освоить понятия опорные слова и ключевые слова в тексте; формировать умение вчитываться в текст, рисовать в воображении словесные картины.
-
Педагогическая мастерская по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие…" 2016
Урок построен в форме педагогической мастерской. Урок актуализирует прочитанный текст Б.Васильева «А зори здесь тихие…», интегрирует имеющиеся у обучающихся знания о Великой Отечественной войне. Мастерская урока развивает навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать высказывания и суждения друг друга, составлять свои тексты о Великой Отечественной войне. Презентация, которая подготовлена к уроку, демонстрируется в течение всей мастерской.
-
Методичекая разработка урока литературы на тему "Речь Тараса Бульбы о товариществе". 7-й класс 2016
Цели урока: рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.
-
Обличение невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом». 5-й класс 2016
Цель урока: формирование представленияо человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний. Дети любят басни Крылова, с удовольствием читают их, учат наизусть, инсценируют, создают свои иллюстрации. Все это способствует воспитанию любви к нашей классике.
-
Исследовательская деятельность на уроках литературы. 5–7-е классы 2016
Статья представляет материалы из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО. Предлагается примерная тематика исследовательских работ на основе изучения произведений по программе литературного образования авторов-составителей Г.С.Меркина и С.А.Зинина.
-
Из всех чудес единственное чудо (по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет") 2016
Частный случай поэтизирован А.И.Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве.