Цели урока:
- проанализировать “Очерк зимнего дня” с точки зрения содержания и формы;
- освоить понятия опорные слова и ключевые слова в тексте;
- формировать умение вчитываться в текст, рисовать в воображении словесные картины;
- развивать чувство слова, наблюдательность.
Технологии: ТО, личностно-ориентированная, ИКТ, интегрированное обучение.
Оборудование: презентация из репродукций картин русских художников, посвященных зимней природе; музыка Вивальди “Времена года” “Зима”, Чайковского “Времена года” “Январь”; план анализа прозаического произведения у каждого ученика на парте.
Эпиграф: “Горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим Божий мир, не остыла в душе моей...” С.Т.Аксаков
Ход урока
1. Организационный момент:
Добрый день! Подравняйтесь! Проверьте вашу готовность к уроку. Тихонько садитесь.
2. Слово учителя.
Звучит музыка Вивальди “Времена года” “Зима”.
- “В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда, по народному выражению, солнышко пошло на лето, а зима на мороз. Стужа росла с каждым днем, и 29 декабря ртуть застыла и опустилась в стеклянный шар. Птица мерзла на лету и падала на землю уже окоченелою. Вода, взброшенная вверх из стакана, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на вершок, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина....Воздух был сух, тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, сопровождаемый крестообразными лучами; ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались невеяными, так что и деваться с ними было некуда”.
- Что за отрывок я вам прочитала? (Так начинается “Очерк зимнего дня” С.Т.Аксакова)
- Действительно, это описание зимнего дня из очерка Аксакова. Тема нашего урока “С.Т. Аксаков “Очерк зимнего дня”. Авторская позиция в очерке” (слайд 1). В качестве эпиграфа к уроку я выбрала слова самого Сергея Тимофеевича Аксакова: “Горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим Божий мир, не остыла в душе моей...”. Итак, на уроке мы подробно поговорим об этом произведением, попытаемся проанализировать с точки зрения содержания и формы (план анализа прозаического произведения лежит у вас на партах). Мы с вами вспомним, что это за жанр – очерк, каковы его особенности и как эти особенности жанра проявились в произведении Аксакова; и в процессе работы познакомимся с новым теоретическим материалом.
3. Работа с текстом
- Ребята, “Очерк зимнего дня” написан Сергеем Тимофеевичем Аксаковым за 4 месяца до смерти, в декабре 1858 года. 1858 и 1813 – 45 лет отделяют время действия в очерке и дату его написания. Как вы думаете, почему через 45 лет писатель вспомнил прошедшее? (Его поразили события того времени: необыкновенная зима, губительные для людей и скота холода, болезни.)
- Найдите и прочитайте в тексте предложения, которые помогут вам ответить на этот вопрос. (С трудом пробивали проруби на пруду. Корма выходило втрое против обыкновенного, и крестьяне начинали охать и бояться... Все молились о снеге).
- Ребята, в языкознании и литературоведении
существуют 2 понятия; опорные слова и ключевые
слова. Взгляните на доску (слайд 3,4)
“Опорные слова – главные слова, на которых строится текст, они передают содержание, смысл текста”. Укажите в найденных вами предложениях опорные слова, по которым вы с легкостью сможете восстановить предложение. (Стужа росла, птица мерзла на лету, земля промерзла...)
“Ключевые слова – слова, отражающие отношение автора к изображаемому”. Найдите в этих же предложениях ключевые слова. (Трескучие морозы, с трудом пробивали, молились о снеге...) - Вот какая это была зима, потому-то она и запомнилась автору.
4. Физминутка
Встаньте - проговорите термины еще раз в парах
Итак, что такое опорные слова? Что такое ключевые слова?
5. Анализ произведения.
- Какую же цель ставил автор, когда писал свой очерк? (Рассказать о необыкновенной зиме, поделиться своими наблюдениями, своими чувствами и переживаниями, показать жизнь природы)
- Что же такое очерк? Каковы особенности очерка как жанра? (Очерк – это прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк и отличается от рассказа, в котором изображены вымышленные события. Особенности очерка: документальность, достоверность фактов; описания и наблюдения в очерке складывается из наблюдений рассказчика, который сопоставляет или противопоставляет события, объединяя их одной темой; очерк имеет свободную композицию, которая строится рассказчиком; очерк может включать в себя описания портрета, интерьера, пейзажа, повествовать о поступках и действиях персонажа).
- Итак, чем очерк отличается от рассказа? (В нем мало сюжета, в основе очерка лежат личные впечатления автора).
- Есть ли жанровые особенности очерка в прочитанном вами произведении? Аргументируйте свой ответ. (События достоверны, описания и наблюдения рассказчика изложены в свободной композиции).
- В основе любого художественного произведения лежит какой-то конфликт. Мы часто толкуем это понятие на бытовом уровне, как столкновение, ссора людей, но в литературе конфликт это нечто другое. Чтобы понять, что такое конфликт в художественном произведении, обратимся к словарю литературоведческих терминов в учебнике. Откройте учебник на стр. 297.[1] Давайте прочитаем определение.
- Скажите, есть ли в данном очерке конфликт персонажей? Что друг другу противостоит в этом произведении? (Люди и природа, зима)
- Конечно, художественным конфликтом называется всякое противоборство действующих в литературном произведении сил — социальных, природных, политических, нравственных и т.д.
- Ответьте на еще один вопрос: острый ли этот конфликт или он сглажен, так как одной стороне не перебороть другую? (“У природы нет плохой погоды”)
- Верно. Для очерков вообще характерна ослабленность, невыраженность конфликта. Тем не менее он есть, мы его увидели; давайте проследим, как развивается этот конфликт.
- Есть ли экспозиция в очерке? (Экспозиция слилась с завязкой)
- Итак, что же будет завязкой? (Завязка – описание сильного мороза).
- А развитие действия? (Это описание идет по нарастающей: с каждым предложением усиливается ощущение надвигающейся беды – холод, простуды, нехватка корма, стали бить лишнюю скотину, что привело к большим заболеваниям).
- Кульминация? (все молились о снеге)
- Когда наступает развязка? (Описание падающего снега, состояния автора и крестьян и описание рассвета, проснувшейся деревни, умиротворенного состояния автора).
- В курсе литературы мы с вами будем встречаться с различными типами очерков, сейчас мы с вами только в начале пути изучения этого жанра. Мы поговорим о проблемных, портретных, путевых, дневниковых, биографических, пейзажных очерках (слайд 5). Ориентируясь на названия очерков, подумайте, какой очерк перед нами? (Пейзажный).
- “Очерк зимнего дня” - далеко не первый очерк Аксакова. Вслушайтесь в названия других его произведений и подумайте, какой общей темой они объединены? “Собирание бабочек”, “Записки ружейного охотника”, “Записки об уженье рыбы”, “Буран”.(Жизнь природы, все они о природе его родной земли).
- Давайте подробно поговорим о том, каким же предстает перед нами сам автор – рассказчик? Что мы узнаем о его пристрастиях и увлечениях? (Страстный охотник, тонко чувствует красоту (об этом говорит его прогулка по снежному саду и то, как он встречает рассвет))
- Найдите предложения, где сказуемые выражены глаголами в прошедшем времени множественного числа (С трудом пробивали пешнями и топорами проруби на пруду..."; "стали бить лишнюю скотину...)
- Какие подлежащие-местоимения можно туда вставить? (мы, они)
- А кто это они? О ком идет речь? (Люди, народ)
- Сопереживает ли автор страданиям людей? Найдите строки, подтверждающие эту мысль. (“Болезни, безветрие, бесснежие, и впереди бескормица для скота. Как тут не приуныть?”, “сочувствуя общему желанию, я радовался снегу”)
- Значит, автор очерка – это человек способный сопереживать чужому горю, а это говорит о каких качествах характера? (Доброта, душевность)
- А как характеризуют человека такие слова: “Как хорошо, как сладко было на душе! Спокойно, тихо, светло! Какие-то неясные, полные неги, теплые мечты наполняли душу...”? (Автор тонко чувствует природу, ранимый )
- Все говорит о том, что Аксаков – человек, не равнодушный ко всему окружающему, тонко чувствующий и благодарный. Любит ли автор свой край? (Он любит русскую природу и родной край).
- Наверное, самый верный способ выразить писателю любовь к своему краю – это красочно и с любовью описать его природу. Давайте обратимся к очерку и посмотрим, как же автор описывает зимнюю природу.
- Прочитайте выразительно отрывки-описания природы.(“Великолепен был вид зимней природы....один на другой”, “пошли косички..... гуще и сильнее” , “Чтобы вполне.... одевал землю”)
- Какую яркую картину создает автор! Любуясь сам, он передает свое восхищение нам. Что же помогает автору добиться такой выразительности? (художественные средства, тропы).
- Какие художественные средства вы видите? (Олицетворение. Природа одушевлена, она живая: Солнце вставало и ложилась... Месяц ходил по небу... Мороз выжал...Солнечные лучи осыпали блеском...Снег белым мраком одевал землю... Природа словно сжалилась над людьми, подарила снег).
- Найдите эпитеты (Воздух сух, тонок, жгуч, пронзителен. Порхающие снежинки, пухлая белая туча, поразительная тишина, благодатный снег).
- Посмотрите, какой яркий эпитет “благодатный”! из каких корней состоит это слово? Почему снег может дать благо? (“благо”, “дать”. При снеге мороз ослабнет, земля будет защищена снежным покровом).
- Найдите в тексте сравнения. Я напоминаю, что сравнения вводятся в текст словами как, будто, словно, это так называемые простые сравнения. Их легко найти в тесте благодаря этим словами подсказкам. Но в литературе есть понятие творительный сравнения. Это существительное, стоящее в форме творительного падежа, которое легко поменять на оборот с как. Например, покатилось яблоком – покатилось как яблоко. Найдите подобные сравнения в тексте? (Солнечные лучи скользили блеском алмазных лучей... Небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом..)
- С какой целью использует автор эти средства художественной выразительности? (Яркая картина, передать свое отношение к окружающему миру)
- Давайте проследим, как изображает писатель “падение снега”. Какими словами автор передает усиление снегопада? (Сначала “снег идет прямо, медленно, большими клочьями опускался на землю.” С обеда “снег шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее” Потом уже “снежный поток”, “будто небеса разверзлись и напомнили весь воздух движением и поразительной тишиной”. А вот уже падающий снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю).
- Найдите ключевые слова в этом отрывке.
- А как рисует автор наступление зимнего рассвета? Найдите опорные и ключевые слова. (“Совершенная тишина. Воздух мягок... Долго не было никакой перемены. Наконец показалась особенная белизна в окнах, побелела печь... шкаф.” Сначала печка освещала комнату, потом белый день вступил в свои права...)
- Обратите внимание, как мастерски автор передает неуловимые изменения в природе. Автор видит не только красоту в природе, но и красоту слова. Никакой вычурности, все просто, ясно, но каждое слово к слову подобрано. Аксаков чувствует силу слов, знает и любит свой родной язык.
- Какие еще виды искусства могут передать красоту природы и выразить отношение к ней? (Живопись, музыка)
- Мы с вами сейчас посмотрим репродукции картин Саврасова, Левитана, Мещерского, Клевера, Поленова, Шишкина и коломенских художников Абакумова и Циркина в сопровождении фортепьянной пьесы “Январь. Святки” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”. Ваша задача подумать, какие чувства, настроения вызывают у вас эти полотна и эта музыка?
6. Просмотр фильма-презентации: картины русских художников под музыку Чайковского “Январь” (слайд 6)
- Какое настроение, какие чувства вызывают у вас эти живописные полотна?
- Как достигают художники такого восприятия? Какими средствами художники пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как зима? (Художники используют определенные краски: прозрачные, неяркие, холодные тона)
- А как музыка Чайковского передает настроение зимы?
- Попробуйте ответить, что общего вы смогли заметить в изображении природы в разных видах искусства? Что их объединяет? (Авторы стремится передать свое отношение к описываемому.)
7. Организация домашнего задания
Вашим домашним заданием будет создать свой очерк, где вы можете поделиться вашими личными впечатлениями об увиденном природном явлении. Или нарисовать иллюстрацию к очерку Аксакова, передав свое отношение к изображаемому. (слайд 7)
8. Завершение беседы:
- За работу на уроке оценки получают.. ....
- С какими новыми для вас теоретическими понятиями вы познакомились сегодня на уроке? (очерк, ключевые слова, опорные слова, виды сравнений (прямое и творительный сравнения)
- Что запомнилось, понравилось на этом уроке?
Памятка ученику к уроку.
План анализа прозаического произведения.
- История создания произведения.
- Жанр, его признаки и особенности.
- Основная тема, идея произведения.
- Особенности композиции.
- Основные художественные образы.
- Стилистические особенности произведения (построение предложений, тропы – олицетворение, эпитеты, сравнения, метафора, повторы, образ-символ, антитеза, гипербола, пейзаж, портрет, лирические отступления, авторские описания).
- Образ повествователя (рассказчика), его влияние на читателя (уловить настроение произведения, нет ли поучений, эмоциональная окраска произведения) .
Очерк – это прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни.
Этим очерк и отличается от рассказа, в котором изображены вымышленные события.
Особенности очерка:
1. Документальность, достоверность фактов.
2. Описания и наблюдения в очерке складывается из наблюдений рассказчика, который сопоставляет или противопоставляет события, объединяя их одной темой.
3. Очерк имеет свободную композицию, которая строится рассказчиком.
4. Очерк может включать в себя описания портрета, интерьера, пейзажа, повествовать о поступках и действиях персонажа.
Список литературы.
- Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Под ред. Беленького Г.И. 12-е изд., стер. - М.: 2011., Ч.1 - 256 с., Ч.2 - 271с.
- Денисова В.Ф. Анализ эпического текста. “Очерк зимнего дня” С.Т.Аксаков. - http://vladlena-denisowa.narod.ru