Цель:
- Раскрыть тему семьи, используя элементы анализа; выявить авторский взгляд на тему семьи, используя сопоставительную характеристику;
- Развивать исследовательские навыки учащихся;
- Формировать собственный семейный идеал учащихся.
Оборудование: проектор, ресурсы-интернет, роман “Война и мир”, бумага, фломастеры.
Ход урока
- Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь..
с возможностью делать добро людям.
Л. Н. Толстой
I. Орг. момент.
- Обменялись улыбками, подарили улыбки мне и друг другу.
- Назовите автора и произведение, которое изучаем.
II. Опрос домашнего задания.
1. Какое было домашнее задание?
(подготовить интервью “Наедине со всеми”,
читать т.1, ч.1; главы 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17; 22-29).
2. Слово участникам интервью.
- Здравствуйте, дорогие зрители.
Сегодня в гостях у нас Андрей Болконский.
- Здравствуйте, Андрей. Мы очень рады, что вы пришли к нам.
Мы хотим задать Вам всего несколько вопросов.
- Почему Вы отказались от светских салонов, балов, высшего общества?
- Там были только ложь, сплетни, лицемерие, пересуды.
- И Вы ушли на войну?
- О чём Вы мечтали на войне?
- Я мечтал о своём Тулоне, я хотел стать известным на весь мир, как Наполеон.
- Мы знаем, что Ваша мечта осуществилась.
К какому выводу Вы пришли?
- После Аустерлицкого сражения я понял, что мне более всего дорого это огромное небо, тихое моё имение и моя семья.
3. Чтение стихотворения о семье.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Мечты о хорошем, волненье в придачу.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
III. Актуализация.
- Какие темы мы уже изучили?
(Путь Андрея Болконского, путь Пьера Безухова, любимая героиня Толстого, посмотрели фильм по роману).
- Кто режиссёр фильма?
- С чего начинается роман?
- Что он описывает в салоне Шерер?
- Описывая любимых героев, Толстой больше обращается к их семье.
- Определите ключевое слово урока.
IV. Запись темы урока, определение целей урока.
V. Работа над проектом.
- Звучит песня “Родительский дом” (учащиеся создают кластер; основанием кластера служит ключевое слово-семья и записывают к нему ряд ассоциативных слов).
- Семья (радость, улыбка, взаимопонимание, поддержка, счастье, любовь)
- Защита кластера.
- Это модель семьи глазами десятиклассников.
- А с какими семьями мы встречаемся в романе?
1. Семья Ростовых (1-я группа)
2. Семья Болконских (2-я группа)
3. Семья Курагиных (3-я группа)
4. Семья Безуховых (4-я группа)
1-я группа
а) работа с текстом.
Именины Наташи.
- Какая атмосфера царила в семье Ростовых? (веселья, радости, праздника)
- С кем и как танцует граф Ростов?
- Как относятся в семье Ростовых к прислуге? О чём это говорит?
- А кто ещё живёт в доме Ростовых? О чём это говорит?
- В какой ситуации и где видим мы семью Ростовых в годы войны 1812г.
- О каком чувстве это говорит?
б) создание кластера (основанием служит слово любовь и подбирают к нему ряд ассоциативных слов).
в) защита кластера
2-я группа
а) работа с текстом.
- Дайте характеристику Болконскому-старшему.
- Что больше всего он ценит: разум или чувство?
- Что у него на первом месте?
а) создание кластера (основанием служит слово честь и подбирают ряд ассоциативных слов)
б)защита кластера
3-я группа
а) работа с текстом.
- Какие семейные ценности вы увидели в семье Курагиных?
б) создание кластера (основанием служит слово алчность, подбирается ряд ассоциативных слов)
в) защита кластера.
4-я группа
а) работа с текстом.
- Что вы можете сказать о Пьере и Наташе Безуховых?
б) создание кластера (основанием служит слово любовь, подбирается ряд ассоциативных слов)
в) защита кластера.
- Вы согласны с моделью человеческих ценностей в понимании Л. Н. Толстого?
VI. Чтение стихотворения.
VII. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Какую семью вы хотели бы построить?
VIII. Дом. задание: дочитать роман, подготовить выборочный пересказ.