УЭ0- интегрирующие цели.
1. Систематизировать и закрепить знания о
строении и функциях глаза и его частей, их
взаимосвязи.
2. Дать понятие о формировании зрительного
восприятия, о причинах глазных инфекций и их
предупреждении, травмах глаза, их профилактике и
первой помощи; разъяснить причины
дальнозоркости, близорукости и косоглазия,
раскрыть роль гигиены зрения в их
предупреждении; выяснить причины возникновения
катаракты и бельма и способах их лечения.
3. Продолжить формирование умения работать по
принципу доверия и относительно мягкого
контроля.
УЭ1 - входной контроль.
Цель. Систематизировать и закрепить знания учащихся по вопросу: «Строение и функции глаза и его частей».
Задание. Выберите правильные ответы (варианты ответов приведены после всех заданий).
В-1 | В-2 | ||
1. Дополните схему: |
|||
ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР | ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА | ||
3 --> | ? | --> 1 | СВЕТ --> (11 --> ? --> 12) |
(периферическое | (проводниковое | (центральное | |
звено) | звено) | звено) |
Ответьте на вопросы:
2.Преломляет лучи - | 2.Меняет свою форму (кривизну) - |
3.Отверстие в радужной оболочке - | 3.Оболочка, определяющая цвет глаз - |
4.Оболочка, состоящая из зрительных рецепторов - | 4.Место (оболочка, слой) образования изображения предмета - |
5.Рецепторы цветного зрения - | 5.Проводит возбуждение в кору мозга - |
Варианты ответов: 1 - затылочная зона коры; 2 - зрительный нерв; 3 - сетчатка; 4 - радужная оболочка; 5 - хрусталик; 6 - зрачок; 7 - белочная оболочка; 8 - сосудистая оболочка; 9 - палочки; 10 - колбочки, 11- роговица, 12 - стекловидное тело.
Критерии оценки: «5»-без ошибок, «4»- одна ошибка, «3»- две ошибки.
УЭ2
Цель. Проанализировать механизм формирования зрительного восприятия.
Задание.
1. Просмотреть видеофрагмент о роли мозга в формировании зрительного восприятия.
2. Прочитать текст «Зрительные функции», выяснить этапы формирования зрительных функций в разные периоды жизни человека.
Зрительные функции.
Зрительные функции человека - это светоощущение, периферическое и центральное зрение, цветоощущение и бинокулярное зрение. Рождается ребенок с наличием светоощущения. Далее развивается центральное и цветное, потом периферическое и позже всего бинокулярное зрение.
Родители должны удостовериться, есть ли зрение (светоощущение) у новорожденного. Это проверить просто, если зрачки расширяются в затемненных условиях и сужаются при свете, то ребенок видит. Если нет реакции, нет и зрения. В последующие недели о наличии и величине зрения можно судить по кратковременным движениям глаз за перемещением игрушки. Далее зрительная способность определяется по устойчивости фиксации взгляда на неподвижных и подвижных предметах, по узнаванию матери, отца на значительном расстоянии от глаз. К полугодию жизни ребенок активно реагирует на знакомые окружающие предметы. Чем больше дневного света, тем больше ребенок играет с оранжевыми, красными, зелеными, желтыми, синими игрушками, тем больше возможностей к развитию и высокой остроты, и хорошего цветового зрения.
Острота зрения развивается сравнительно быстро, и к полугоду жизни ребенок уже может неплохо ориентироваться в окружающей обстановке. В возрасте 1 года зрение приближается к зрению взрослых. Острота зрения в 2-3 года бывает в среднем 0,6, в 4-6 лет около 0,8, а к моменту поступления в школу и позже оно достигает 1,0. У 15-25% детей, а затем и взрослых острота зрения может превышать единицу и быть 1,5-2,0.
Чрезвычайно важной зрительной функцией, без которой человек практически беспомощен, является так называемое периферическое зрение, или поле зрения. О границах его можно судить по тому, как много человек видит предметов справа или слева от себя в то время, когда взгляд устремлен только вперед. Чем хуже периферическое зрение, тем труднее и неувереннее передвижение ребенка. В тех случаях, когда поле зрения сужено, резко нарушается поведение ребенка в сумерки: по существу он ведет себя как слепой. Периферическое зрение и приспособление к зрению в темноте могут резко ухудшаться при авитаминозе А. Если после ликвидации авитаминоза А состояние зрения не меняется, значит, это не авитаминоз А, а серьезное заболевание глаз или мозга.
Важную роль в восприятии окружающего мира играет цветовое зрение. Оно развивается одновременно с совершенствованием остроты зрения, так как и острота зрения, и цветовое зрение являются результатом действия колбочек – фотоактивных элементов, расположенных в центре сетчатки. Принято считать, что колбочки очень чувствительны к оранжевому, красному, зеленому и желтому цветам. Для хорошего развития цветового зрения необходимо с самого раннего возраста давать игрушки именно этих ярких цветов. Следует запомнить, что гирлянды цветных шариков должны быть в коляске на расстоянии 30-50см от глаз ребенка и располагаться так, чтобы в центре были оранжевые и зеленые цвета, а к периферии-красные, желтые, голубые, синие, фиолетовые.
Необходимо знать, что примерно 8-10 % мальчиков и 0,5% девочек рождаются с пониженными способностями к цветовому зрению (дальтонизм), но его можно развить за счет игр игрушками не только различного цвета, но и особенно различной их яркости.
Дети с нарушением цветовосприятия должны иметь раннюю профессиональную ориентацию, т. е. их нужно готовить к работе, не связанной с необходимостью иметь хорошее цветовое зрение. Им, в частности, противопоказана работа на любом виде транспорта.
Огромное значение для человека имеют зрение бинокулярное (способность видеть двумя глазами одновременно) и его высшее проявление - стереоскопическое (объемное).
Изображения от каждого глаза в головном мозге сливаются в единый образ. Если способности и возможности глаз различны, если разница в остроте зрения одного и другого глаза превышает 50-60%, то в головном мозге воспринимается изображение предмета только от лучшего глаза, а второй (худший) глаз имеет значение только для периферического зрения. Поэтому хуже видящий глаз может периодически выключаться из совместной деятельности и тогда возникает вначале непостоянное, а затем стойкое косоглазие.
При хорошем равноценном состоянии обоих глаз бинокулярное зрение формируется у ребенка к 2 годам, но совершенствуется до 10-12 лет. Благодаря наличию бинокулярного зрения человек определяет объемность предмета, четко судит о том, какой предмет или его грань, расположен ближе к глазу, а какой - дальше. Наличие бинокулярного зрения можно проверить так: слегка через веки надавить на глаз, т.е. сместить его, и тогда появится двоение. Если не появилось двоение, то бинокулярного зрения нет.
Самоконтроль. Перечислите зрительные функции (записать на листе контроля).
Критерии оценки: + 1 балл, если выписаны все функции и без ошибок.
УЭ3
Цель: Изучить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения в их предупреждении.
Задание:
1. Просмотреть видеофрагмент о дальнозоркости и близорукости.
2. Прочитать текст.
Причины нарушения остроты зрения.
Человек может быть слабовидящим потому, что соотношение между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и передне - задним размером (длиной) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки - желтом пятне. Имеется четыре основных варианта оптических свойств глаза - клинической рефракции.
А.Эмметропия, или нормальная рефракция. Она характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются непосредственно на сетчатке в области желтого пятна. При этом отмечается наибольшая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.
Б. Дальнозоркость (гиперметропия), или слабая рефракция. При ней лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. При этом возможно понижение зрения. Окружающие, отдаленные и особенно близкие, предметы могут быть расплывчатыми, не контрастными.
В. Близорукость (миопия), или сильная рефракция. При ней лучи света фокусируются перед сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а удаленные предметы видны как бы в тумане.
Г. Астигматизм. Эта разновидность рефракции характеризуется сочетанием первых трех (или двух) ее вариантов. Например, по меридианам свет преломляется как у близорукого, а по параллелям как у дальнозоркого, т.е. одни лучи света фокусируются перед сетчаткой, а другие - за ней. Конечно, при таком состоянии будет понижено зрение и вблизь, и вдаль. При этом контуры предметов могут быть видны расплывчатыми и искаженными. Если, например, смотреть на ровную линию, то она в отдельных местах будет казаться искривленной.
В разные периоды жизни рефракция неодинакова. Так, у 95% новорожденных имеется дальнозоркость, у 3,5% - эмметропия и у 1,5 % -близорукость. С возрастом число детей с дальнозоркостью постепенно уменьшается, а с близорукостью возрастает.
Исправить дефекты зрения можно с помощью очков. Близоруким назначают двояковогнутые линзы очков с отрицательными диоптриями, рассеивающие свет. Дальнозорким – двояковыпуклые линзы с положительными диоптриями, усиливающие преломление лучей. Диоптрия – единица измерения преломляющей силы линз. Например, рецепт на очки OD= -5D, OS= -4D означает: линза для правого глаза минус 5 диоптрий, а для левого минус 4 диоптрии, т.е. это очки для близорукого человека.
Самоконтроль: Используя текст, заполните соответствующие графы таблицы № 189 в рабочей тетради.
3. Изучить памятку «Школьнику о профилактике близорукости» (памятка для каждого ученика прилагается и вклеивается в тетрадь).
УЭ4 Цель:
1. Научиться применять полученные знания на практике.
Задание: Провести гимнастику для глаз, используя комплекс упражнений.
Взаимоконтроль. В парах проделать по одному упражнению.
УЭ5 Цель: выяснить причины возникновения косоглазия, катаракты и бельма и их лечение.
Задание:
1. Прочитать о причинах возникновения косоглазия и способах лечения.
Косоглазие. Информация в головной мозг поступает отдельно от каждого глаза и попадает на соответствующие участки зрительной зоны коры больших полушарий. Если преломление в левом и правом глазах неодинаково, а на сетчатке возникает резкое изображение от одного глаза и расплывчатое от другого, то второй глаз отключается, зрачок перемещается в сторону носа или виска. Информация от него идет слабая и не мешает работающему глазу. Без систематических упражнений зрение в косящем глазу падает. Если не лечиться, то этот глаз вообще может утратить способность видеть. Исправить положение позволяют очки. Если они подобраны вовремя, то зрение двумя глазами может восстановиться.
2. Просмотреть видеофрагмент о причинах возникновения катаракты и способах лечения. Занести данные в таблицу № 189.
3. Прослушать сообщение об офтальмологии.
4. Прочитать о причинах возникновения бельма и способах лечения.
Бельмо--помутнение роговицы, ведущее к потере зрения. Причины - травмы глаза. Лечение- операция.
5. Прослушать сообщение о травмах глаза и способах оказания первой помощи.
6. Прослушать сообщение о конъюктивите. Занести данные в таблицу № 189.
Взаимоконтроль.
Критерии оценки: + 1 балл, если таблица № 189 заполнена полностью и без ошибок.
УЭ6-выходной контроль.
Цель: Систематизировать и закрепить знания учащихся.
Задание: Сформулируйте правила гигиены зрения и запишите их на листе контроля.
Контроль. + 1 балл за формулировку каждого правила гигиены зрения.
УЭ7-рефлексия.
Оцените свое отношение к пройденной теме по шкале:
А) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) не понял(а).
УЭ8-резюме.
Если набрали 10 баллов и больше - оценка «5»;
Если набрали 8-9 баллов - оценка «4»;
Если набрали 6-7 баллов - оценка «3»;
Если набрали 5 баллов и менее - оценка «2».
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Лист контроля учени… 8 класса … ……………………….
Дата:
Тема урока: «Зрительное восприятие. Гигиена зрения»
Учебный элемент | УЭ1 |
УЭ2 |
УЭ3 |
УЭ4 |
УЭ5 |
УЭ6 |
УЭ7 |
УЭ8 |
Полученные баллы |
УЭ1 – входной контроль.
2. 3. 4. 5.
УЭ2 Зрительные функции:
УЭ6 Правила гигиены зрения:
Оборудование:
1. Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев.-3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2002.336с.: ил.
2. Колесов Д.В.Биология. Человек.8 класс: Рабочая тетрадь / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. - М.: Дрофа, 2003.-96с.: ил.
3. Видеофрагмент о роли головного мозга в формировании зрительного восприятия.
4. Видеофрагмент о дальнозоркости и близорукости.
5. Компьютер для проверки знаний учащихся, СD – диски «Анатомический атлас», «Уроки биологии. 8 класс. Раздел Человек».