При проведении урока по данной теме использовалась технология проекта.
Урок целесообразно проводить в два этапа: на первом класс делится на группы, определяются проблемы по теме урока, проходит сбор материала и его первичная обработка, на втором обсуждение материалов, полученных результатов и подведение итогов.
Каждая группа учащихся в процессе работы должна быть нацелена на решение определенных проблем. В данном случае таковыми являются:
- теоретические аспекты загрязнения планеты Земля;
- уменьшение воздействия свалок на окружающую среду;
- исследование данной проблемы в своем микрорайоне;
- решение проблемы загрязнения окружающей среды.
Тип урока: защита проекта.
Цель проекта: Формирование экоцентрического экологического сознания личности учащихся.
Задачи:
- обеспечить осмысление школьниками сущности экологических проблем;
- формировать способы работы с информацией (контент-анализ информационных источников, приемы обобщения и др.);
- развивать самооценку, обеспечить воспитание в духе нравственно-экологического императива.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеофильм по экологии “Жить или не жить”, плакаты для защиты исследовательской части проекта, визитки, установленные на столах и сообщающие тему над которой работала данная группа, сигнальные карточки зеленого и красного цветов.
Учитель: Здравствуйте! Уважаемые гости, сегодня мы с вами присутствуем на презентации проекта “Свалка по имени Земля”. Это заключительный этап, работы старшеклассников над одной из проблем антропогенного воздействия и сейчас я передаю слово ведущему проекта.
Ведущий: История планеты Земля и история человечества по продолжительности несопоставимы. Если ускорить историю планеты в 5 миллиардов раз и принять время ее жизни за 1 год, то человек родился 31 декабря в 16 часов, сельским хозяйством начал заниматься в 23 часа 58 минут, а весь период научно-технической революции, когда его влияние на природу стало особенно пагубным, составил всего 2 секунды. Но эти секунды истории планеты — трагические.
Проблема загрязнения планеты комплексная, поэтому было сформировано несколько экспертных групп, которые работали над составляющими этой проблемы. Первая группа экспертов познакомит нас с теоретическими аспектами загрязнения окружающей среды. Сейчас я предлагаю заслушать результаты их исследований.
1 группа, 1 уч-ся: В наше время резко обозначился конфликт основных частей социоприродной экосистемы – общества и природы. Совершенно очевидно, что инициатором этого конфликта является не природа. Что же общество делает не так, в чем конкретно выражается его неправильное отношение к природе?
Кинофрагмент (5 мин).
В экологии понятие “загрязнение” имеет более широкое значение, чем в быту. Загрязнителями считают не только твердые, жидкие и газообразные вещества, но и электромагнитное излучение, тепло, шум. (Работа со схемой. Приложение 1)
Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть – 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выбрасываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации и это именно та проблема, в решении которой мы можем принять самое непосредственное участие.
2 учащийся. На территории Московского региона проживает около 17 млн. человек, что составляет 7 часть населения России. Ежегодно в регионе образуется около б млн. тонн твердых бытовых и 19 млн тонн промышленных и сельскохозяйственных отходов. Площадь отчуждения под свалки уже сегодня составляет 0,2 % территории области.
Настоящим бичом для Московской области стали несанкционированные свалки. Количество таких свалок практически не поддается учету.
Проведем анализ воздействия отходов на компоненты окружающей среды. Свалка загрязняет почвы, поверхностные водоемы, грунтовые и подземные воды, угнетает растительность и организмы, обитающие в почвенном горизонте и в водоемах (Приложение № 2). Вокруг свалок зачастую распространяются неприятные запахи, они уродуют эстетический вид ландшафта. Атмосферные осадки, фильтруясь через отходы, могут значительно изменять геохимические параметры, становясь агрессивными к горным породам, подстилающим тело свалки.
В таблице (Приложение 3) дана краткая характеристика возможного воздействия стихийной свалки на компоненты окружающей среды. Отсюда видно, что стихийные свалки оказывают прямое и опосредованное воздействие на все компоненты окружающей среды человека, как природные, так и антропогенные.
Ведущий: Большое спасибо 1 группе экспертов за подробную информацию. Выяснив, какие негативные последствия вызывают свалки, попытаемся ответить на вопрос: может ли человек уменьшить воздействие свалок на окружающую среду. Этой проблемой занималась 2 группа экспертов. Вам слово ребята.
1 уч-ся 2 группы. Во всех странах состав твердых бытовых отходов (ТБО) довольно близкий, его главные составляющие — бумага, стекло, органические остатки, пластмассы, ткани и металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины ).
В целом переработка каждой из фракций ТБО проблемы не составляет, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин — крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.
1. Захоронение.
Это самый антиэкологичный вариант. Воздействие свалки на окружающую среду мы уже рассмотрели. Если используется современный полигон для хранения ТБО (это “ванна” с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют — их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу все-таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигаюших заводах (МСЗ удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час.) Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят МСЗ и постепенно закрывают имеющиеся.
3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции, но после этого мусоро-перерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно. На вторичное сырье — бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы всегда есть спрос.
2 уч-ся 2 гр. Кардинальным выходом из положения является пересмотр всего производства в целях уменьшения количества отходов. Необходимо повысить эффективность использования материалов: она может быть увеличена в 10 раз и, стало быть, в 10 раз снижено количество потенциальных отходов.
Чтобы существенно изменить ситуацию с накоплением ТБО, нужно превратить их в “хорошие”.
В целом в развитых странах отмечается бесспорный прогресс в этой области. В США с 1990 по 2000 г. уровень вторичного использования ТБО возрос с 8 до 32%. В Канаде 50%-ный уровень переработки ТБО объявлен национальной задачей. 50%-ную отметку преодолело большинство немецких земель и итальянская провинция Милан. Швейцария достигла уровня 53%. Наряду с сортировкой мусора населением, внедряются промышленные линии переработки ТБО с электронными системами распознавания.
Важную роль для переработки ТБО играют экономические стимулы, которые действуют эффективнее, чем социальный фактор, отражающий уровень экологической культуры и осознание населением важности сбора сортированных отходов. Так, например, в Австралии организована раздача комплектов мешков с бирками и проводятся еженедельные розыгрыши призов за участие в сборе раздельных отходов. Мешок победителя проверяется, и если отходы в нем должным образом сортированы, он получает крупный приз экологичный автомобиль или путевку на отдых на Карибское море. В некоторых городах Бразилии жители получают плату за сортированные отходы, доставленные ими в местный пункт сбора.
Для улучшения ситуации необходимо внедрить принцип многократного использования товаров, завершающееся их переработкой.
При этом снижается использование ресурсов, затрачиваемых на единицу продукции, покупка во многих случаях заменяется арендой (прокат автомобилей), индивидуальное потребление – совместным использованием (коллективные прачечные), развивается сеть местных мастерских, где оперативно ремонтируется бытовая техника, и т.д.
При общем прогрессе решения проблемы ТБО в странах Европы отстающей считается Великобритания, в которой перерабатывается только 10% отходов.
Что же тогда говорить о России!
Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2%, т.к. сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых потому что значительная часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание более просто организованных контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок.
Да, полностью избавиться от отходов невозможно, какую-то их часть придется захоранивать. Тем не менее, человечество может резко снизить количество отходов, оказывающих пагубное влияние на окружающую среду.
Ведущий: Безусловно, в своем выступлении ребята затронули очень злободневную для нашего села тему. “Стихийные” свалки. Они растут как грибы после дождя. О том, как обстоят дела в нашей местности и как население относится к проблеме стихийных свалок нам расскажет третья группа учащихся.
1 уч-ся 3 гр. В осуществлении этой части проекта большую помощь нам оказали учащиеся 6 классов, за что мы им очень благодарны. Ребята провели анкетирование жителей улиц с. Ашиткова, примыкающих непосредственно к лесному массиву. Поводом для этого послужило летнее обследование территории школьного лесничества на предмет возникновения стихийных свалок.
Уже много лет мы почти безрезультатно боремся с этими свалками, собирая мусор, вывозя и закапывая его (фото). Выяснить причины такого положения мы решили при помощи опроса местного населения, и попытаться найти выход из сложившейся ситуации.
Посмотрим, какие результаты были получены после обработки нами опросных листов.
Всего в опросе приняло участие 89 человек, жителей улиц Зеленая, 40 лет Победы, Лесная.
Работа по диаграммам, составленным по анкетам (Приложение 4).
В числе самых действенных мер по наведению порядка жители села видят увеличение числа мусорных контейнеров на улицах села (39%) и взымание штрафов с людей, засоряющих окружающую среду(20%). О необходимости агитационной работы говорят 13% опрошенных, о проведении субботников – 16%.
Выявив проблему загрязнения окружающей среды и отсутствия культуры у определенной части населения, мы предлагаем следующие пути ее решения.
1. Провести беседы в младших классах школы.
2. Изготовить и распространить среди местного населения листовки экологического содержания.
3. Совместно с работниками Виноградовского лесхоза изготовить и установить в лесу аншлаги.
4. 22 апреля в День Земли принять участие в субботнике по уборке территории и привлечь к этой акции местное население.
5. Привлечь внимание должностных лиц к существующей проблеме.
Ведущий: Сделан первый шаг, впереди большая, целенаправленная и интересная работа по реализации задуманного.
Конечно, каждый из нас в ответе за свои поступки и начинать нужно с себя.
Давайте представим себе такую ситуацию. На вашей даче, которая расположена в с. Ашитково за год накопился крупный бытовой мусор. Вы собрали его в мешки и повезли на местный полигон по захоронению отходов на своей машине. При въезде на свалку стоит шлагбаум и дежурит сторож, который не разрешает вам выбросить мусор на свалку, пока вы не оплатите в г. Воскресенске эту услугу. На столах у вас лежат карточки двух цветов.Проголосуйте зеленой карточкой, если вы последуете заведенным правилам, и красной – если постараетесь избавиться от мусора, выбросив его где-нибудь по дороге. (Подсчет голосов ведет счетная группа).
И все же решать проблему отходов необходимо в глобальном масштабе. Что может сделать человек разумный в сложившейся ситуации.
4 группа
Вспомним сколько прекрасного создано человеком на Земле, сколько созвучного, соразмерного природе. Значит и сегодня он может, он обязан вернуться к согласию с ней. Найти путь от пропасти, единственно верный путь! Не назад! Дороги в прошлое нет. Человек не может отказаться от благ, заработанных его творчеством и трудом. Но он не может идти в безрассудное никуда по останкам живого. Человек разумный должен выбрать новую модель эволюции, новую стратегию, стратегию устойчивого развития.
У истоков этой стратегии стоял великий ученый и гражданин России Владимир Иванович Вернадский. Он говорил о непреодолимой силе разума. Это она вывела человека из первобытного состояния, она поставила его вровень cо стихийными силами природы, и она же когда-нибудь, окутает нашу Землю облаком мыслей, сферой разума, ноосферой. Это будет царство гармонии человеческой личности, общества и природы. На этом пути у России своя особая роль.
Мы, россияне, сделали не меньше других для наступления катастрофы. Мы больны всеми бедами человечества, но у нас есть одно из самых больших богатств в мире! Половина нашей страны -нетронутая природа, зеленые легкие планеты, резервуары чистой воды – это золотой экологический фонд Земли. Это надежда биосферы, ее последний рубеж.
Нас всего 150 млн. Чтобы нормально жить, нам не нужно столько пашни, столько шахт, столько нефтяных скважин. Для блага всего человечества мы должны сохранить и расширить нетронутую Россию. Мы должны по крупицам отдать свой долг природе.
Кинофрагмент.
Над человечеством нависла страшная угроза – угроза экологической катастрофы. Эта катастрофа может произойти не в результате каких-то чрезвычайных ситуаций , а потому что человечество избрало ошибочный путь развития, при котором уничтожается природная среда. Сейчас Россия занята поиском национальной цели, поиском идеи, которая могла бы объединить всех в нашей стране для решения позитивных задач.
Я уверен, что самая подходящая идея, идея природоохранная. Наш народ может сохранить то бесценное экологическое богатство, которое у нас есть на благо всего человечества, на благо самому себе. И именно это вполне может стать нашей самой важной национальной задачей.
И только с помощью экологии можно дописать сценарий счастливого конца этой истории и указать человечеству путь к обществу устойчивого развития, в котором природопользование рационально: ресурсы не истощаются, среда не загрязняется и процветание нынешнего поколения не лишает потомков возможности нормальной жизни.
Ведущий: Спасибо за ваше выступление. Подведем итоги голосования. (Если результаты оказываются неутешительными, вопрос к залу: что делать в сложившейся ситуации? Ответ: Принимать решения на благо людей, например выдать сторожу квитанции и пусть он принимает плату на месте. .Если результаты положительные, то можно сделать вывод о том, что определенные сдвиги к лучшему в сознании людей уже произошли, а значит есть надежда на благополучное будущее планеты.)
Вопросы в зал: Какие пути выхода из сложившейся ситуации предложите вы? Мнения детей.
Учитель: Я благодарю учащихся 11-го класса за работу над проектом, за проявленную инициативу. Я уверена что знания, полученные вами в ходе подготовки к уроку, позволят вам в дальнейшем принимать экологически грамотные решения, независимо от вашей будущей профессии.
Следующий урок итоговый по теме “Экология”. Повторите пожалуйста изученный материал по данной теме.