Литература
-
Урок – час Памяти "Он пал за мир..." (по повести Г.Я.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние") 2024
Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по повести Г.Я.Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние»; углубить знания о войне, посмотреть на войну через произведения литературы.
-
Использование коучинг-технологий как способ создания образовательной среды, развивающей мышление обучающихся 2024
Коучинг в школе ориентирован на формирование УУД учеников, развитие гибкости мышления. Универсальные учебные действия влияют на успешность достижения метапредметных результатов и развитие творческого потенциала обучающегося. Результатом коучинга становится эффективное и быстрое по сравнению с обычными методами развитие способностей, так как вся система работы основана на принципе веры в потенциал человека и помощи ему в достижении результатов.
-
В мире русского символизма. Урок-мастерская в технологии КМ в 11-м классе 2024
Цели урока: приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через постижение мира русских символистов; выяснить художественные особенности поэзии символизма, поэтику и мировоззрение поэтов-символистов через анализ поэтических деклараций и произведений символистов; показать значение творчества поэтов-символистов для русской поэзии.
-
Путешествие по сказкам А.С.Пушкина 2024
Сказки Пушкина – это первые и лучшие наши книги, место действия которых – это всегда Древняя Русь с её рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.
-
Тема урока: «Александр Сергеевич Пушкин» 2024
Цели урока: познакомить учащихся с биографией А.С.Пушкина; воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического наследия А.С.Пушкина; формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному.
-
Электронные образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы 2024
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
-
Интегрированный урок физическая культура + литературное чтение в форме веселых стартов «Кладовая сказок». Сюжетные эстафеты для учащихся 4-го класса 2024
Цель урока: укрепление межпредметных связей физической культуры и литературного чтения.
-
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2-й класс 2024
Цели урока: понимать смысл прочитанного; работать над интонацией в произведении, над выразительностью с помощью звонких и глухих согласных.
-
Русская литература: тренажёр для учащихся 9-х классов 2024
Представлена презентация к уроку литературы для проверки знаний учащихся по изученным произведениям.
-
Синквейн как эффективный приём технологии развития критического мышления на уроках литературы 2024
В условиях ФГОС актуальным является поиск новейших приемов, методов и технологий, которые способствовали бы развитию критического мышления у учеников. Ведь мы, педагоги, должны в полной мере активизировать познавательную, мыслительную деятельность обучающихся. Урок не должен быть неинтересным, он должен нести в себе творческий замысел. Поэтому на уроках литературы автор использует систему работы с синквейном с 5-й по 11-й классы.
-
Моё восприятие творчества и личности И.С.Шмелёва 2024
В России в 2000 году было издано собрание сочинений И.С.Шмелёва. Для читателей, а впоследствии и почитателей его творчества – это громадное событие. Да, мы узнавали много новых имён – русское зарубежье стало близким, но роль И.С.Шмелёва – особая. Без него знание и понимание русской литературы, русского человека, православной веры было бы неполным. После рассказов «За карасями», «Как я стал писателем» самым первым и большим открытием для меня было произведение «Лето Господне». Роман состоит из трёх частей – «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби». Главные персонажи – пяти-шести-семилетний Ваня (автобиографический персонаж), его отец, наставник Горкин. Поражает, как поэтически автор рассказывает об этих праздниках.
-
Литературно-историческая игра «Турнир знатоков» 2024
В помощь учителю для проведения литературно-исторической игры «Турнир знатоков» подготовлена презентация.
-
Литературная гостиная на тему «Владимир Маяковский "Мой стих трудом громаду лет прорвет"» 2024
Цель урока: проанализировать особенности лирики В.В.Маяковского, раскрыть многогранность его поэтического мира, показать эволюцию его творческого пути и влияние на последующую литературу.
-
Рабочие листы к урокам литературы (5–9-е классы) 2024
Представлены рабочие листы к урокам литературы для 5–9-х классов.
-
Тестовая работа по творчеству М.Ю.Лермонтова 2024
Представлена тестовая работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.
-
Как привить любовь к чтению у ребят старшего дошкольного возраста 2024
В последние годы чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную и воспитательную роль в обществе, поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
-
Приемы и способы формирования и развития читательской грамотности среди участников образовательного процесса 2024
В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе.
-
Вариативность фольклорных произведений на примере русской народной сказки "Сивка-бурка" 2024
Цель: сформировать умение выделять общие и отличительные черты двух вариантов одной сказки. Познакомить с вариантом сказки, записанном в Тобольской губернии в 1906 году.
-
Внеурочное занятие по литературному регионоведению в 7-м классе на тему «Мир взрослых и детей в повестях А.Лиханова «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно» 2024
В книге «Мальчик, которому не больно» рассказывается о мальчике, больном церебральным параличом. Жизнь его очень сложна. Иногда он плачет от безысходности, иногда смотрит на мир с детским оптимизмом. В книге «Девочка, которой все равно» рассказывается о нелегких испытаниях, выпавших на долю маленькой девочки – детдомовки Насти. Она равнодушна ко всему окружающему, никому не верит.
-
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам А.С.Пушкина к 225-летию со дня рождения поэта (для 1–2-х классов) 2024
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам А.С.Пушкина разработан к 225-летию со дня его рождения и предназначен для учащихся 1–2-х классов. Ребята вместе с героями отправляются в путешествие в Лукоморье, где они знакомятся со сказками поэта. Целью мероприятия является повышение мотивации учеников к чтению, развитие воображения, обогащение словарного запаса, воспитание морально-нравственных качеств. К сценарию прилагается красочная презентация с иллюстрациями, загадками и видео фрагментами.
-
Формирование читательской грамотности в начальной школе 2024
На сегодняшний день читательская грамотность рассматривается как один из самых важнейших параметров готовности к жизни в современном обществе. Чтение и работа с информацией занимает важное место среди метапредметных универсальных учебных действий. Успешность обучения в начальной школе невозможна без читательской грамотности. В этом возрасте дети только начинают учиться читать и писать, поэтому развитие навыков чтения и письма являются базой для успешного усвоения учебных предметов в будущем. Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Исследования, проведенные в международных рамках оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна эта проблема в современном мире.
-
К проблеме «симбиоза литератур» (в помощь учителю словесности) 2024
В то время как многие пытаются доказать свою индивидуальность и откреститься от общих основ, учителя в школе по-прежнему говорят о единых корнях, о едином происхождении, о культурном заимствовании, компаративных связях и «типологических схождениях», столь необходимых для понимания мирового литературного процесса.
-
Конспект урока по литературе в 11-м классе по творчеству В.Я.Брюсова (анализ стихотворения «Творчество») 2024
Цель урока: создании условий, способствующих активному познанию учащихся, а также расширению их знаний о символизме с помощью анализа стихотворения В.Я.Брюсова «Творчество». Урок нацелен на то, чтобы научить анализировать стихотворение, находить символы в нем.
-
Применение культурологического аспекта при изучении мифов и фольклорной сказки на уроках литературы в 5-м классе в формате ФГОС 2024
Уроки литературы в начале учебного года в 5-м классе всегда вызывают некоторые сложности у учителей, так как сразу после вступительной статьи «К читателям» начинается тема «Мифология. Мифы Древней Греции». Начинаем курс с изучения мифов о Геракле. В чем же трудность?
-
Урок развития речи. Характеристика героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина 2024
Цели урока: рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении; научить обучающихся, анализируя текст сказки, составлять по предложенному плану характеристику героя; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать устойчивую нравственную позицию истинной красоты героев сказки А.С.Пушкина.
-
Конвергентный урок: "Какими были новогодние праздники в старину" 2024
Цель и задачи ресурса: знакомство с обычаями и традициями русского народа в старину.
-
Активные приёмы обучения и нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как один из путей реализации ФГОС 2024
В последние годы заметен такой феномен: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это где-то вне занятий – на улице, на переменах, в виртуальном пространстве. А на уроках скованны, говорят плохо, односложно, не могут выразить свои мысли, а чужие не запоминают. Отчего это происходит?
-
Мастер-класс "Мой лучший урок литературы". Тема: «Тема любви в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”» 2024
Цели: проследить, как развивается сюжетная линия Мастер–Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев; проследить связь сюжетной линии Мастер-Маргарита с фактами биографии писателя.
-
Урок «Отечественная война 1812 года в искусстве и литературе: Герои Отечественной войны 1812 г. (Военная галерея Зимнего дворца), А.С.Пушкин стихотворение «Полководец» 2024
Урок рекомендуется проводить с учащимися 9-го класса по программе учебного предмета «Родная (русская) литература». В программу включен раздел «Россия – Родина моя», в рамках этого раздела предложены для изучения произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.И.Цветаевой, посвященные Отечественной войне 1812г., изучая данные произведения и тему Отечественной войны 1812, уместно говорить и о Военной галерее Зимнего дворца, в которой собраны портреты героев этой войны и увековечена их память. Урок «Отечественная война 1812 года в искусстве и литературе: Герои Отечественной войны 1812 г. (Военная галерея Зимнего дворца, мемориалы), А.С.Пушкин стихотворение «Полководец» обеспечивает междисциплинарный подход: знакомит с героями Отечественной войны 1812 года, поддерживает устойчивый интерес обучающихся к произведениям классической литературы и искусства в целом, формирует ценностную ориентацию обучающихся.
-
Литературно-музыкальная программа "Четыре сестрицы – четыре великих мастерицы" 2024
Цель программы: развивать эстетическое восприятие детьми окружающего мира, дать образное представление о четырех временах года. Литературно-музыкальная программа «Четыре сестрицы – четыре великих мастерицы» подготовлена автором на основе познавательной литературы о четырех временах года.