Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева «Муму»). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели для ученика

Обучающие:

  • формирование умений анализа произведения
  • формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения
  • умение аргументировать свои мысли

Развивающие:

  • развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса .

Воспитывающие:

  • воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и групповой работе
Цели для учителя
  • Образовательные:обучение основам характеристики литературного героя, развитие умения анализировать эпическое произведение
  • Развивающие: развитие навыков осмысленного чтения, умения “всматриваться и вслушиваться” в слово художественного произведения, развитие речи учащихся
  • Воспитательные:  воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения
Тип урока: анализ эпического произведения Форма урока: Традиционная (урок-практикум)
  • Опорные понятия, термины
  • Жанр рассказа
  • Эпическое произведение
  • Литературная характеристика
  • Сравнение
  • Литературный персонаж
  • Новые понятия
  • Портретная характеристика
  • Психологическая характеристика
  • Косвенная характеристика
Формы контроля:
  • Фронтальный опрос
  • Работа в группах
Домашнее задание: Составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни, или синквейн на одного из героев рассказа.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
I. Мотивация

1 минута

Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Поиск ответа на поставленный вопрос.

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.
II. Актуализация знаний

5 минут

Проверяет домашнее задание (иллюстрации).

вывешивает на доску, предлагает определить, какие из них удачнее

Формулирует тему урока

Рассматривают иллюстрации главных героев (д/з к этому уроку)

Объясняют свою точку зренияДают собственное определение понятию “портрет”

Определяют цель учебной деятельности

Беседа Личностные:  самопроверка, оценивание своего ответа;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Отработка умений давать определение литературных понятий

Умение делать сопоставительный анализ

III. Работа по теме урока

Постановка проблемного вопроса

Работа с раздаточным материалом

5 минут

Cамостоятельная работа групп

10 минут

Создает проблемную ситуацию.

Уточняет понимание учащимися нового материала( терминов)

 

Распределяет задания по группам.

Корректирует выполнение задания.

. Соотносят старые знания с новыми. Записывают новую информацию в тетради.

(Приложение 1)

 

 

Умение работать в группах

(Приложение 2, 3, 4)

Умение презентовать свою работу.

Аналитическая фронтальная беседа.

Групповая работа.

Практический метод.

Приём познавательной активности через творческое задание.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.
IV. Лингво-физкультминутка

1 минута

Объясняет задание. Выполняют упражнения.

(Приложение 5)

Здоровьесбере-гающая технология.    
V. Актуализация знаний

Итоги работы в группах

Работа по развитию речи

8 минут

Устанавливает осознанность восприятия.
Организует деятельность поприменению полученных знаний.
Выбор докладчика из группы

Составление монологического высказывания

  Познавательные: умение структурировать знания, выборнаиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VI. Подведение итогов

Беседа

5 минут

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученныхзнаний.

Оценивают иллюстрации с точки зрения соответствия портретной характеристики Обсуждение результата работы Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждения Проявление толерантности.
VII. Рефлексивно-оценочный этап.

3 минуты

Организует рефлексию. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Беседа. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:   рефлексия

Умение оценивать себя.
VIII. Домашнее задание

2 минуты

Объясняет домашнее задание Слушают и записывают в дневник   Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его  

Приложение 1

Задание

  • Сопоставить устные ответы с теоретическим материалом, ответить на вопрос: все ли компоненты были названы.

Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:

  • Косвенная характеристика (оценочные общие сведения о герое, сообщаемые автором или кем-либо из персонажей);
  • Портретная характеристика;
  • Психологическая характеристика;
  • Речевая характеристика (выявление в строе речи индивидуальных особенностей ее носителя)

Приложение 2

Задание

Заполнить таблицу, опираясь на текст произведения

Портретная характеристика

  • Возраст
  • Фигура
  • Рост
  • Осанка
  • Походка
  • Лицо
  • Глаза
  • Волосы
  • Одежда

Приложение 3

Задание

Ответить на вопросы

  • Как относятся окружающие к Герасиму? Почему?
  • Герасим к окружающим?Почему?
  • Были ли у него друзья?

Заполнить таблицу

Психологическая характеристика

  • Темперамент
  • Чувства
  • Мотивация поступка (причина, повод к какому-либо действию)
  • Воля

Приложение 4

Задание

вспомнить, когда употреблялись данные сравнения, и объяснить их значение.

  • “Он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве”.
  • “Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть”.
  • “...то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь”.
  • “он сам смахивал на степенного гусака”.

Приложение 5

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали при работе в группах?

- Если вам было плохо, скучно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши.