1) Вступительное слово учителя.
Лев Толстой находился на Кавказе в то время (1850-53), писал повесть по личным впечатлениям. Естественно, что, находясь в чужой языковой среде, Толстой впитывал в себя особенности чужой речи. Чтобы написать кавказскую повесть, поистине кавказскую, ему нужно было понять, увидеть своими глазами образ жизни людей на Кавказе.
Мы знаем, что писатель работал над повестью в течение 10 лет. В повести изображается Кавказ и обитатели казацкой станицы. Читая произведение, мы видим, что Толстого привлекает сюжет не из жизни горцев, исконных обитателей Кавказа, а жизни русского населения Кавказа.
а) Что же лежит в основе сюжета повести? (Главный герой "Казаков" Оленин уходит из великосветской среды. Не дающей простора его порывистой натуре. Он отправляется на Кавказ с мечтами о подвигах, о славе, о романтической любви. Сюжет напоминает поэму Пушкина "Цыганы", главного героя Алеко)
Мы сегодня поговорим подробнее о языке повести "Казаки", чтобы посмотреть, как , с помощью каких художественно-изобразительных средств Л. Толстой дает правдивое описание жизни на Кавказе. Еще раз убедимся в художественном мастерстве писателя. Итак, запишем тему урока в тетрадь.
2) - Какие вы знаете художественно-изобразительные средства?
- пейзаж
- речь персонажей
- портрет
- изображение людей и событий через восприятие их главными героями пр-ия
- взаимохарактеристика героев
- художественная деталь
- сравнение, сопоставление
- внутренний монолог
- двуплановый диалог (речь + мимика + жесты)
- включение в пр-ие дневников, воспоминаний, писем, рассказов о прошлом героя и т.д.
- ретроспекция - обращение к прошлому героя
Все это написано на оборотной стороне доски и открывается после того, как ученики назовут все художественные особенности сами.
- Так, какие же из вышеупомянутых художественно-изобразительных средств использовал Л. Толстой? Все
Конечно, язык Л.Т. богат, но в рамках одного урока мы не сможем остановиться на всем, но остановимся на самом характерном.
Итак, войдем в повесть.
Учитель читает отрывок - описание (часть 3)
3) - Какой отрывок я прочитала? О чем?
Зачитайте вы цитаты, в которых мы видим пейзаж
- С какой целью Л.Толстой в самом начале пр-ия дает описание Кавказа? Гор?
Это еще и темперамент. Ведь природа характеризует человека. Например, для русского человека - это Волга, река, т.е. широта, размеренность, спокойствие души русской.
- А у горцев?
- Это видно на ваших рисунках, на картине.(рассмотрите иллюстрации. Соответствует ли пейзаж, нарисованный Толстым, этим иллюстрациям?)
Вывод пункта 3: "Казаки" - одно из самых поэтических созданий Л.Толстого, в котором природа Северного Кавказа изображена во всей покоряющей силе.
- Читая эти эпизоды, встретили слова чужого языка. Какие?
- С какой целью их вводит русский писатель в свое произведение? Обстановка Кавказа.
- Какие из этих слов нам знакомы, какие из них являются освоенными русским языком? Какие мы употребляем в своей речи? Аул, джигит.
- Двое учащихся нашего класса поработали с критической литературой, со словарями и подготовили сообщения об истории этих слов.(Слушаем сообщения)
- Вводит ли Л.Т. в речь своих героев, Оленина, казаков, лексику чужого языка? С какой целью?
- Найдите примеры диалогов с использованием чужого языка.
Вывод из пункта 3: мы услышали много иноязычных слов. Новаторство Толстого и состоит в том, что за короткое время пребывания на Кавказе он изучал чужой язык и использовал его потом в своем произведении.
4) Давайте рассмотрим основные лексические группы слов, которые Толстой использовал. Дома уч-ся подготовили ответ на этот вопрос.
5) Посмотрим эпизод из фильма режиссера Василия Пронина, в котором были использованы иноязычные слова. Обратите внимание, что в эпизоде участвуют люди разных социальных слоев: Оленин - человек светский, представитель высшего Петербургского общества, знати и дядя Ерошка - вольный казак.
- Такими ли представляли вы этих героев, когда читали повесть?
- Воплотил ли режиссер замысел Толстого? Удалось ли?
- Найдем портретные характеристики каждого из героев эпизода в тексте.
- Почему такие разные портреты дает Л.Т.? Почему, изображая жителей казацкой станицы, Л.Т. уделяет такое большое внимание описанию внешности, наравне, конечно, с описанием быта? (какие художественные детали? на что обращает внимание? Что хотел сказать этой художественной деталью?
- А при описании Оленина автор делает акцент на его внутреннем состоянии (фальшь светской жизни)
- Представителей каких еще слоев мы встречаем на страницах повести? (горцев, местный народ)
- Найдите их описание в тексте. (как образуется психологический портрет?)
Вывод из пункта 5: русского человека, не бывавшего на Кавказе. Ничего не знавшего тогда о жизни горцев, очень интересовало, как выглядят горцы, а также жители казацкой станицы. В образе Оленина русского читателя интересовала в большей степени причина, побудившая его расстаться со светским обществом и отъезда на Кавказ:
6) Это Л.Т. передает при помощи внутреннего монолога героя - еще одно средство, использованное Л. Толстым.(ученик читает монолог Оленина наизусть)
- На что мы обращаем внимание, читая этот монолог? (герой постоянно сравнивает, сопоставляет светскую жизнь и жизнь Кавказа, жизнь в казацкой станице и в городе светском, жизнь человека дикой природы и человека, воспитанного в традициях передового дворянства)
- Обратите внимание, как ценит первозданную красоту женщины Л.Т.
- Что привлекает и делает Оленина счастливым на Кавказе? (Любовь, отношения с Лукашкой, самобытность, образ жизни казаков, их песни)
- Зачем Толстой вводит песни? (казаки очень поющий народ)
- Итак, о чем мы поговорили на уроке?
Так, в чем же мастерство Толстого?
- В том. Что в рамках одного произведения он использовал большое количество изобразительных средств
- Создал колорит той местности, в которой он жил
- Сумел нарисовать реалистическую картину быта и нравов различных социальных слоев: людей казацкой станицы, офицеров, солдат, горцев.
- Он стал первым в русской литературе, кто показал реалистически жизнь на Кавказе. До него Кавказ изображался в романтических тонах.
Действительно, "Казаки" - это истинно кавказская повесть. Недаром И.С. Тургенев выделял "Казаков" как подлинный шедевр, в котором находил бесподобное изображение кавказцев, кавказского быта.