Литература
-
Урок внеклассного чтения по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 2011
Урок пробуждает интерес к истории нашей Родины, к чтению серьезной классической литературы, формирует у учащегося чувство любви к Родине, к человеку.
-
"Выхожу один я на дорогу…" К 170-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова 2011
Внеклассное мероприятие проводится в рамках недели литературы для учащихся 7–9-х классов. Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта XIX в. М.Ю. Лермонтова. Ученики совершенствуют навыки выразительного чтения, развивают творческие способности.
-
Нобелевские лауреаты русской словесности. 11-й класс 2011
Урок разработан с целью расширить представление учащихся о русской литературе XX века, поэтому целесообразно провести его в начале учебного года. Автор надеется заинтересовать старшеклассников изучением литературы в 11-м классе, показать значимость и ценность русской литературы данного периода.
-
Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы 2011
Многие талантливые личности в своей творческой деятельности обращались к изображению времен года. Весна не является исключением. Автор приобщает учащихся к прекрасному, развивает в них лучшие чувства. Одновременно происходит знакомство с произведениями живописи, музыки и, конечно же, литературы. Дети учатся сопоставлять великие творения, производить анализ стихотворений, а также быть ответственным за выполнение групповых заданий.
-
Урок литературы в 10-м классе по творчеству русского поэта Ф.И. Тютчева "Кто отроку, мне дал парение орла!.." 2011
Цели урока: формирование опыта творческого общения; развить творческие способности учащихся; познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта.
-
Звездный час 2011
Данный сценарий разработан для проведения внеклассного мероприятия по литературе. Его можно использовать дополнительно на уроке литературы. В увлекательной форме учащиеся закрепляют знания по литературе ХIХ века, повышают активность, развивают речь и культуру общения. Сценарий сопровождается презентацией.
-
Музыкальное начало и одаренности Б.Л. Пастернака, изучаемые на уроках литературы 2011
В статье рассказывается о роли музыки в жизни и творчестве Б.Л. Пастернака.
-
Обучение написанию дружеского письма 2011
На уроке учащиеся узнают, в чем особенность построения письма другу, выясняют, какие средства использовать, чтобы друг почувствовал себя так, будто говорит с вами. Помогут в этом письма И.И. Пущина и А.С. Пушкина.
-
Урок по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина" "Мне отмщение и аз воздам" 2011
Цель урока: показать образ женщины из аристократического общества, обратить внимание на взаимоотношения Анны и Каренина, отношение ее к Сереже, любовную связь с Вронским. Проблема вины, осуждения и оправдания души человеческой.
-
Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист" 2011
Цели урока: изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина; дать историко-литературный комментарий к стихотворению К.Ф. Рылеева "Гражданин"; составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева; воспитывать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга.
-
Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по рассказу "Бирюк"). 7-й класс 2011
На уроке проводится кропотливая работа над словом. Учащиеся через анализ ярких, выразительных художественных деталей, пейзажа и диалога приходят к раскрытию идейного замысла и авторской позиции.
-
Анализ поэтического текста 2011
Анализ поэтического текста – это очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученики, но и учителя. Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. В статье предлагается схема анализа поэтического текста.
-
Личностно ориентированный урок в 7-м классе. Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение "Размышления у парадного подъезда" 2011
Цели урока – привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со стихотворением «Размышления у парадного подъезда»; cформировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения. Учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Н.А. Некрасова.
-
Проектная деятельность как одна из форм ученического исследования на уроках литературы 2011
Проект-исследование, с точки зрения ученика, – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у детей специфические умения и навыки проектирования и исследования. Проектная деятельность на уроках литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным текстом, обогащает читательский опыт; может применяться на всех этапах обучения литературе.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Господин Великий Новгород". 6-й класс. Программа "Школа–2100" 2011
Урок предназначен для учащихся 6-го класса, обучающихся по программе "Школа 2100". На уроке учащиеся самостоятельно формируют проблему своего исследования "Почему Новгород назвали Господином, Великим". Работая над проблемой, учащиеся рассматривают вопросы: географическое положение, природные условия, особенности хозяйства, системы управления, развития культуры Новгородского княжества в период феодальной раздробленности.
-
Литературно-музыкальная композиция "Одна из всех – за всех – противу всех" (портрет Марины Цветаевой) 2011
Литературно-музыкальная гостиная "Одна из всех - за всех - противу всех". (Портрет Марины Цветаевой)" представляет собой вариант проведения вводного урока по творчеству Марины Цветаевой в 11-м классе. Она составлена на основе биографических материалов, эссе "Мой Пушкин" и воспоминаний сестры поэтессы – Анастасии Цветаевой. Материал позволяет проследить все этапы жизни Марины Ивановны и ее становление как поэта. Композиция может сопровождаться компьютерной презентацией.
-
Тайны поэтической звукописи. 8-й класс 2011
Для анализа предложены интересные тексты как русской, так и зарубежной литературы, что свидетельствует о взаимопроникновении культур. Ученики учатся видеть смыслоразличительную функцию звука как один из художественных приемов в поэтическом тексте.
-
Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 2011
Учащиеся знакомятся с творчеством А.С. Пушкина на примере повести "Капитанская дочка". Развивается речь учащихся (обогащение словарного запаса, выразительность, убедительность, композиционная завершенность монологической речи)
-
Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" 2011
Урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится с использованием различных современных технологий. Цель – познакомиться с личностью и творчеством П.Бажова, с особенностями сказов "Медной горы Хозяйка", "Синюшкин колодец" и др. Во время урока предлагаются разнообразные задания, в том числе игровые. Домашнее задание носит дифференцированный характер.
-
Проблемы изучения древнерусской литературы в современной школе 2011
Особым блоком при изучении литературы выделяется древнерусская литература. Без подробного ее изучения невозможно становление гармонически развитой личности, невозможно воспитать лучшие человеческие качества, которые присущи героям произведений этого периода. Малое количество часов, отведенных для изучения литературы вообще, заставляет учителей подвергать изменениям структуру курса и почти не трогать произведения, исторически удаленные от нашего времени. Именно этой и многим другим проблемам посвящена статья.
-
Программа элективного курса "Литература и кино" для 5–11-х классов 2011
Элективный курс "Литература и кино" предназначен для учащихся 5–11-х классов и посвящен анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих в школьную программу по литературе.
-
Урок-игра по теме "От сказки до…” 6-й класс 2011
Деятельность учителя – это прежде всего совершенствование учебного процесса. Добиться этого можно, работая даже со слабыми учащимися. Урок в нетрадиционной форме, в форме игры, становится тем механизмом, который включает в работу всех учащихся, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету. Данный урок рассчитан на учащихся слабых и средних по своим интеллектуально-познавательным возможностям.
-
Медиачас в 6-х классах "Мир путешествий и приключений" 2011
Медиачас проводится на уроках литературы, как внеклассное мероприятие на классном часе, в школьной библиотеке. Мероприятие формирует мотивацию к чтению. Знакомит учащихся с приключенческой литературой, географическими понятиями, используемыми автором в романе. Выявляет личное отношение учащихся к приключенческой литературе. Сценарий содержит информацию о писателях, обзор литературы этого жарна.
-
Роль анализа художественного произведения в развитии речи обучающихся 2011
Выбор методики анализа художественного произведения на сегодняшний день велик, но в своей педагогической деятельности при изучении прозаического произведения автор отдает предпочтение анализу «вслед за автором». Такой анализ повторяет порядок чтения, но при работе с обучающимися, уровень литературного развития которых невысок, данная форма работы является самой эффективной.
-
Анализ "музыкальных страниц" в творчестве Л.Н. Толстого (Из опыта работы в 5-м классе) 2011
Изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого возможно рассматривать в контексте взаимодействия литературы и музыки. В процессе постепенного знакомства школьников с творческим наследием художника важно, начиная уже с 5-го класса, обращать внимание учащихся на то, какие события и явления музыкальной культуры XIX века повлияли на личность, мировоззрение писателя; какие музыкальные впечатления жизни Л.Толстого так или иначе отразились в музыкальных эпизодах его произведений.
-
"Говорят, она улыбается". Урок литературы в 8-м классе по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка" 2011
Урок литературы в 8-м классе призван продолжать учить ребят анализировать произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть его особенности, находить и группировать героев, выделять художественные средства и определять их роль в тесте, выражать свое отношение к прочитанному.
-
Урок "Житие Сергия Радонежского – памятник русскому человеку, просвещенному Словом Христовым" 2011
Урок помогает раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского", углубить понятие о жанре жития, воспитать чувство патриотизма, высокой духовности, нравственности, ответственности потомков перед великими предками.
-
Импрессионизм и пейзажная лирика А.А. Фета "Поэт – художник" 2011
Урок посвящен знакомству с особенностями строения стиха А.А. Фета, с его импрессионистским видением мира, где показано, что импрессионизм присущ не только французской живописи, но и русской поэзии. Учащиеся должны выделить выразительные средства, придающие стихам Фета музыкальность, мелодичность. На уроке совершенствуется умение анализировать лирические произведения, воспитывается уважение к русской литературе, развивается эстетический вкус.
-
Оноре де Бальзак. "Гобсек" 2011
В небольшой повести О.Бальзака «Гобсек» (1830) возникает гротескная, уродливая фигура истинного хозяина жизни, образ огромной обобщающей силы: ростовщик, делатель денег из денег.
-
Спецкурс "Принципы нравственности и гуманизма в литературе" 2011
Спецкурс разработан в соответствии с духовно-нравственными требованиями сегодняшнего дня и способствует воспитанию полноценных граждан демократического общества. Все тексты, входящие в спецкурс, объединены общей гуманистической философской проблематикой и способствуют адаптации принципов гуманизма и нравственности в формирующейся философии учащихся, осознанию ими этических норм Международного гуманитарного права.