Цели урока.
Обучающие:
- совершенствовать внимательное отношение к слову, к его скрытому глубокому смыслу;
- осознать величину подвига и масштаб личности Сергия Радонежского.
Развивающие:
- развивать умение строить устное высказывание, формировать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
- прививать стремление к нравственному самосовершенствованию на примере образа Сергия Радонежского;
- воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: урок изучения нового.
Материалы урока: текст жития, видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=-yDLaiEXwss , на доске заранее написана структура житийного жанра.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вход в урок.
- Кто такой святой? Кого можно назвать святым человеком?
(Примерные варианты – святой: тот, кто канонизирован Русской православной церковью; тот, кто творит чудеса; тот, кто не имеет грехов)
- Всё это вы правильно говорите, но то, что вы перечисляете это не причина святости, это следствие. Человек канонизируется церковью, когда уже не возникает сомнений, что он святой, и чудеса могут происходит (хотя это не обязательные критерий), когда уже святость присутствует в человеке. Но что делает его святым?
Святой человек тот, кто победил в себе страсти.
- А что значит страсть? Кстати, какое слово однокоренное слову страсть?
(страдание)
- Иначе говоря страсть приносит страдание тому, в ком она пребывает. К чему мы можем испытывать страсть?
(К еде, к деньгам, к противоположному полу и т.д.)
- Страсти – это пороки. Человек, находящийся в непрестанной борьбе со своими пороками и, наконец, побеждающий их – это и есть святой человек. Бывает, что в награду за такую борьбу, человек получает духовные дарования, например, дар прозорливости (способность предвидеть будущее) или дар исцеления. Святой человек лишен своеволия, гнева, раздражения. В его душе пребывает радость, он будто светится. Неслучайно святых на иконах изображают с нимбом над головой. И действительно, говорят, что от таких людей будто свет исходит. И пообщавшись с ним становится легко и радостно на душе.
Таким удивительным человеком был Сергий Радонежский – игумен земли Русской. (Игумен – наставник среди монашествующий, руководитель монастыря). Перед нами его житие.
II. Этап изучения нового
Житие – это буквально жизнеописание. В житие описывается жизнь и деяние святых людей, как правило, уже после их смерти. Житие это не биография, оно писалось по строгим правилам – канонам. Для жития характерна следующая структура:
- вступление;
- детство;
- отказ от мирской жизни;
- испытание;
- чудеса;
- смерть;
- обретение мощей;
- посмертные чудеса;
- похвала святому.
- Что же пришлось преодолеть Сергию Радонежскому на пути к святости? Начнем, следуя по структуре, с детства.
III. Работа с текстом
- Какие чудеса происходили с Варфоломеем еще во младенчестве и в детстве?
(Кричал в утробе ещё не родившимся, не пил молоко, если мать вкушала мясо, научился читать по молитве черноризца)
- В какой именно момент кричал Сергий Радонежский в утробе?
(Перед чтением Евангелия)
- Как вы думаете, почему именно в этот момент? В чём символичность этого события? (Евангелие – это самая главная книга христианская, это описание жизни и поучения Христа. Возможно это как предсказание рождения великого человека, последователя Христова учения)
- Почему он не вкушал молоко матери?
(Сергий Радонежский – великий подвижник, он как будто с самого младенчества готовился принять монашеский подвиг, в котором пост – это одна из главных добродетелей)
- В чём смысл поста? Для чего себя морить голодом? К чему эти испытания, на которые человек идёт добровольно? Кто-нибудь может мне объяснить, почему не жить в своё удовольствие?
(Пост – это, конечно, испытание, которое закаляет в нас силу воли. Но главное в посте – это не воздержание от определённой пищи, а это воспитание духа. В пост человек должен особенно внимательно смотреть внутрь себя. Стараться замечать грехи, стремиться исправлять себя. И если для мирского человека пост бывает в определенный срок, то для монашествующих пост всю жизнь. И Сергий Радонежский, будучи ещё младенцем, берет на себя ежедневный пост)
- К иконам Сергия Радонежского не случайно приносят свечи, молятся ученики и студенты, из-за удивительного случая в его жизни он навсегда стал особым покровителем для тех, кто учится. Обратимся к форзацу учебника, там изображен момент встречи будущего святого с черноризцем. Расскажите мне об этом случае из жизни святого.
- Как вы думаете, каждый ли способен стать святым? (Вообще-то каждый, но не каждый к этому стремиться).
- Удивителен тот факт, что в миру (т.е. в обществе) то, что испокон веков считается пороком, воспевается, как добродетель. Можете привести примеры? (Стремление к славе, к роскоши, к деньгам)
- Поэтому люди, стремящиеся к духовным дарованиям, уходили из мира, подальше от людей, подальше от соблазнов. Вот и Варфоломей стремится уйти из мира, из общества людей. Он принимает постриг. Кстати, почему при постриге меняют имя, как думаете?
(Смена имени – это символ отказа от жизни прежней и рождение для новой жизни, для особого монашеского пути)
- У историка Н.С. Борисова есть интереснейшая мысль: “Жизненный путь “великого старца” выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем, он никогда не брал в руки меч – но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей”.
И действительно, как бы не старался Сергий Радонежский избежать человеческой славы, но люди прознали о его великих подвигах. А в чём они заключались, что такого исключительного он делал?
(Он нес тяжелый трудовой подвиг (примеры из текста), но главным был его молитвенный подвиг, за который и получил он дар прозрения)
- Каждый ли способен понести такой подвиг?
(Нет не каждый, и доказательство этому история с братом Сергия Радонежского)
- Но тем не менее обитель Сергия Радонежского разрасталась, людей, стремящихся к монашескому подвигу, которые примыкали к нему становилось всё больше. Наконец, возник целый монастырь там, где когда-то Сергий построил себе небольшую избу. И вот уже монахи просят, чтобы он стал игуменом, т.е. их руководителем. Легко ли согласился на это Сергий?
У вас в тексте пропущен этот момент, но есть на 43 стр. деталь, в скобках написано, “стал игуменом по настоянию монахов”. Именно по настоянию, причём, скажу я вам, ни один раз они его об этом просили прежде, чем он согласился, убеждали его долго. Странная позиция не правда ли? Для любого человека стать начальником – это радость, это то, к чему все стремятся, а он не хотел. Странно. А почему знаете?
(Он боялся, что через это им завладеет гордыня и все духовные труды будут напрасны)
- И как же он боролся с этим? (Он сам выполнял подчас самую трудную работу, ходил в самых старых одеждах)
- О бескорыстии Сергия ходят легенды. Он управлял братией только посредством собственного примера. Но, конечно, главным делом Сергия Радонежского было связано с одним из самых главных событий в истории нашего государства. Победа в Куликовской битве по значимости сравнима с победой над Наполеоном и Гитлером. Если бы эта победа не состоялась, скорее всего и такого государства как Россия не было бы.
В какое же время жил Сергий Радонежский? Посмотрим небольшое видеофильм: “Русь под гнётом Золотой Орды”
https://www.youtube.com/watch?v=-yDLaiEXwss
- Что мешало русским князьям объединиться? Что руководило князьями?
(Каждый из них хотел быть лидером. Алчность, тщеславие, гордыня руководили чувствами князей. Из-за этого почти три века весь русский народ страдал!)
- Вы должны понимать в чём главная заслуга Сергия Радонежского, о которой мало, кто говорит. Мы привыкли думать, что благодаря Димитрию Донскому объединились князья для борьбы с Ордой. Но делал он это по благословению Сергия Радонежского, авторитет которого был незыблем. О Сергии знала вся Русь, его почитала вся Русь. По словам одного современника, Сергий “тихими и кроткими словами” мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, он уговорил ростовского князя в 1356 году, нижегородского – в 1365, рязанского князя Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича
- Почему князь Дмитрий Иванович едет перед битвой в лавру к Сергию?
(Сергий Радонежский на тот момент был известен и почитаем по всей Руси. Его слову верили, через него выражалась воля Божья. Трудно вообще было представить, что можно одолеть такое сильное ордынское войско. Благословение великого старца придало решимости и уверенности князю, укрепило дух всех воинов!)
- Любопытен тот факт, что Сергий благословил на бой двух монахов. Расскажите мне об этом эпизоде. Вас не смущает, что монахи, люди, стремящиеся к святости, берут в руки меч?
(Защищать своё Отечества это и есть святая обязанность, в бою ты отдаёшь свою жизнь ради того, чтобы жили другие, твои родственники, дети. А ведь даже в Евангелие сказано: “Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя”)
- Известен тот факт, что Челубей был искуснейшим воином, он проходил практику на Тибете, его называли бесочеловеком. Никто не мог победить этого воина, будто силу ему давал дьявол за проданную душу. И только наш воин Пересвет, будучи в монашеском чине, смог одолеть его. Пересвета и Ослябю перед боем постригли в монастыре в схиму, как обычно это делают с монахами перед смертью, хотя они были молодыми. Эти иноки шли в бой, по сути уже зная, что не вернутся.
А сам Сергий пророческим зрением видел, как идет сражение. Называл по имени павших героев и тут же произносил за них заупокойные молитвы.
IV. Рефлексия
- В чём духовное наследие преподобного Сергия? (Преподобный – святой в монашеском чине: пре “очень, наивысшее”, т.е. дословно наивысшее подобие Богу) Что оставил он для нас?
(Он создал обитель, которая стала духовным центром, сердцем нашего православного Отечества. Поныне стоит Троице-Сергеева лавра, там же находятся мощи преп. Сергия)
ВЫВОД: Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси. Сергий был настоящим духовным предводителем, который смог вдохновить русских воинов на победу в Куликовской битве и примирить русских князей.
Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: “Какие черты духовного облика привлекают к Сергию людей? Какие жизненные ценности утверждает он своим поведением?”