Цели урока:
- Обучающая – дать представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы.
- Развивающая – способствовать развитию умения учащихся давать четкие и краткие ответы, внимательно слушать, выделять главное, делать выводы, сравнивать, наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты своих “открытий – исследований”.
- Воспитательная – прививать навыки практического применения прорастания семян.
Методы – беседа, рассказ, проблемное исследование “Как влияют условия окружающей среды на прорастание семян?”
Организация деятельности учащихся – работа в группах с различными источниками информации, делают записи в тетрадях по выступлениям всех групп, обсуждают проблемные вопросы, делают выводы.
Формы организации учебной деятельности – работа в группах:
1группа “Роль воды в прорастании семян”
2группа “Роль кислорода воздуха в прорастании семян”
3группа “Роль температуры в прорастании семян”
4группа “Исследователи”
Ход урока
Введение в новую тему.
1. Личностная значимость изучаемого “Помогая быстрее прорасти семенам, мы сможем получить хороший урожай культурных растений”.
2. Постановка познавательной задачи и ее решение.
а) создание проблемной ситуации “Какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян?”.
б) выдвижение гипотез учащимися.
- влияние запасных питательных веществ в семени;
- влияние воды на прорастание семян;
- влияние кислорода воздуха на прорастание семян;
- влияние температуры на прорастание семян;
- другие факторы, влияющие на прорастание семян.
3. Решение познавательной задачи.
Рассказ учителя: Основная функция семян – распространение и размножение растений. Но семя –это прежде всего зародыш будущего растения. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Появившееся при прорастании семени молодое растение называют “проростком”. Для того , чтобы семя проросло, зародыш внутри семени должен быть живым. Почему зародыш семени может погибнуть?
Выдвигается гипотеза: от перегрева, переохлаждения, механической обработки, деятельности насекомых, длительного хранения.
а). Обсуждение гипотез учащихся “Что нужно сделать для того, чтобы семя проросло?”
Учащиеся работают в группах. Каждая группа заранее получила задание и с помощью опытов – экспериментов, получив определённый результат, делает вывод о роли определённого фактора окружающей среды в прорастании семян. Использовав источник дополнительной информации, учащиеся каждой группы объясняют с научной точки зрения значение определённого фактора в прорастании семян. Затем делается отчет по плану:
1 группа “Роль воды в прорастании семян”.
Проводится опыт, доказывающий необходимость воды для прорастания семян и делается вывод: Питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, находятся в нерастворимом состоянии. Для того, чтобы перевести их в растворимое состояние, необходимы активные ферменты. Активизация ферментов происходит в результате набухания семян, когда через семявход начинает поступать вода. Под воздействием соответствующих ферментов, крахмал семени распадается на сахар, белки расщепляются до аминокислот, жиры –на жирные кислоты и глицерин. Зародыш начинает использовать растворимые соединения и семя прорастает. Таким образом, семена лучше прорастают во влажной почве.
2 группа “Роль кислорода воздуха в прорастании семян”.
Проводится опыт:
1). В две широкие пробирки положили семена фасоли, в одну пробирку налили воды так, чтобы она закрывала частично семена, а в другую – налили воды до краёв.
2). Поставили пробирки в теплое место.
3). Через шесть дней получили следующий результат: семена частично залитые водой набухли и проросли , а полностью залитые водой – набухли, но не проросли.
Вывод: Семена до верху залитые водой не проросли, так как не имели доступа воздуха.
Сухие семена дышат очень слабо, но как только начинается набухание, интенсивность дыхания возрастает, т. к. при прорастании идут процессы превращения питательных веществ и образование новых клеток зародыша. При дыхании выделяется тепло и семена могут сгореть, т. е. потерять всхожесть. Поэтому нужно хранить семена в сухом и прохладном месте в упаковках, которые пропускают воздух, т. е. экологически чистых. Таким образом, без кислорода, расщепление сложных органических веществ не будет происходить, потому что в растущем зародыше интенсивно идет обмен веществ, и если кислорода не хватает, зародыш семян погибает.
3 группа “Роль температуры в прорастании семян”.
Проводится опыт, доказывающий необходимость определенной температуры для прорастания семян.
Вывод оформляется в виде таблицы:
Растения | Температура 0С | ||
минимальная | оптимальная | максимальная | |
Рожь Пшеница Овес Ячмень Кукуруза Рис Подсолнечник Дыня Тыква |
1 - 2 3 - 3 4 – 5 1 – 2 8 – 10 10 – 12 5 – 10 12 – 15 10 – 15 |
25 25 25 20 32 -35 30 -32 34 33 -35 37 |
30 30 30 28 -30 40 -44 36 -38 40 40 44 |
б). Составление алгоритма решения проблемной ситуации.
Запасные питательные вещества в семени (углеводы, белки, жиры) | Набухание семян. Активизация ферментов. Расщепление запасных питательных веществ, обмен веществ в зародыше Разрыв семенной кожуры. Прорастание семян. |
Условия окружающей среды: кислород, вода, воздух, температура. |
в). Приглашение в научно-исследовательское путешествие.
Цель исследования: “Как помочь семенам поскорее прорасти”
- группа “Исследователи”, рассказывает о новых технологиях, используемых в прорастании семян.
- обьясняют результаты своих исследований-экспериментов:
1. Использование ЭМ-технологии для прорастания семян. Учащиеся дома провели эксперимент с препаратом КЮСЕЙ ЭМ-1, результаты-пробирки с проросшими семенами, сравнивают с контрольным вариантом, результат оформляют в таблицу.
2. Барботирование-опыт с аквариумным компрессом, т. е. обогащение семян кислородом воздуха - учащиеся делают выводы по результатам опыта.
3. Дражирование семян-сообщения учащихся.
4. Применение ультразвука, лазерного излучения для прорастания семян.
ВЫВОДЫ: Холодостойкие растения высаживают рано, теплолюбивые растения- в хорошо прогретую землю. Глубина заделки семян растений зависит от их размеров и от структуры почвы. Более крупные семена необходимо заделывать в почву на большую глубину (4-5см. ), мелкие семена заделывают в почву неглубоко (1-2см).
Задание на дом:
1) творческое задание: сделать поделки из семян, картину.
2) задание для учащихся интересующихся биологией: провести опыт доказывающий необходимость наличия питательных веществ, содержащихся в семядолях или эндосперме, для полноценного развития проростка.
Подведение итога урока, выставление оценок, рефлексия.