Литература
-
Урок по литературе "И.А.Крылов «Свинья под дубом»". 5-й класс 2016
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы. В содержание урока включено рассмотрение таких вопросов литературы, как персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, аллегория; используются приемы работы, направленные на формирование умений давать нравственную и эстетическую оценку произведению. Осуществляется деятельностный подход.
-
Обсуждение книги Аннабель Питчер "Моя сестра живет на каминной полке". 7-й класс 2016
На уроке внеклассного чтения по произведению современной английской писательницы Аннабель Питчер «Моя сестра живет на каминной полке» (2010) учащиеся смогут обсудить содержание книги, поставленные в ней проблемы, высказать свое мнение. Помимо совершенствования умения учащихся работать с текстом художественного произведения развивается умение составлять интеллект-карту, позволяющую выразить мысли в виде коротких ключевых слов, взглянув на которые можно восстановить ход рассуждений.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю.Лермонтова "Крест на скале" 2016
В статье представлено сопоставление двух тематически и идейно перекликающихся романтических стихотворений на основе образного, лексико-стилистического, морфологического, синтаксического анализа, а также анализа рифмы и ритма анализируемых произведений. Можно использовать при подготовке к олимпиаде по литературе, на факультативных занятиях, на уроке при обучении сопоставительному анализу лирических произведений.
-
Интегрированный урок "Урал – земля золотая". 10-й класс 2016
Интегрированный урок по литературе проводится в конце 10-го класса после окончания изучения на уроках географии темы «Свердловская область». Урок проходит в форме путешествия по городам Урала и Свердловской области. Учащиеся группами и индивидуально готовят проекты, презентации, сообщения о литературе Урала, любимых писателях и поэтах, об истории городов.
-
Эвристическая беседа "Свет любви в новелле О' Генри «Дары волхвов»". 7-й класс 2016
Основные цели урока — на материале рождественской новеллы О' Генри закрепить понятия “композиция”, “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”; учить выявлять авторскую позицию; развивать речь и творческую фантазию детей, активизировать интерес к творчеству О' Генри, воспитывать внимательное отношение к людям. В ходе урока используется визуальный материал: репродукции картин, посвященных Рождеству.
-
Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А.Шолохов. Жизнь и творчество" 2016
Урок изучения нового материала построен в виде лекции с использованием ИКТ. Это повышает эффективность усвоения материала. К уроку обучающиеся выполняют предварительные индивидуальные задания: готовят сообщения о жизни писателя, учат наизусть стихотворения, делают подбор фрагментов из фильмов. Что позволяет активизировать познавательную деятельность, пробуждает интерес к изучаемому материалу.
-
Викторина "Своя игра" по поэзии С.Есенина "Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий?". 7–8-е классы 2016
Игра по биографии и творчеству С.Есенина построена по принципу викторины и предназначена для учеников 7–8-х классов. Для того чтобы ответить на вопросы викторины, дети должны быть знакомы с биографией поэта, хорошо знать содержание его стихотворений (список стихов указан в статье), входящих в школьную программу, обладать определёнными познаниями в области стихосложения и теории литературы.
-
Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" 2016
Цель композиции: развитие интереса к великому историческому прошлому нашей страны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; приобщение к историко-культурному наследию страны и родного края; воспитание чувства уважения и благодарности к участникам Великой Отечественной войны.
-
Нестандартные задания на уроке литературы. Варианты заданий и работы учащихся. 11-й класс 2016
Статья адресована учителям-словесникам и предлагает им возможные варианты работы на уроках литературы в последнем триместре 11-го класса. Данный промежуток времени выбран не случайно: это пора подготовки к выпускным экзаменам, когда учащиеся не очень активно изучают предмет, особенно если его не нужно сдавать. Каждое из предложенных заданий сопровождается реальными работами выпускников, которые уже закончили школу.
-
Урок литературы на тему "Жизнь природы там слышна…" (Родная природа в стихах поэтов XIX в.). 6-й класс 2016
Главное на уроке – творчество ребят, их поиск. Важно посредством поэзии помочь понять учащимся чувства человека. Для этого организована активная деятельность ребят при анализе текстов, привлечены звуковые, наглядные средства, позволяющие увидеть, представить, прочувствовать услышанные тексты. Основной метод – исследовательский, используются элементы проблемного обучения: «подводящий диалог». Формы – фронтальная, парная, индивидуальная, метод – беседа, словесное и графическое рисование.
-
Внеклассное чтение (урок-конференция) по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". 8-й класс 2016
Цель статьи – рассказать об опыте проведения урока-конференции с использованием передовых педагогических технологий: «Перевёрнутого обучения» (flipped classroom), Интернет-технологий (использование возможностей социальных сетей, сайта учителя) групповой деятельности, различных видов чтения (вдумчивого, вслед за автором, проблемного) – для повышения продуктивности деятельности учащихся и учителя и обеспечения нового качества учебного процесса в свете реализации требований ФГОС ООО.
-
Сценарий "Мы – правнуки Великой Победы!" 2016
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории.
-
Метапредметный урок по рассказам В.В.Набокова "Рождество", "Облако, озеро, башня". 11-й класс 2016
Метапредметный урок на формирование и отработку универсальных учебных действий учащихся в старшем звене, который по традиции проводится в один из дней предметной недели. Целью его является повторение основных теоретических сведений за курс основной и средней школы по литературе, формирование навыков коммуникативного общения, развития творческого и критического мышления и познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла.
-
Проект "Башни Кремля" 2016
Современная Москва - большой, красивый, многолюдный город. Когда-то она была маленьким посёлком. И хотя впервые в летописи поселение Москва упоминается в 1147 г., и связано это упоминание с именем суздальского князя Юрием, прозванного Долгоруким, сыном Владимира Мономаха. Археологические раскопки показали, что уже XI в., лет за сто до рождения Юрия Долгорукого, в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку стояло селение с небольшим укреплением. Теперь его назвали бы Кремлём.
-
Урок литературного чтения "С.А.Есенин «Поет зима – аукает…»". 3-й класс 2016
Зима – суровое время года. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.
-
Программа элективного курса «Литература эмиграции. Литературный портрет Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (матери Марии)» 2016
В условиях введения ФГОС учитель-словесник имеет уникальные возможности корректно, целенаправленно и ощутимо влиять на духовно-нравственное развитие и воспитание ученика при работе с художественным текстом на уроках литературы, выявляя нравственные смыслы, которые присутствуют в художественном произведении.
-
Урок словесности "Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…". 11-й класс 2016
Урок словесности в 11-м классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…» нацелен на возрождение интереса современных школьников к эпистолярному жанру на примере произведений художественной литературы и развитие потребности в написании писем друг другу. Урок проводится в мыследеятельностной технологии. В течение урока выпускники имеют возможность познакомиться с образцами мировой классической литературы и определиться с читательским выбором.
-
Урок-экскурсия? Экскурсия-урок! 2016
Экскурсия в учебном заведении – это особый фактор учебного и воспитательного процесса, активный метод обучения. Музей занимает здесь особое место. Главное в этом процессе – общение через музейный экспонат – подлинник. Квест – такой вид интеллектуальной игры, который не только тренирует коллективную деятельность, но и позволяет свободно выразить индивидуальность каждого. Вывод: для достижения результата необходимо широко использовать разные формы интеллектуального воспитания.
-
Разные формы работы с книгой на уроках литературы (тематические задания) 2016
В статье предложены некоторые задания по литературе, иллюстрированные работами учащихся. Наглядно показано, как традиционные задания можно творчески видоизменить, смоделировать для особой мотивации обучающихся.
-
Урок-игра по пьесам А.Н.Островского "Расскажи о себе" 2016
Итоговый урок в 10-м классе по теме «Жизнь и творчество А.Н.Островского» создан в форме игры «Умники и Умницы». Цель такого урока - обобщить и закрепить сведения о жизни и творчестве А.Н.Островского; развивать познавательный интерес к творчеству драматурга.
-
Урок-КВН по пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор". 8-й класс 2016
Урок-КВН по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8-м классе обобщает и систематизирует наблюдения над текстом пьесы, формирует умение самостоятельно исследовать художественное произведение, развивает умение работать в группах, способствует развитию речи учащихся.
-
Игра-викторина "Любимые сказки". 5–6-е классы 2016
Игра-викторина разработана для учащихся 5–6-х классов. Это внеклассное мероприятие по литературе можно использовать как повторение по теме «Сказки».
-
Урок, посвященный анализу цикла рассказов А.И.Солженицына "Крохотки" 2016
На уроке, посвященном анализу цикла рассказов «Крохотки» А.И.Солженицына, учащимся предлагается понять внутренний мир лирического героя произведений А.И.Солженицына. В ходе групповой деятельности учащиеся анализируют рассказы писателя, определяя тематику, проблемы.
-
Занятие-реквием, посвященное памяти жертв политических репрессий, "Этапом шли навстречу злой судьбе…" 2016
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл.
-
Сценарий литературного салона по творчеству А.С.Пушкина "Каков я прежде был, таков и ныне я: беспечный влюбчивый…" 2016
«Каков я прежде был, таков и ныне я: беспечный, влюбчивый…», под таким названием предлагается литературный салон, посвященный первому великому русскому поэту – А.С. Пушкину. На непродолжительное время сценарий увлечет в мир XIX века - эпоху быта и культуры дворянства. Литературный салон предлагает сцены жизни и любви «солнца русской поэзии», строки из писем переписки, стихотворения-признания в любви предметам увлечения; романсы, танцы…
-
Литературная игра "Счастливый случай" по роману И.А.Гончарова "Обломов" 2016
Роман «Обломов» вызвал множество критических статей, причем точка зрения критиков настолько различается, словно они пишут о разных произведениях. Сегодня мы попробуем высказать свою точку зрения о героях романа, об отношении к ним.
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "А.Н.Островский: биография и творческий путь драматурга" 2016
Урок литературы посвящён биографии А.Н.Островского, пьесу которого по программе изучают в 10-м классе. Биографию великого драматурга, следуя логике учебного материала, лучше всего разыграть, то есть задействовать игровые ресурсы личности. Кроме того, интеграция литературного материала с музыкальной составляющей развивает общую культуру учащихся, ориентирует их в пространстве будущей профессии (для средних профессиональных заведений педагогической направленности).
-
Изучение драмы А.Н.Островского "Гроза". 10-й класс 2016
Урок представлен в форме семинара. Такой вид работы предполагает предварительное знакомство учащихся с планом, по которому предстоит изучение художественного произведения (произведение должно быть прочитано заранее). План семинара может быть рассчитан как на один урок, так и на несколько (в зависимости от изучаемой темы).
-
Урок литературы по теме "Смысл финала романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Свет и покой в романе". 11-й класс 2016
Цель урока: обучающиеся поймут, почему Мастер заслужил покой, а не свет, почему Маргарите также дарован покой; сформируют отношение к прощению, милосердию как высшей христианской ценности.
-
Урок литературы по теме "Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»" 2016
Урок в 6-м классе призван ознакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова; продолжить обучение чтению с вдохновением и анализу стихотворного текста; углублять работу над понятием “антитеза”, способом определения стихотворных размеров; подготовить к выполнению контрольной работы; воспитывать эмоциональную сферу учащихся, стремление к дружескому общению.