Литература
-
Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист" 2011
Цели урока: изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина; дать историко-литературный комментарий к стихотворению К.Ф. Рылеева "Гражданин"; составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева; воспитывать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга.
-
Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по рассказу "Бирюк"). 7-й класс 2011
На уроке проводится кропотливая работа над словом. Учащиеся через анализ ярких, выразительных художественных деталей, пейзажа и диалога приходят к раскрытию идейного замысла и авторской позиции.
-
Анализ поэтического текста 2011
Анализ поэтического текста – это очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученики, но и учителя. Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. В статье предлагается схема анализа поэтического текста.
-
Личностно ориентированный урок в 7-м классе. Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение "Размышления у парадного подъезда" 2011
Цели урока – привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со стихотворением «Размышления у парадного подъезда»; cформировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения. Учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Н.А. Некрасова.
-
Проектная деятельность как одна из форм ученического исследования на уроках литературы 2011
Проект-исследование, с точки зрения ученика, – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у детей специфические умения и навыки проектирования и исследования. Проектная деятельность на уроках литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным текстом, обогащает читательский опыт; может применяться на всех этапах обучения литературе.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Господин Великий Новгород". 6-й класс. Программа "Школа–2100" 2011
Урок предназначен для учащихся 6-го класса, обучающихся по программе "Школа 2100". На уроке учащиеся самостоятельно формируют проблему своего исследования "Почему Новгород назвали Господином, Великим". Работая над проблемой, учащиеся рассматривают вопросы: географическое положение, природные условия, особенности хозяйства, системы управления, развития культуры Новгородского княжества в период феодальной раздробленности.
-
Литературно-музыкальная композиция "Одна из всех – за всех – противу всех" (портрет Марины Цветаевой) 2011
Литературно-музыкальная гостиная "Одна из всех - за всех - противу всех". (Портрет Марины Цветаевой)" представляет собой вариант проведения вводного урока по творчеству Марины Цветаевой в 11-м классе. Она составлена на основе биографических материалов, эссе "Мой Пушкин" и воспоминаний сестры поэтессы – Анастасии Цветаевой. Материал позволяет проследить все этапы жизни Марины Ивановны и ее становление как поэта. Композиция может сопровождаться компьютерной презентацией.
-
Тайны поэтической звукописи. 8-й класс 2011
Для анализа предложены интересные тексты как русской, так и зарубежной литературы, что свидетельствует о взаимопроникновении культур. Ученики учатся видеть смыслоразличительную функцию звука как один из художественных приемов в поэтическом тексте.
-
Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 2011
Учащиеся знакомятся с творчеством А.С. Пушкина на примере повести "Капитанская дочка". Развивается речь учащихся (обогащение словарного запаса, выразительность, убедительность, композиционная завершенность монологической речи)
-
Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы" 2011
Урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится с использованием различных современных технологий. Цель – познакомиться с личностью и творчеством П.Бажова, с особенностями сказов "Медной горы Хозяйка", "Синюшкин колодец" и др. Во время урока предлагаются разнообразные задания, в том числе игровые. Домашнее задание носит дифференцированный характер.
-
Проблемы изучения древнерусской литературы в современной школе 2011
Особым блоком при изучении литературы выделяется древнерусская литература. Без подробного ее изучения невозможно становление гармонически развитой личности, невозможно воспитать лучшие человеческие качества, которые присущи героям произведений этого периода. Малое количество часов, отведенных для изучения литературы вообще, заставляет учителей подвергать изменениям структуру курса и почти не трогать произведения, исторически удаленные от нашего времени. Именно этой и многим другим проблемам посвящена статья.
-
Программа элективного курса "Литература и кино" для 5–11-х классов 2011
Элективный курс "Литература и кино" предназначен для учащихся 5–11-х классов и посвящен анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих в школьную программу по литературе.
-
Урок-игра по теме "От сказки до…” 6-й класс 2011
Деятельность учителя – это прежде всего совершенствование учебного процесса. Добиться этого можно, работая даже со слабыми учащимися. Урок в нетрадиционной форме, в форме игры, становится тем механизмом, который включает в работу всех учащихся, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету. Данный урок рассчитан на учащихся слабых и средних по своим интеллектуально-познавательным возможностям.
-
Медиачас в 6-х классах "Мир путешествий и приключений" 2011
Медиачас проводится на уроках литературы, как внеклассное мероприятие на классном часе, в школьной библиотеке. Мероприятие формирует мотивацию к чтению. Знакомит учащихся с приключенческой литературой, географическими понятиями, используемыми автором в романе. Выявляет личное отношение учащихся к приключенческой литературе. Сценарий содержит информацию о писателях, обзор литературы этого жарна.
-
Роль анализа художественного произведения в развитии речи обучающихся 2011
Выбор методики анализа художественного произведения на сегодняшний день велик, но в своей педагогической деятельности при изучении прозаического произведения автор отдает предпочтение анализу «вслед за автором». Такой анализ повторяет порядок чтения, но при работе с обучающимися, уровень литературного развития которых невысок, данная форма работы является самой эффективной.
-
Анализ "музыкальных страниц" в творчестве Л.Н. Толстого (Из опыта работы в 5-м классе) 2011
Изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого возможно рассматривать в контексте взаимодействия литературы и музыки. В процессе постепенного знакомства школьников с творческим наследием художника важно, начиная уже с 5-го класса, обращать внимание учащихся на то, какие события и явления музыкальной культуры XIX века повлияли на личность, мировоззрение писателя; какие музыкальные впечатления жизни Л.Толстого так или иначе отразились в музыкальных эпизодах его произведений.
-
"Говорят, она улыбается". Урок литературы в 8-м классе по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка" 2011
Урок литературы в 8-м классе призван продолжать учить ребят анализировать произведение: выделять в произведении тему и основную мысль, уметь видеть его особенности, находить и группировать героев, выделять художественные средства и определять их роль в тесте, выражать свое отношение к прочитанному.
-
Урок "Житие Сергия Радонежского – памятник русскому человеку, просвещенному Словом Христовым" 2011
Урок помогает раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского", углубить понятие о жанре жития, воспитать чувство патриотизма, высокой духовности, нравственности, ответственности потомков перед великими предками.
-
Импрессионизм и пейзажная лирика А.А. Фета "Поэт – художник" 2011
Урок посвящен знакомству с особенностями строения стиха А.А. Фета, с его импрессионистским видением мира, где показано, что импрессионизм присущ не только французской живописи, но и русской поэзии. Учащиеся должны выделить выразительные средства, придающие стихам Фета музыкальность, мелодичность. На уроке совершенствуется умение анализировать лирические произведения, воспитывается уважение к русской литературе, развивается эстетический вкус.
-
Оноре де Бальзак. "Гобсек" 2011
В небольшой повести О.Бальзака «Гобсек» (1830) возникает гротескная, уродливая фигура истинного хозяина жизни, образ огромной обобщающей силы: ростовщик, делатель денег из денег.
-
Спецкурс "Принципы нравственности и гуманизма в литературе" 2011
Спецкурс разработан в соответствии с духовно-нравственными требованиями сегодняшнего дня и способствует воспитанию полноценных граждан демократического общества. Все тексты, входящие в спецкурс, объединены общей гуманистической философской проблематикой и способствуют адаптации принципов гуманизма и нравственности в формирующейся философии учащихся, осознанию ими этических норм Международного гуманитарного права.
-
О.Генри. "Роман биржевого маклера" 2011
Беседа с учащимися по произведению О.Генри "Роман биржевого маклера".
-
Рассказ И.А. Бунина "Чистый понедельник": трагедийная концепция любви 2011
Урок в 11-м классе (2 часа) посвящен формированию отношения к трагедийной любви на примере творчества И.А. Бунина.
-
Открытый урок внеклассного чтения по изучению жизненного и творческого пути народного поэта Дагестана Расула Гамзатова "Журавли Расула Гамзатова" 2011
Предложенный в статье урок не является программным в основном курсе литературы для 9–11-х классов. Он разработан как урок внеклассного чтения в рамках предметной декады по литературе на тему “Культура объединяет народы”. Литературный материал этого урока имеет проблемно-тематическую связь с уроками основного курса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством поэта, разбирают смысловую составляющую его произведений.
-
Составление программы поэтического концерта "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, И.З. Суриков" 2011
На уроке учащиеся обращают внимание на художественно-образное содержание текста, чтобы глубже понять авторский замысел.
-
Использование текстов малой формы на уроках русского языка, литературы, факультативах, классных часах для формирования коммуникативно-речевых компетенций 2011
В статье автор рассматривает проблемы владения речью у современных старшеклассников и подчеркивает важность работы по развитию речи учеников на протяжении всего обучения в школе.
-
Любовная лирика Ф.И. Тютчева 2011
Урок призван познакомить учащихся с личной жизнью Ф.И. Тютчева и ее отображением в его поэтических произведениях.
-
Марина Цветаева 2011
Урок призван познакомить учащихся с биографией и творчеством Марины Цветаевой.
-
«Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родине в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2011
Цели занятия: показать формирование характеров Остапа и Андрия в бурсе; показать степь как образ Родины; пробудить чувство любви к Родине, восхищения красотой природы; развивать умение давать монологический ответ на поставленный вопрос, анализировать эпизод и объяснять его место в сюжете произведения, использовать в речи различные средства выразительности.
-
Совершенствование техники чтения в 5-х классах посредством дидактического материала 2011
Статья посвящена методам и формам обучения чтению, приводятся основные ошибки учащихся при обучении чтению. Также приводятся виды работ, на которые учителю следует обратить внимание при формировании навыков чтения и понимания прочитанного.