Пояснительная записка.
Актуальность уроков определяется тем, что
а) полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания;
б) также логикой построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;
в) и выбором проблем для анализа, осуществленным с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников.
Цели:
- научить учащихся создавать устное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию учеников.
Образовательные задачи:
- Теоретические - освоение знаний о литературных нормах, речевом этикете;
- Развивающие - развитие познавательных интересов, логики мышления;
- Практические - овладение умением проводить анализ текста, выражать собственное логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание.
- Воспитательные - воспитание интереса и любви к русскому языку, воспитание культуры устной речи, воспитание читателя, размышляющего над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Теоретические идеи, принципы и технологии.
Теоретическая основа уроков: лингвистический, стилистический анализ текста.
Принципы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности;
- научность, связь теории и практики;
- активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения.
Используемые методы:
- метод « за и против»,
- метод дискуссии,
- метод эвристической беседы.
К чему стремимся:
- выработать способность работать над разнообразной информацией;
- выработать умение корректно выразить свое мнение по проблеме;
- выработать способность аргументированно доказать собственную точку зрения.
Обоснование выбора данных уроков:
- значительное внимание уделено формированию практических навыков в выявлении проблемы;
- уроки базируются на межпредметных связях с историей и риторикой;
- учитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.
Уроки сочетаются с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, с исследовательской деятельностью, с индивидуальными и групповыми консультациями.
Урок литературы в 8 классе из раздела «Зарубежная литература». В.Шекспир «Ромео и Джульетта».
Тема: Вечна ли любовь Ромео и Джульетты?
Ход урока.
I. Постановка проблемы:
Учитель предлагает учащимся выбрать одну из поднимаемых в пьесе «Ромео и Джульетта» проблем для обсуждения на уроке:
- любовь
- проблемы молодежи
- истоки ненависти
- гуманистический пафос
II. Учащиеся выбрали «любовь».
Гипотеза заключается в следующем: «Вечна ли любовь Ромео и Джульетты или это только юношеский порыв страсти?»
Класс разделился на две группы:
Мнение первой группы – «верим в глубину и вечность чувства»;
Мнение второй группы – «это увлечение, которое скоро прошло бы».
На доске записывается тема урока: «Вечна ли любовь Ромео и Джульетты?» и эпиграф: «Какой для ненавистников урок, Что небо убивает нас любовью!»
III. Дискуссия по выбранной проблеме.
- Двум группам предложено представить аргументы в пользу своей версии.
- Вступительное слово учителя на две-три минуты.
- Первыми предлагается выступить членам второй группы:
«До встречи с Джульеттой Ромео был влюблен в Розалинду, как казалось, очень серьезно. А тут вдруг увидел Джульетту и уже забыл о Розалинде». - Члены первой группы выстраивают свою точку зрения: «В своем увлечении Розалиндой Ромео следовал тогдашней моде: Молодые люди должны были иметь даму сердца. Вот он и решил выбрать девушку, которая никогда не ответит ему взаимностью. В его беседе с другом мы видим, что Ромео играет, изображает страдающего влюбленного, говорит с пафосом, высоким слогом и т.д., что дает нам почувствовать искусственность ситуации».
- Следующий аргумент: «слишком быстро все происходит: увидел, полюбил, объяснился на балконе и женился!»
- Ответ: «Динамика сюжета – это исключительно дань жанру. Это пьеса. События в ней разворачиваются стремительно еще и потому, что Шекспир хотел передать напряжение чувств и накал страстей, так как он ставил и серьезные социальные задачи».
- Третий аргумент: «Ромео и Джульетта ушли из жизни ради любви, как им казалось. А нам кажется, что они это сделали еще и из упрямства, чтобы насолить близким. У них не было времени подумать, все взвесить».
- Ответ: «Шекспир создал образы влюбленных в развитии. И Ромео, и Джульетта очень изменились с тех пор, как мы увидели их впервые, они повзрослели, возмужали.
Шекспир создал их глубокими личностями, цельными и умными.
Все, что сделала Джульетта, она сделала осознанно, обдуманно, проявила такие качества характера как мужество, стойкость, верность.
Ромео в коротком разговоре с аптекарем продемонстрировал серьезность, ум, рассудительность.
В этой ситуации они были глубоки и последовательны.
Они не хотели умирать. Они не хотели жить в этом лицемерном, лживом и жестоком, полном ненависти обществе».
IV. Подведение итогов:
- Обзор представленных доводов и фактов;
- анализ хода обсуждения;
- критическая оценка высказываний или выработка общего решения.
Если сомневающиеся в долговечности чувств двух героев трагедии согласились с доводами оппонентов, признав их убедительными, цель достигнута.
V. Домашнее задание:
написать эссе на тему: «Какая мысль заключена в словах Шекспира, представленных в эпиграфе? »