Школьная психологическая служба
-
Психолого-педагогическое сопровождение программы развития гимназии в условиях инновационной деятельности 2006
Статья посвящена психолого-педагогическому сопровождению программы развития гимназии в условиях инновационной деятельности. Показана специфика сопровождающей деятельности личностно-ориентированных технологий обучения, которые разрабатываются и применяются на различных ступенях школьного обучения; перечислены этапы, используемые параметры, критерии, приведены конкретные примеры.
-
Конспект комплексного занятия по коррекции психомоторных и сенсорных процессов на тему: "Старая сказка на новый лад" 2006
Конспект комплексного занятия для младших школьников, имеющих проблемы в обучении. Занятие включает в себя различные виды заданий, игры и упражнения, направленные на закрепление математических представлений и понятий, коррекцию и развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и речи детей. Материалы занятия могут быть использованы в работе педагогов-дефектологов, психологов и учителей начальных классов.
-
Программа элективного курса "Я выбираю профессию" 2006
Вопрос о поиске, выборе профессии является одним из "центральных", так как задаёт "тон" всему дальнейшему профессиональному пути человека. Данная статья представляет программу практических занятий с теми, кто стоит перед проблемой профессионального выбора. Эти занятия позволят сориентироваться в сложном мире профессий, избежать типичных ошибок и затруднений при выборе профессии, уменьшить неопределённость представления о будущем.
-
Программа элктивного курса "Сокровища моего Я" 2006
Программа элективного курса "Сокровища моего Я" является составной частью предпрофильной подготовки и ориентирована на учащихся 8–9-х классов. Содержание направлено на практическое освоение знаний о психологии человека, приобретение умений и навыков самопознания, необходимых в процессе социализации и профессионального самоопределения подростка.
-
Интегрированный урок на тему: "Полезные ископаемые Башкортостана" 2006
Интегрированный урок "география + психология" по теме: "Полезные ископаемые Башкортостана" формирует знания, развивает наглядно-образное, творческое мышление, память, внимание. Воспитывает чувство патриотизма, любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей среде.
-
Результаты социально-психологического исследования 2006
Организованная досуговая деятельность – это направленный процесс воспитания ребенка в привлекательных для него формах, находящихся за рамками обязательно школьного обучения. В ходе исследования изучалась актуальность содержательного проведения досуга детьми и подростками, выяснялась потребность детей в досуговой деятельности, причины недостаточной занятости учащихся в системе дополнительного образования, распределение свободного времени у учащихся 11–15 лет. Дан сравнительный анализ показателей в 2-х группах: контрольной и группе "риска".
-
Особенности проявления толерантности в структуре деятельности учителя 2006
Толерантность – одно из наиболее значимых проявлений в структуре деятельности преподавателя. Об отношении к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражении этого отношения в конкретных делах и поступках. Толерантные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния, особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт толерантного отношения к людям.
-
Психологическая игра "Война племен" 2006
Сегодня игра – самый популярный вид психологической работы, как с детьми, так и с взрослыми. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игр дети имеют возможность проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Психологические игры помогают детям решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь – следовать социальным нормам и правилам.
-
Использование активных форм социально-психологической работы в развитии подросткового волонтерского движения 2006
Среди многочисленных форм и методов, используемых сегодня в профилактической работе, свою высокую эффективность доказали волонтерские организации – группы подростков и старшеклассников, на добровольной основе занимающихся пропагандой здорового образа жизни и профилактикой злоупотребления ПАВ в системе "ровесник–ровеснику". В статье обсуждается опыт проведения психолого-педагогической работы с волонтерскими организациями на базе ЦПМСС города Старый Оскол.
-
Тема урока: "Дифференциация звуков и букв Б-П" для 2-го класса (1–4), группы с фонематическим недоразвитием речи 2006
Основная цель урока – совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи; совершенствование фонематических процессов, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие внимания, памяти; уточнение и активизация словаря.
-
Тренинг для учащихся "В первый раз в пятый класс" 2006
Пятый класс - это переломный этап в жизни и развитии детей. Незнакомые учителя, новые предметы и стиль общения создают сильную нагрузку на нервную систему ученика, что приводит к быстрому истощению. Необходимы психологические занятия с учащимися, которые приводили бы к адекватному, безболезненному приспособлению к новым условиям. Вашему вниманию предлагается разработка двухдневного психологического тренинга и даются рекомендации для педагогов, работающих в параллели пятых классов.
-
Профессиональное развитие педагога — условие развития личности ребенка-дошкольника 2006
Проведен анализ и предложена модель профессионального развития педагогов. Представлена ее практическая реализация посредством проведения психолого-педагогических семинаров.
-
Внеклассное мероприятие по теме: "Конфликт и пути его решения" 2006
Наша цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Рассматриваются понятия "конфликтная ситуация", "конфликт", "толерантность", причины возникновения и структура конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
-
Сценарий занятия с подростками на тему: "Эмоциональное здоровье" 2006
Хорошо известно, что некоторые цвета могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызывать у нас приятные или неприятные чувства. Данная работа - конспект занятия с подростками, задача которого помочь расширить цветовое восприятие, повысить цветовую чувствительность, что будет способствовать развитию вкуса в выборе цвета одежды, улучшению настроения, общению, пробуждению интереса к собственной личности.
-
Исследование типов темперамента спортсменов на примере футбольных и баскетбольных секций 2006
Психология физического воспитания и спорта - эта та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.
-
Классный час "Целеполагание, как важный этап развития психологической саморегуляции у студентов педагогического колледжа" 2006
Предлагаемый классный час является начальным этапом в создании условий для простраивания студентами Ангарского педагогического колледжа своей жизненной стратегии, направленной на успешную адаптацию к условиям профессионального обучения. В приложении дается рабочая тетрадь как учебно-методическое обеспечение классного часа.
-
Элективный курс для учащихся 9-х классов по теме: "Профессия и карьера" 2006
Представлена пояснительная записка и тематическое планирование программы элективного курса для учащихся 9-х классов "Профессия и карьера", реализуемого в рамках предпрофильной подготовки. Содержание направлено на осознание учащимися основного принципа успешного выбора профессии: "Успешный выбор профессии обеспечивается наличием и совпадением трех факторов, начинающихся на букву "В": Возможности, Влечение (интерес) и Востребованность".
-
Урок естествознания в школе VIII вида на тему: "Лисица обыкновенная". 8-й класс 2006
На уроке дети знакомятся с особенностями жизни лисицы, учатся работать в парах, развивают свой кругозор.
-
Психологическое сопровождение профильного обучения в Межшкольном учебно-производственном комбинате 2006
Сейчас очень много говорят о сопровождении как об основном компоненте оказания помощи ученику. Но многие из нас задают себе вопросы "Что необходимо делать психологу, чтобы реализовать это сопровождение? Какова технология этого сопровождения? Что делать в начале, в процессе сопровождения? т.п." В данной статье рассматривается элемент психологического сопровождения профильного обучения, как эффективная форма взаимодействия психолога и старшеклассника.
-
Преодоление трудностей в обучении у учащихся начальных классов с испольлзованием методов театральной педагогики. Коррекционно-образовательная программа "Росток" 2006
Учащиеся начальных классов часто испытывают проблемы с овладением навыками письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, развитого восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может приводить к возникновению негативного отношения к учебе. В статье представлены коррекционные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, воображения, внимания, речи через кукольную театральную деятельность.
-
Интегрированный урок по геометрии в 7-м классе на тему: "Геометрия вокруг нас и с нами" 2006
Интегрированный урок "геометрия + психология". Проводится в 7-м классе в форме соревнования между группами на полу. Цели урока: развитие пространственного воображения; тренировка переключения и перераспределения внимания; воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе; а также дать установку на то, чтобы класс был дружнее, позитивнее относился к обучению в школе.
-
Проект учебной программы для 8–9-х классов "Психологическая культура полового поведения" 2006
Статья раскрывает суть одной из самых актуальных проблем нравственно-психологического воспитания подростков – культуры полового поведения. В статье указывается ряд причин, делающих данный вопрос наиболее острым в современном обществе. В качестве одного из решений предлагается программа дополнительной дисциплины для учащихся 8–9-х классов "Психологическая культура полового поведения".
-
Интегрированный урок: русский язык + психология по теме: "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи. Эмоции" 2006
Время показывает, что дети дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в психологической поддержке. В связи с этим в нашей школе проводится совместная работа психолога с учителем по оптимизации учебного процесса, созданию психологического комфорта для учеников в школе. Одним из направлений этой работы является проведение интегрированных уроков. На этих уроках дети получают не только новые учебные понятия, но и овладевают основами психологического общения. Нами выбран интегрированный урок русский язык – психология. На этом уроке дети не только овладевали основами родного языка, но и познавали словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни, что способствовало эмоциональному осознанию ребёнком себя.
-
Развивающие занятия по профессиональной ориентации с девятиклассниками 2006
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Важную роль в решении задач профориентации имеют методы развивающей работы, при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной стороны, и его возможности – с другой.
-
Использование национально-регионального компонента на уроках социальной психологии 2006
Учебная дисциплина "Социальная психология" является составной частью общепрофессиональной подготовки будущего учителя начальных классов и направлена на изучение теории общения, психологии социальных групп, социализации ребенка, социальной виктимологии, социальной психологии в образовании, а также на саморазвитие и самосовершенствование личности студента. Мы рассматриваем использование национально-регионального компонента на уроках социальной психологии.
-
Развивающая работа с подростками 13–14 лет 2006
Важнейшей задачей в построении развивающей работы с подростками 13-14 лет должна быть задача, направленная на приобретение детьми опыта построения взаимоотношений с окружающим миром на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять и понять других людей, их взгляды, привычки и особенности. Курс занятий с психологом поможет подростку в самоопределении, развитии рефлексии, саморефлексии, приобретении коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности. Ребенок сможет получить свой уникальный опыт осмысления личной системы жизненных взглядов.
-
Реализация профессиональных планов выпускников как один из критериев оценки их профессионального самоопределения 2006
Переход к рынку труда существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Фаза выбора профессии должна реализовываться с учетом развития спроса и предложений на рынке труда и других факторов.
-
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья 2006
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на них с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказания ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата. Это и явилось основой для создания системы психологического сопровождения учащихся начальной школы.
-
Социально-педагогическая запущенность учащихся младших классов и методы ее коррекции 2006
В статье представлены исследования социально-педагогической запущенности учащихся младших классов и методы её коррекции.
-
Открытый урок по теме: "Культура эмоций и чувств" 2006
Младший школьный возраст – это период, благоприятный для формирования фундамента эмоциональной культуры у детей: овладения средствами и способами адекватно выражать свои чувства, находить выход из сложных ситуаций, анализировать свое поведение и поведение других людей. Урок «Культура эмоций и чувств» поможет учащимся 3-4 классов: * актуализировать свой эмоциональный опыт; * развить умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; * выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.