Цели и задачи:
- Дать обзор прозы времён Великой Отечественной войны.
- Показать, что проза соединяла патриотические чувства с личными переживаниями лирического героя.
- Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать.
- Излагать свои мысли, чувства, переживания при составлении своего текста о Великой Отечественной войне.
- Воспитывать патриотические чувства.
Формы и методы: беседа, пересказ, составление текстов, презентаций.
Основные умения и навыки: развивать навыки работы с текстом; уметь слушать; делать выводы.
Оборудование: выставка книг, иллюстрации, диски с военными мелодиями, видеозапись фильма “А зори здесь тихие”, компьютер, видеомагнитофон, проектор.
Ожидаемые результаты:
- Определение собственной позиции к военным событиям.
- Желание изучать литературные произведения о Великой Отечественной войне.
- Умение выразить мысли, чувства, настроение о героинях книги “А зори здесь тихие” Б.Васильева.
- Возможность создать свой рассказ, повесть о событиях Великой Отечественной войне.
Ход мастерской
Я знаю никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны
...но всё же, всё же, всё же...
А.Твардовский
Первый этап – индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность.
Слово учителя:
Тема Великой Отечественной войны - необычайная тема... Необычная потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального народа, выигравшего битву с фашистом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и души болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.
Вопросы к обучающимся:
Какие факты о Великой Отечественной войне вам известны?
От кого вы узнавали о фронтовиках, эпизодах Великой Отечественной войны?
Кто из ваших родных, близких принимал участие в событиях Великой Отечественной войны?
Второй этап - создание творческого продукта.
Учитель заранее предложил перечитать произведение или посмотреть фильм по книге Б.Васильева “А зори здесь тихие” и ответить на вопросы
- Как вы считаете, у войны “женское лицо”?
- Какие чувства вы испытываете к главным героиням?
- Какая судьба ждала каждую героиню?
- Какие черты внесла война в прекрасный женский образ в книге Б. Васильева “А зори здесь тихие”?
Ответ Васильева Ивана:
Книга Бориса Васильева “А зори здесь тихие” потрясла меня до глубины души. Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Все они очень близки мне, в каждой из них я нахожу немного от себя. Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать!
Ответ Коршунова Влада:
Женька Комелькова – веселая, смешная, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – “ прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов А. Блока Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!”
Ответ Воронова Павла:
Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты – усилие воли и выстрел в висок, у Жени – отчаянная и немного безрассудная (могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась); у Сони – удар кинжала в сердце; у Гали – такая же болезненная и беспомощная, как она сама, у Лизы – “ Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны”.
Учитель просит вспомнить и прокомментировать цитаты об образе старшины Васкова.
Ответ Лавыгина Никиты:
Как переживает старшина: “Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!” Наворачиваются слезы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.
Учитель делает вывод и предлагает студентам “переписать”, пофантазировать над судьбами героинь в мирное время.
Третий этап - “социализация”.
Ребята зачитывают тексты о судьбах героинь, если бы не было войны.
Четвертый этап – промежуточная рефлексия.
Вопрос к ребятам: Почему Б.Васильев в своей книге затронул тему войны и женщины? Размышления над этим вопросом дадут ребятам новые, дополнительные сведения в Великой отечественной войне.
Ответ Коннова Ивана и Генералова Влада:
В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова “мужчины” и “война”, а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их. Но они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и были их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны. И мы считаем, что книга Б. Васильева учит жить, помогать друг другу в трудную минуту, быть настоящим человеком.
Пятый этап – обращение к новой информации и её обработка. Что это будет?
Задание обучающимся: Вспомните произведения о Великой отечественной войне В. Быкова “Сотников”, К. Симонова “Дни и ночи”,
В. Некрасов “В окопах Сталинграда”, можно выбрать по своему желанию и напишите к ним свои комментарии, выскажите своё мнение, свои мысли, чувства, настроение. Эти материалы мы поместим в наш сборник “Вечные темы и проблемы в произведениях о Великой Отечественной войне”.
Шестой этап – обновление созданного студентом своего произведения.
Создание своего произведения о Великой Отечественной войне в жанре рассказа, повести, романа, который будет напечатан в сборнике “Вечные темы и проблемы в произведениях о Великой Отечественной войне”.
Седьмой этап – итоговая социализация. Все участники читают свои произведения, демонстрируют презентации, рисунки о Великой Отечественной войне.
Восьмой этап - рефлексия.
Учитель подводит итог, идёт обсуждение по вопросам:
- Что нового вы узнали о Великой Отечественной войне?
- Чего не поняли в повести Б.Васильева “А зори здесь тихие”?
Ваше отношение к войне?
Почему литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником в этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества?
Что характерно для педагогических мастерских
- Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик.
- Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
- Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
- Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).
- Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
- Неочевидность результатов, их непредсказуемость.
- Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.
- Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.
- Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому...