В переводе с французского слова “синквейн” означает стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от учащихся находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. “Синквейн” - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки событий и явлений, выражение своей позиции, взгляды на событие, предмет.
Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму:
1-я строчка – существительное, выражающее тему стихотворения;
2-я – два прилагательных к данному существительному;
3-я – три глагола к данному существительному;
4-я – смысловая фраза;
5-я – одно заключительное слово, определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Целесообразно проводить синквейны в 5-7-х классах на уроках развития речи, так как программа по развитию речи в этих классах начинается с цикла уроков, вводящих речеведческие понятия “текст”, “тема текста”, “основная мысль текста”. Ведь на таких уроках мы много работаем со связными текстами, которые находятся в учебниках. Лучше подбирать тексты с описанием или повествованием. Познакомившись с текстом, ребята получают задание: найти в тексте существительное, называющее предмет, затем подбирают два прилагательных, которые относятся к данному существительному и более точно характеризуют этот предмет, после этого ищут глаголы, которыми обозначены действия предмета и, наконец, формируют смысловую фразу. Синквейн можно завершить кольцевой композицией. Каждый ученик подбирает своё слово, называет его и когда убеждается в своём выборе, начинает составлять синквейн. Таким образом, синквейн хорошо использовать в качестве способа передачи чужого текста, способа сжатия информации.
Можно также составлять синквейны не на основе текста, а самостоятельно. Для этого в данном случае также будет обозначена основная тема, например “Времена года”. Например, сейчас на дворе весна, в природе происходят многочисленные изменения: природа обновляется и внимательное наблюдение за изменениями в природе способствует составлению новых синквейнов. Синквейны помогают оживить урок, вносят элемент новизны, так как построены на основе игровой деятельности. Примечательно то, что в работу на уроке включаются все ученики без исключения, потому что этот вид работы доступен каждому: и слабому ученику и сильному. Уже на первых уроках замечаешь, что кого – то привлекло звучное иностранное слово, кого - то - возможность стать поэтом, ведь получаются небольшие стихи. Сочинять стихи детям нравится, но я всегда напоминаю им о том, чтобы они очень серьёзно относились к созданию текста. Начинаем создание синквейна с выбора главного слова, которое определяем как заглавие, остальная часть при составлении синквейна должна служить раскрытию заглавного слова в синквейне. Подбор прилагательных и глаголов также должен нести в себе смысловую нагрузку, причём прошу детей о том, чтобы они подбирали не просто прилагательные и глаголы, но чтобы эти части речи были яркими, выразительными, насыщенными. В классе почти все знают, что такое существительные, прилагательные и глаголы, ну а если находились среди ребят такие, кто их подзабыл, то им сами же ребята напоминали о них и работа вновь набирала темп. Главное, составляя собственные тексты, ребята учатся мыслить и уже не боятся “высказать себя”.
Синквейны, составленные моими учениками.
Весна
Тёплая. Солнечная.
Удивляет, радует, восхищает.
Только весна может подарить эту красоту.
Великолепие!Поляна
Славная, красивая.
Живёт, трудится, радует.
“Без труда не вытащить и рыбку из пруда”.
Красота.Весна
Обновляющая, расцветающая.
Цветёт, пахнет, радует.
“Как воздух чист, как ясен небосвод!”
Счастье.Снеговик
Маленький, грустный, немного растаявший.
Скучает, превращается.
“Стоит снежный человек, но короток его век”.
Луна.Сосулька
Хрупкая, прозрачная
Висит, роняет слёзы, пахнет весной.
“С крыш свисают длинные сосульки – к долгой весне”.
Символ наступающей весны.
Считаю, что синквейн – интересный методический приём. Практика показала, что данный методический приём помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету, поэтому рекомендую использовать на уроке один из современных методов обучения – синквейн.
Литература.
- Русский язык: учебник 6класса М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.
- А.И. Хрущева “Освоение синквейна”.
- Н.И. Кузнецова “Вдохновение”.