Язык аллегории в стихотворении А.А. Фета "Учись у них – у дуба, у березы" (поэтический урок-экскурсия для учащихся 6-го класса)

Разделы: Литература


Возрастная категория: для учеников шестых классов.

Цели и задачи урока:

  • знакомство со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета "Учись у них - у дуба, у березы:";
  • формирования способностей к ассоциативному мышлению у учащихся;
  • развитие навыков выразительного чтения, творческих, познавательных, коммуникативных способностей у учеников;
  • анализ лирического произведения через "язык" аллегории; развитие эмоционального отклика у учащихся;
  • формирование духовно богатой, творческой личности;
  • акцентирование внимания учеников на философской поэтической отделки стихотворения, глубине мыслей и размышлений поэта;

План урока - экскурсии:

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Беседа с классом. Вопросы по творчеству А.А.Фета.
  4. Доклады по биографии и творчеству поэта.
  5. Литературоведческая разминка.
  6. Анализ стихотворения А.А.Фета "Учись у них - у дуба, у березы:".
  7. Культуроведческий обзор.
  8. Подведение итогов.
  9. Кроссворд (домашнее задание).

Ход урока

1. ОРГМОМЕНТ.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Подготовка к восприятию поэтического произведения. Постановка учебных задач. (Фоновое оформление - фрагмент из музыкального цикла П.И.Чайковского "Времена года". - "У камелька. Январь.")

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательную экскурсию в удивительный поэтический мир лирического произведения Афанасия Афанасьевича Фета. Приготовьтесь к встрече с прекрасным миром искусства, который поможет вам найти верные идейные и нравственные ориентиры, без которых нельзя уверенно идти по жизни, выработать вкус к эстетическому знанию и умению творчески мыслить. Мы с вами попытаемся уловить гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А.Фета в стихотворении "Учись у них - у дуба, у березы:", соотнести лирические образы с шедеврами мирового искусства. Наши путеводители сегодня: текст данного стихотворения А.А.Фета, ваши доклады, кроссворды, иллюстрации. Мы посетим парки Санкт-Петербурга, Версаля и заглянем в залы всемирно известных картинных галерей.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Н.Г.Чернышевского: "Прекрасное есть жизнь".

БЕСЕДА С КЛАССОМ. ВОПРОСЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.А.ФЕТА.

Учитель задает вопросы:

1) Кому из поэтов 19-го века принадлежат следующие строки:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
(А.А.Фет "Бабочка", 1884)

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
(А.А.Фет "Ель рукавом мне тропинку завесила...", 1891)

2) С чем ассоциируется у вас имя и фамилия поэта?

Ученики:

- Этот поэт XIX века известен в русской литературе тем, что писал стихотворения о природе, так же, как и ряд других поэтов, например, Федор Иванович Тютчев. Пейзажная лирика А.А.Фета посвящена всем временам года и является шедевром русской поэзии.

Учитель:

- Любое подлинное художественное произведение способствует выявлению добра и нравственных сил в человеке. Русские писатели и поэты умели делать это, проживая, подчас, короткую, но яркую жизнь. "По страницам биографии" - наша первая станция и помогут нам "юные спецкоры" нашего класса (ребята выступают с докладами о жизни и творчестве А.А.Фета).

ДОКЛАДЫ ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТА.

Первый выступающий:

- Шеншин Афанасий Афанасьевич (он же Фет) - известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселках. История его рождения не совсем обычна. В начале 1820 года в Германии, в Дармштадте, лечился 44-летний русский отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин, богатый и просвещенный орловский помещик. В доме местного обер-кригскомиссара Карла Беккера он познакомился с его дочерью, 22-летней Шарлоттой, бывшей замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. В сентябре того же года она бросила семью и бежала с Шеншиным в Россию. Она была уже беременна, но обвенчалась с Шеншиным по православному обряду и взяла себе имя Елизаветы Петровны Шеншиной. Родившийся младенец был записан в метриках как сын Шеншина, и до 14 лет будущий поэт считался несомненным Афанасием Шеншиным. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета - он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.

Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал - в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб - ротмистром. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности.

Второй выступающий:

- В 1850 году в Москве вышли "Стихотворения" А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посветить себя сельскому хозяйству. Вскоре Фет женился на М.П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами. В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием "Вечерние огни" - всего было четыре выпуска.

В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А.А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

Третий выступающий:

В 1842 году в журнале "Отечественные записки" появилось первое стихотворение за подписью Фета, в его фамилии буква "ё" оказалась заменена на "е". Поэт принял эту "поправку" - и отныне немецкая фамилия как бы превратилась в псевдоним русского поэта. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без к рая ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как "Луч твой, летящий далеко...", "Недвижные очи, безумные очи...", "Солнце луч промеж лип...", "Тебе в молчании я простираю руку..." и др. Стихи А.А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира. В конце 90-х годов и в первые десятилетия XX века к Фету пришла посмертная слава. Учениками Фета можно считать поэтов-символистов Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Александра Блока.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Учитель:

Следующая станция нашего путешествия называется "Литературоведческая разминка". Давайте вспомним, с какими средствами художественной изобразительности мы знакомы.

Ученики:

Метафора - это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.

Аллегория - иносказательное изображение явления.

Эпитет - это художественное определение предмета или явления.

Учитель:

А теперь давайте сделаем вывод, для чего служат метафора, аллегория, эпитет в произведениях?

Ученики:

  • Метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение автора к явлению.
  • Аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.
  • Эпитет помогает писателю нарисовать предмет со всеми его признаками, делающими его непохожим на все другие предметы.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А.ФЕТА "УЧИСЬ У НИХ - У ДУБА, У БЕРЕЗЫ:"

Учитель:

Хорошо, это поможет нам постичь тайны стихотворения А.А.Фета "Учись у них - у дуба, у березы:", где аллегория занимает одно из важных мест. Попытайтесь найти ее в лирическом тексте (выразительное чтение учителя, текст стихотворения распечатан для каждого ученика):

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Учитель:

Как вы считаете, о чем это стихотворение?

Ученики:

О природе, любви к ней, человеческих переживаниях, о дубе, березе во время студеной зимы.

Учитель:

Верно, А.А.Фет одушевляет природу. Стихотворение написано 31 декабря 1883 года. Вид из окна. Смена дня и ночи. На пороге Нового года - осмысление пройденного пути, подведение итогов, вера в лучшее. Жизнь быстротечна. Возврата к прошлому нет. С уверенностью переносить тяжбы и лишения. Чтобы быть сильным, надо верить, верить в чудо, в добро. Этому надо учиться, учиться даже у природы. Стихотворение приближено к живым явлениям природы и душе человека. Вступая в область самого таинственного, в область человеческих переживаний, Фет вскрывает их природу. А.А.Фет философски ставит вопрос: "Умеешь ли ты с достоинством, радостью преодолевать страдания, чтобы постигнуть блаженство восприятия мира?" Находите ответ в этом стихотворении и учитесь!

Группа "юные исследователи" подготовили интересные факты об этих деревьях, заявленных действующими лицами стихотворения. Ребята искали материал по следующему плану:

  • возраст;
  • сфера применения (фармацевтика, строительство, прикладное искусство, фольклор);
  • распространение и экология.

Ученики (с использованием фотоматериалов в презентации):

Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Максимальный возраст этого вида - 250 лет. С давних лет берёза была образом России. Ветвями берёзы украшали церкви и жилища. Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

:и так уж она хороша,
что кажется - в шуме березы
есть русская наша душа.
Вс. Рождественский.

Дуб. Народ сложил о нем много сказок, песен, поговорок. Он связывает с дубом силу, могущество и долголетие: "Стоит, как дуб несокрушимый". Максимальный возраст этого вида - до 2000 лет. Древесина дуба отличается прочностью, крепостью, плотностью, твёрдостью и тяжестью. Дубовая древесина - превосходный строительный и поделочный материал: она идёт на подводные и сухопутные постройки, устройство подводных и основных частей деревянных судов. Дубовая кора содержит много дубильной кислоты.

Учитель:

Девочки из нашего класса исполнят фольклорную песню "Я в лесу был:".

Учитель:

Обратимся к нашему стихотворению! Какую аллегорию вызывают у вас описание этих деревьев?

Ученики:

Дуб - символ мужского начала, береза - женского. (см. презентацию).

Учитель:

А теперь давайте найдем в стихотворении изобразительно - художественные средства (метафоры, эпитеты, аллегорию).

Ученики:

Эпитет: "Жестокая пора";

Метафора: "Слёзы" - метафора, т.к. деревья не умеют плакать как мы. "Сердито рвёт: хватает холод лютый" - метафора. Метель сердиться не может, это человеческое свойство. Не может хватать, у метели нет рук. "Они стоят, молчат:" Деревья не могут разговаривать.

Аллегория: Дуб и береза олицетворяют образы людей.

Учитель просит учеников прочитать про себя стихотворение, чтобы пробудить воображение и вызвать ответную эмоцию.

Ученики читают стихотворение про себя, а затем вслух.

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ОБЗОР.

Учитель:

Наша следующая станция - "Культуроведческий обзор". Мы с вами рассмотрели аллегорию дуба и березы в стихотворении А.А.Фета, а теперь давайте обратимся еще к двум образам, описанным в этом лирическом произведении - образам зимы и весны. Для этого мы с вами мысленно посетим самые известные мировые картинные галереи и увидим, как художники изображали на своих полотнах аллегорию зимы (см. презентацию):

  • "Аллегория Зимы", Лоренцетти Амброджо (1295-1348)
  • "Времена года. Зима", Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)
  • "Аллегория зимы", Artus Wolfort (1581-1641)
  • "Зима в виде старика", Владимир Боровиковский (1757-1825)
  • "Зима", Альфонс Муха, 1897
  • "Аллегория. Зима", Владимир Никитин, 2005
  • "Аллегория Зимы", Варужан Епремян 2010
  • "Аллегория весны", К. Тура, 1462

А теперь давайте перенесемся в сады и парки Версаля и Санкт-Петербурга, где образы весны и зимы запечатлены в камне, в виде скульптур и архитектурных ансамблей.

  • "Аллегория Зимы", П. Баратта, 1717
  • "Аллегоря Зимы", Б. Амманати (1511-1592)
  • Версаль. Бассейн Флоры - аллегория весны
  • Версаль. Бассейн Сатурна - аллегория зимы

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Беседа учителя с учащимися. Обобщение материала, полученного в ходе урока-экскурсии.

Учитель:

- Что нового вы узнали о А.А.Фете, о его творчестве?

Ученики:

- Мы узнали, что центральным мотивом творчества поэта является описание природы. Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека. В своих стихотворениях поэт использует разнообразные художественно - изобразительные средства.

КРОССВОРД.

Учитель:

Для того, чтобы проверить ваши знания, в качестве домашнего задания вы получаете кроссворд по биографии и творчеству А.А.Фета. Также вы должны выучить одно из стихотворений поэта (по выбору). Спасибо за вашу работу, до свидания! Наша экскурсия подошла к концу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность, 6 класс. - М., 2004.
  2. Долбилова Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе. - Ростов н/Д: Изд. Феникс, 2010.
  3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. - М.: Изд. "Педагогика", 1976.
  4. Найденов Б.С. Методика выразительного чтения. - М.: Изд. "Просвещение", 1977.
  5. Новиков В.И. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: Изд. "Педагогика", 1987.
  6. Фет А.А. Стихотворения. - Петрозаводск: Изд. "Карелия", 1987.
  7. http://blog.imhonet.ru/author/ladytorrens/post/1267618/
  8. http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=11
  9. http://www.litera.ru/stixiya/articles/126.html

Приложение 1

Приложение 2