Биология
-
Интегрированный урок по химии и биологии на тему: "Вода как растворитель и среда обитания живых организмов" 2007
Открытый интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса, является более интересным, способствует развитию творческих и мыслительных способностей, создает целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов.
-
Тема: "Дыхание": Модуль № 1 "Дыхание растений", Модуль № 2 "Дыхание животных" – открытый урок 2007
В результате овладения содержанием модулей учащиеся будут знать учебный материал о дыхании и его значении, уметь отличать дыхание от питания, понимать необходимость вести здоровый образ жизни, развивать навыки самостоятельной работы и приемов сравнения и обобщения.
-
Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники "Конструктор" 2007
В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея "Конструктор урока", применяемая как эффективное средство для "сборки уроков", при применении которой значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
-
Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения 2007
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.
-
Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс 2007
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на практике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
-
Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" 2007
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
-
Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система" 2007
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
-
Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир" 2007
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
-
Межпредметные связи на уроках курса "Человек" 2007
В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии.
-
Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" 2007
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
-
Интегрированный урок по физике и биологии на тему: "Механическая работа в системе "Человек" 2007
На уроке используются элементы проектной работы. Основная цель урока заключается в создании условий для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, расширения представлений о целостной картине мира.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана" 2007
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев.
-
Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди" 2007
Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
-
Разработка урока биологии по теме "Вирусы" с использованием технологии развития критического мышления. 10-й класс 2007
Данный урок проводится с применением технологии развития критического мышления. На уроке прослеживаются три фазы данной технологии: вызов – осмысление – рефлексия. Приводятся приемы работы: кластеры, ПМИ, ЗХУ и другие.
-
Элементы методических разработок на уроках биологии в межпредметной связи с другими науками 2007
Предложена методика, разработанная для обобщения и систематизации знаний по разделам ботаники, зоологии и анатомии в межпредметной связи с другими науками. Методика помогает при подготовке детей к изучению других естественных наук.
-
Интегрированный урок по химии и биологии на тему "За здоровый образ жизни" 2007
Урок показывает особенности действия алкоголя, курения и наркотических средств на организм человека. Демонстрируются химические опыты, позволяющие наглядно убедиться во вреде табачного дыма и алкоголя.
-
Урок по теме "Влияние режима дня на здоровье учащихся" 2007
Урок, с использованием информационно-коммуникационных технологий направлен на охрану и укрепление здоровья школьников. Урок позволяет показать важность организации режима дня школьника. Позволяет пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся. Помогает классным руководителям изменить отношение учащихся и родителей к организации режима дня школьника.
-
Использование игровых форм на уроках биологии 2007
Биология - одна из интереснейших дисциплин в школе. Для ребят она предоставляет большой теоретический и практический материал. Усвоение материала для младших подростков лучше осуществляется в игровой форме, так как у них в этом возрасте чрезмерно развито чувство соревнования. Предлагаемый урок-ярмарка поможет выявить индивидуальные знания и умения каждого ученика по теме, которой по программе Н.И. Сонина отводится всего 7 часов. Этот урок можно использовать и как обобщающий по программам других авторов.
-
Интегрированный урок по биологии и химии "Интеллектуальная игра". 11-й класс 2007
Игра - это форма групповой технологии, инициирующая творческую активность учащихся в области поиска конкретных решений, в основе которой лежит научное знание предмета. Она дает эффективный результат, вызывает азарт, повышает интерес к предмету, мотивацию учения. Некоторые дополнительные затраты на ее подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.
-
Подготовка к решению задач по генетике. Урок закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков по генетике за курс 9-го класса 2007
Цель: закрепить теоретические знания и отработать практические навыки, помогающие в решении задач по генетике. Урок расчитан на индивидуальную работу учащихся с карточками, в которых описаны механизмы явлений и алгоритмы действий. Данная работа позволяет школьникам логически, органично подойти к решению задач, формируя базовые знания. Задания вызывают интерес у ребят и обеспечивают высокую продуктивность урока.
-
Урок с элементами проблемного обучения по теме "Строение и функции кожи" 2007
В наше время известная мысль, что ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь, завоевала широкое признание. И если на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы еле-еле тлеют, а сосуды упорно наполняются, то это происходит не из-за несогласия с этой замечательной идеей. Мы привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученик – выучить и ответить. Но богатого опыта активного обучения у нас пока нет, и ни одна учебная дисциплина не располагает системой обучающего материала, построенной по принципу поискового, проблемного обучения. Мною часто практикуются уроки с элементами проблемного обучения. Один из них – урок в 8-м классе на тему "Строение функции кожи".
-
Строение и функции органов дыхания 2007
На уроке биологии учащиеся изучают строение и функции органов дыхания.
-
Роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности животных 2007
Представлен конспект урока биологии, на котором учащиеся узнают о роли эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности животных.
-
Развитие ключевых компетенций на уроках биологии на примере курса "Человек и его здоровье" 2007
В настоящее время актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья каждого члена общества. Биология – основной учебный предмет, образовательное поле которого позволяет развивать умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач в области сохранения и укрепления здоровья. Необходимо поддержать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни путем обеспечения их достоверными медико-гигиеническими знаниями.
-
Урок по биологии с учетом личностно-ориентированного подхода в преподавании предмета 2007
Урок посвящен строению глаза, его функциям, рассмотрен механизм проецирования изображения на сетчатке глаза.
-
Игра "Алфавит" на уроке биологии 2007
В статье представлен материал игры "Алфавит" для 8-10-x классов. 8 класс: Птицы и Млекопитающие. 9 класс: Неделя биологии в школе. 10 класс: Генетика и селекция. Игра, как форма учебных занятий на уроках комплексного применения знаний по биологии, а также во время проведения недели биологии. Игра на уроке помогает учителю отслеживать динамику развития личности ученика.
-
Открытый урок "От живого созерцания – к научному познанию" 2007
Одна из актуальных проблем, решаемых в педагогической мастерской, - это объединение наук для решения общей задачи. Мы пытаемся решить данную проблему через интегрированные уроки. Примером такого урока является урок "От живого созерцания – к научному познанию".
-
Программа элективного курса по биологии в 9-м классе "Валеология" 2007
Данный курс формирует у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, учит бережному отношению к себе, окружающим людям и природе, расширяет и углубляет знания учащихся о сохранении здоровья.
-
Урок биологии по теме "Пресмыкающиеся, их многообразие и значение". 7-й класс 2007
Предлагается конспект урока по теме "Пресмыкающиеся, их многообразие и значение" с применением компьютерной презентации. Урок проводится как обобщающий после изучения темы "Класс пресмыкающихся" с целью систематизации знаний по данной теме; проверке уровня сформированности знаний; расширения знаний о представителях класса, а также знакомства с представителями местной фауны; выяснения значения их в природе и жизни человека.
-
Обобщающий урок по теме "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых" 2007
Урок, представленный в форме конференции, помогает обобщить знания учащихся о многообразии насекомых, их роли в природе и хозяйственной деятельности человека. Ролевая игра способствует повышению интереса к предмету "Биология".