Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Цели урока:
- углубить знания учащихся о биологическом значении полового диморфизма у человека;
- познакомить с сущностью понятия «красота», дать представление о критериях красоты в разные исторические эпохи;
- показать целесообразность красоты в жизни человека, её особенности у мужчин и женщин.
Зрительный ряд:
- презентация урока;
- репродукции картин;
- видеофильм о половом диморфизме у птиц.
Литературный ряд:
- И.Ефремов. Лезвие бритвы
- Р. Брэдбери. Улыбка
Учитель литературы. (Слайд № 1)
Весна 1848 года в Париже как всегда была прекрасна: обрамлённые зелёной листвой улицы сияли на солнце, элегантные женщины, сняв зимние одежды, выглядели привлекательно, мужчины с интересом посматривали в их сторону, дети резвились в ожидании ласкового лета.
Изнурённый смертельной болезнью, преодолевая слабость, по этим улицам шёл человек. Генрих Гейне. Он шёл к Лувру, в сокровищницу искусства. Придя в музей, поэт долго стоял перед статуей Венеры Милосской. Это было его прощание с жизнью, потому что расстаться с ней – для него означало навсегда расстаться с красотой.
Тайна красоты тревожила человечество всегда. Шумеры считали красивым полезное, египтяне утверждали, что прекрасное есть жизнь. В античном мире появилось более конкретное определение: «Прекрасная девушка есть что-то прекрасное». В ХХ веке, восторгаясь красотой женщины, Б.Пастернак приравняет красоту к вечной загадке:
Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
2. Учитель биологии. Беседа с учащимися:
- Каково ваше представление о красоте?
- Красота – это понятие объективное или субъективное? (Существует ли она в природе или лишь в сознании человека?)
- Какие критерии существуют у человека для определения красоты?
3. Учитель литературы. Определение красоты. (Слайды №2, №3, №4)
Красота – это гармония случая и добра.
Симона Вейль
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Генрих Гейне
Красота – это свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывает чувство удовольствия и наслаждения.
Философский словарь
Вопрос учащимся:
- Как бы вы объяснили смысл данных определений?
4. Учитель биологии. (Слайд №5)
Красота – это понятие, скорее, философское, сложное для понимания и определения. Каждый из нас умеет видеть красивое вокруг себя, но с трудом может эту красоту передать в словах. Говоря о красоте применительно к человеку, попробуйте создать портрет красивого человека, используя предложенные вам термины.
Гордая осанка, весёлый взгляд, стройные ноги, крутые бёдра, сильное тело, длинные волосы, короткие волосы, волнистые волосы, густые брови, глубоко посаженные глаза, большие глаза, миндалевидный разрез глаз, маленький нос, полные губы, узкие губы, широкие скулы, смуглая кожа, светлая кожа, мощная мускулатура, редкие волосы, густые волосы.
5. Учитель литературы.
Как видите, портреты у каждого из вас совершенно разные.
- А как же менялись взгляды на красоту человека в различные исторические эпохи?
6. Галерея красоты. Сообщения учащихся. (Слайды № 6 – 17)
-- (Слайд № 6) В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Статуэтки женщин шутя называют «палеолитическими Венерами». Они примитивны и монументальны одновременно. В них нет проблеска духовности, у них нет лица.
-- (Слайд № 7) Древние инки ценили женское косоглазие. Девочке у виска на уровне глаз подвешивали специальные шарики. Древние египтянки, похожие на спортивных мальчиков, с малахитовой пудрой на лице и изумрудными бровями – самые красивые женщины. Чёрной подводкой для глаз пользовались и мужчины, и женщины.
-- (Слайд № 8) Нефертити с длинной стройной шеей, вытянутыми миндалевидными глазами, приподнятым лицом – это рафинированное изящество. Клеопатра – автор трактата «О лекарствах для лица». Записные красавицы капали в глаза белладонну для расширения зрачков и блеска глаз, подводили глаза зеленью из углекислой меди, а синей краской рисовали вены на шее и висках, стриглись налысо и надевали парики из овечьей шерсти. Египтянки уже знали, что такое восковая эпиляция. Светлая жёлтая кожа – это идеал женщины.
-- (Слайд № 9 - 11)
Венера Милосская, рост 164см, окружность груди – 86 см, окружность талии –
69 см, окружность бёдер – 93 см.
Леохар. Аполлон Бельведерский
Микеланджело. Давид
«Нет ничего прекраснее, чем человек», - говорил Софокл. Греки не боялись обнажать тело, потому что они его создавали.
-- (Слайд № 12)
Китагава Утамаро. Из серии «Прекраснейшие женщины современности».
В древнем Китае и Японии каноном женской красоты было фарфоровое лицо. Здесь красота и ритуал – понятия нерасторжимые. Толстый слой рисовой пудры и стопа «цзилань» («золотой лотос») размером в 10 см – признаки самой привлекательной женщины.
--(Слайд № 13)
-- Каноны красоты раннего Возрождения – бледный цвет лица, длинные белокурые волосы, лебединая шея и высокий чистый лоб. Для удлинения лица женщины выбривали лоб и выщипывали брови, для удлинения шеи – брили затылки.
-- (Слайды № 14 -15)
Рембрандт. Вирсавия Рембрандт. Даная
В эпоху Высокого Возрождения в моду входит золотисто-рыжий цвет волос, пышные формы, бёдра, шея и плечи.
С ХУ века появляются трактаты, посвящённые женской красоте. Монах ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О женской красоте» писал: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или мёду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна… Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость»
-- Иностранцы, приезжавшие в Россию ХVI – ХVII в.в., отмечали, что русские девушки были бы хорошенькими, если бы себя не уродовали. Зубы красотки чернили, ресницы белили, щёки натирали свёклой. Для белизны кожи пили уксус и ели мел. Чтобы придать глазам раскосость, головным убором стягивали кожу лица, а мочки ушей специально вытягивали.
-- Во Франции XVII – XVIII в.в. в моде миниатюрные дамы с изящными ручками и ножками и причёсками в виде клумбы или корзины фруктов. Зато не в моде гигиена. Мария Антуанетта имела серебряную ванну, но её приносили в королевские покои лишь несколько раз в году. Чтобы заглушить запахи, придворные пудрились и пользовались духами, а ещё носили на груди на шёлковой ленте блошиные ловушки из слоновой кости или золота. «Золотой век» вшей и блох длился до конца XVIII века.
-- (Слайды № 16, 18)
Энгр. Большая купальщица
Ренуар. Обнажённая
В XIX веке наблюдается увлечение древней Грецией: платья с поясом под грудью, причёски «по-гречески», обнажается человеческое тело.
-- (Слайд № 17)
Тициан. Портрет Элеоноры Гонзага дела Ровре
Позднее начинается царство кринолинов и корсетов. Самый ужасный утягивал и талию, и бёдра и весил несколько килограммов. Игра в волан или конная прогулка иногда заканчивалась для дам, утягивавших талию до 55 см, летальным исходом.
-- ХХ век. Благодаря Коко Шанель барышни надели брюки и пиджаки. В моде – узкие бёдра и длинные ноги. В середине века идеал – Мэрилин Монро, главное - быть блондинкой с пышными формами.
-- В 60-70 г.г. мир завоёвывает мини и акцент переносится на стройные ноги. В конце века в почёте силикон и пластические операции.
-- (Слайд № 19)
В XXI веке в моде европейские лица, загорелая кожа, экзотические татуировки. Темнокожие выпрямляют волосы, китаянки и японки меняют разрез глаз. Футурологи считают, что у Запада истощается демографический потенциал и эталон красоты может повернуться в сторону Возрождения. Культ здоровья и фитнеса это подтверждает. Но о вкусах по-прежнему не спорят: женщины племён Бирмы удлиняют шею кольцами (до 50 см) Эфиопские племена сурма и музи вживляют глиняные диски в губы; чем больше женщина «раскатает» губу, тем больше скота дадут её семье при вступлении в брак.
Модницы острова Борнео вытягивают уши до плеч, подвешивая гири до 3 килограммов. На границе Судана и Уганды в племени карамоджонгов в почёте особые фигурные наросты на теле: кожа лица и тела надрезается железными крючьями. На Соломоновых островах дядя невесты выбивает ей верхние резцы с помощью камня и заострённой палки. Племена индейцев типо в Бразилии сдавливают лица девочек деревянными палками. Женщины племени туарегов в Сахаре должны иметь складки на боках, животе, хотя бы 12 складок при наклоне вперёд, лицо должно у них лосниться. Девушек специально держат в отдельных палатках без движения и поят верблюжьим молоком. На берегу острова Сантани в Индонезии считаются необычайно привлекательными небольшие физические дефекты: искривлённая рука или отсутствие ступни.
В Папуа – Новой Гвинее красавицами считаются женщины с обвислой полупустой грудью на уровне пупка. Матери постоянно тянут своих дочерей за грудь для достижения нужного эффекта.
6. Учитель литературы. (Слайд № 20)
Вернёмся к определению красоты.
- Можно ли найти такое определение, которое бы соответствовало канонам любой исторической эпохи?
Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, всякой вещи, всяком организме.
7. Учитель биологии.
-- Что понимается под гармоничностью человеческого тела?
8. Гармоничность как основной критерий красоты. Формулы гармоничного телосложения. (Слайды № 21-22)
Формулы гармоничности телосложения.
Окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья, в 2 раза меньше окружности талии
Окружность голени = окружности шеи (у девочек)
Окружность голени = окружности напряжённого бицепса (у мальчиков)
Пргк = окружности гр. клетки : рост (см)
(пргк – показатель развития грудной клетки)
Пргк меньше 50 – слабое развитие грудной клетки
Пргк = 50 – 55 - среднее развитие грудной клетки
Пргк больше 55 – отличное развитие грудной клетки
Окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени.
Учитель литературы.
Работа с текстом из романа И. Ефремова «Лезвие бритвы»:
а) вставить в текст пропущенные слова;
б) сформулировать выводы, ответив на вопрос
- Что служит критерием красоты человека?
Блестящая … и плотная кожа, … волосы, ясные чистые глаза, … губы – это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о …. Красивая, … осанка, …плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – это признаки …Большие и широко расставленные глаза красивы, так как … Чем больше глаза, тем …, тем лучше зрение. Чем …, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивые ровные, плотно посаженные зубы, прогнуты правильной дугой, потому что …. Красивы длинные ресницы, так как они лучше …. Нам кажутся они изящнее, если …, в этом случае они не смыкаются и не смерзаются. Красивы густые и не очень широкие брови, потому что они …. Женщина имеет более развитый …. Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребёнка. Резервная пища служит одновременно … для развивающегося ребёнка. Длинная гибкая шея прибавляет к красоте женщины, так как по своей древней природе женщина – …. Более …шея мужчины обеспечивает прочную поддержку головы в бою или во время ношения тяжестей.
Правильный ответ.
Блестящая гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные чистые глаза, яркие губы – это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о хорошем обмене веществ. Красивая, прямая осанка, распрямлённые плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – это признаки активности, энергии, хорошо тренированного тела. Большие и широко расставленные глаза красивы, так как состояние глаз говорит о точности гормональной регулировки организма. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивые ровные, плотно посаженные зубы, прогнуты правильной дугой, потому что такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании твёрдой растительной пищи или сырого мяса. Красивы длинные ресницы, так как они лучше защищают глаза. Нам кажутся они изящнее, если прогнуты кверху, в этом случае они не смыкаются и не смерзаются. Красивы густые и не очень широкие брови, потому что они отводят в сторону пот, стекающий со лба. Однако при густоте они не должны быть чересчур широкими. Чтобы в них не скапливалась грязь, не задерживались паразиты. Женщина имеет более развитый жировой слой. Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребёнка. Резервная пища служит одновременно тепловой и противоударной изоляцией для развивающегося ребёнка. Длинная гибкая шея прибавляет к красоте женщины, так как по своей древней природе женщина – страж. Более прочная и толстая шея мужчины обеспечивает прочную поддержку головы в бою или во время ношения тяжестей.
Выводы:
--Критерием красоты можно считать целесообразность.
-- Критерии красоты у мужчин и женщин разные.
9.Учитель биологии. (Слайд № 23)
10.
- Почему критерии красоты мужчин и женщин различны?
- Как называется явление различия особей мужского и женского пола по внешнему виду?
- В чём причины полового диморфизма?
- В чём значение полового диморфизма?
11. Фрагмент видеофильма о половом диморфизме у птиц.
12. Учитель биологии. (Слайды № 24-25)
Примеры полового диморфизма у человека:
-- У женщин более развитый жировой слой – запас пищи для развивающегося ребёнка, тепловая и противоударная изоляция для детёныша.
-- У женщин стройная длинная шея даёт большую гибкость, быстроту движения головы, т.к. женщина по природе – страж.
--У мужчин шея средней длины и достаточно толстая для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжести.
--У женщин широкие бёдра облегчают деторождение. Вертикальная походка человека требует максимального сближения головок бедренных костей – этим облегчается бег, равновесие и облегчается выносливая ходьба. Но человек рождается с огромной круглой головой, и процесс рождения требует широкого таза с раздвинутыми бедренными суставами. Разрешением этого противоречия частично явились роднички – незаросшие области на темени ребёнка. В момент прохождения через отверстие таза кости свода черепа ребёнка заходят одна за другую, череп сдавливается, и голова приобретает характерную удлинённую форму, впоследствии исправляющуюся. При этом сроки внутриутробного развития сокращены. Человеческий детёныш рождается не полностью сформированным, беспомощным и требует продолжительного вскармливания материнским молоком и заботы. Если сравнить человека с другими млекопитающими, то срок его внутриутробного развития должен составлять примерно 22 месяца.
Женщины с узкими бёдрами чаще гибнут при родах, рождают детей менее жизнеспособных.
-- У женщин тонкая гибкая талия – анатомическая компенсация широких бёдер для подвижности и гибкости всего тела.
-- У мужчин для того, чтобы носить тяжести, поднимать их, быть выносливым, на передней поверхности тела, между рёбрами и тазом, должна быть толстая и крепкая мышечная стенка. Не меньшей мощности должны быть косые брюшные мышцы. В этом месте мужчина становится шире, чем в бёдрах. Зато приобретает дополнительную мощь.
-- У женщин длинные волосы закреплялись в нашем чувстве прекрасного тогда, когда люди ещё не знали одежды. Возможность прикрыть себя и детёныша была очень выгодной.
Итак, подводя итог, можем сказать, красота человеческого тела определяется гармоничностью и целесообразностью.
- Достаточно ли этого, чтобы считать человека красивым?
13. Учитель литературы.
Страницы истории отражали разные человеческие идеалы. Но все понимают: безобразное любить нельзя, безобразное любить безнравственно. Поэт Востока Физули написал:
Великие открыли мудрецы:
Любовь и красота – суть близнецы.
Нет красоты – любовь немного стоит,
Лишь в красоте она себя раскроет…
Коль нет любви – не ценят красоты.
Есть красота без красивости. Это Квазимодо Виктора Гюго. Есть красивость без красоты. Это Жорж Дюруа из «Милого друга» Мопассана. Внешнее безобразие одного сочетается с красотой духа. Внешняя привлекательность другого уживается с нравственным уродством.
Беседа по тексту Р. Брэдбери. Улыбка.
--Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду человек из очереди?
--Что такое «праздники» современной цивилизации?
--Дайте характеристику Тому, испытавшему потрясение при встрече с произведением искусства.
--Зачем нужно сохранять культурное наследие прошлого?
--Приведите примеры великих культурных ценностей.