Цели:
- продолжить формирование экологического сознания;
- систематизировать и углубить знания по рациональному природопользованию;
- сформировать знания о природных ресурсах Орловской области.
Оборудование:
- географические атласы “Орловская область”;
- емкости с Орловской минеральной водой;
- маршрутные листы.
Накануне учащиеся получили задания подготовить материал о природных ресурсах Орловской области.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
- Сегодняшнее занятие открывает курс, посвященный экологии Орловской области. Как вы думаете, почему мы начинаем рассматривать этот вопрос именно с изучения природных ресурсов?
- Природные ресурсы – важнейшие компоненты окружающей среды. Они определяют саму возможность существования человечества, используются для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
- Определяют стратегическое значение государства, области или просто города.
Заполните таблицу: (у доски, в маршрутных листах)
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ |
||
НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ |
ИСЧЕРПАЕМЫЕ |
|
возобновляемые |
невозобновляемые |
|
Солнечная энергия, |
растительный и животный мир, плодородие почв, пресные воды |
полезные ископаемые |
1. Географическое положение:
- Очертания области напоминают форму кленового листа, поэтому так и срываются с уст стихи:
Пойдем в мой край,
В поля, луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
- Давайте выясним географическое положение и климатические особенности области и попытаемся установить их влияние на формирование природных ресурсов.
Сообщение учащихся (приложение 1)
- Территория области не велика, но она располагает значительными природными ресурсами. Настала пора выяснить, какими?
2. Выступление ученика (приложение 2).
Полезные ископаемые |
|
Рудные | Нерудные |
железные руды железистые кварциты | мел, известняки, керамзитное сырье, трепел, цеолиты, торф |
3. “Ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире” - Сент-Экзюпери
Выступление ученика (приложение 3)
Водные ресурсы |
|
подземные воды | поверхностные воды |
- водоснабжение - источники минеральной воды |
Ока, Зуша, Сосна |
- Определите по карте существующие водозаборы г.Орла?
4. Почвы
“Если кто … покажет путь легкий и мало издержестый к претворению всякой земли в чернозем, то будет благодетель рода человеческого” А.Н.Радищев.
- По почвенной карте определите, какие типы почв встречаются в области?
- Чем определяется такое многообразие почв? (почвообразованием)
- Каких типов почв больше: (схема в маршрутный лист)
- серые лесные, черноземные, дерново-подзолистые (приложение 7)
5. Поговорим о биологических природных ресурсах: растительный и животный мир.
- Проанализируйте карту растительности и определите в какой растительной зоне расположена область? - Лесостепной.
Выступление ученика (приложение 4, приложение 5, приложение 6).
6. Животный мир.
- Географическое положение области влияет на растительные и животные ресурсы? - Да.
Выступление ученика. Остальные заполняют схему.
II. Закрепление.
Вернемся к схеме “Природные ресурсы”
- Подводя итог, поясните, как географическое положение и рельеф влияют на природные ресурсы нашей области.
-Уточним, какие ресурсы представлены в области, и какие возможности для их использования (кратко).
- Жители области интенсивно потребляют как живые, так и минеральные природные ресурсы. Однако такое использование окружающей среды имеет свои отрицательные последствия. Какие?
III. Подведение итогов, выставление оценок
IV. Задание на дом.
Напишите мини-сочинение “Мои предложения решения задач по рациональному управлению природными ресурсами”.