Введение.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Гарри Стек Салливан утверждает, что низкая самооценка, это следствие определённых неблагоприятных переживаний, которые препятствуют реализации конъюнктивного побуждения, иными словами ребёнку трудно найти в себе силы выказать расположение к другому человеку. Такое состояние ребёнка приводит к развитию “комплекса неполноценности”, а на фоне “комплекса неполноценности” в процессе интеллектуализации может формироваться “комплекс превосходства” (А. Адлер). Таким образом, имеют место детские неврозы различного характера (А. Фрейд). Высокая тревожность у детей может привести к формированию защитного механизма “комплекса Иона” (А.Г. Маслоу), который будет препятствовать актуализации личности. Снижение уровня тревожности позволяет детям повысить уровень самооценки, испытывать чувство душевного комфорта, успешнее учиться, быстро адаптироваться в детском обществе и системе учебной деятельности.
Формы работы с родителями тревожного ребёнка.
Формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. С родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с педагогом и психологом. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван
- негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или школа (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998).
Наши исследования показали, что родители тревожных детей, сами бывают высоко тревожными, в связи с собственной тревожностью имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Таким родителям следует, прежде всего заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997), которые нами оформлены в таблице.
№ | Содержание | Пути выполнения |
№ 1 | Постарайтесь более позитивно относиться к жизни | Используйте внутренний диалог с
собой, состоящий только из позитивных
утверждений * Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное |
№ 2 | Относитесь к людям так, как они того заслуживают | * Выискивайте в каждом человеке позитивные качества, а не их недостатки, |
№ 3 | Относитесь к себе с уважением | Составьте список своих достоинств * Убедите себя в том, что вы имеете таковые |
№ 4 | Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе | Чаще смотрите на себя в зеркало,
пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то
изменить в себе * Если да — то не откладывайте |
№ 5 | Начинайте принимать решение самостоятельно | Помните, что не существует правильных
и неправильных решений * Любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать |
№ 6 | Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние | Приобретайте любимые книги,
магнитофонные записи * Имейте и любите свои “слабости” |
№ 7 | Начинайте рисковать | * Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика |
№ 8 | Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр. | Помните, что вера в нечто более
значительное, чем мы сами, может помочь нам в
решении трудных ситуаций * Если вы не можете повлиять на ход событий, “ отойдите в сторону” и просто подождите |
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Целесообразно предложить родителям идеальную модель общения в семье (А.А. Бодалева, В.В. Столина).
- Все члены семьи, включая ребенка, равноправны.
- Каждый обладает своей автономией, имеет право сам решать, как ему лучше поступить, поделиться с психологом своими намерениями, или нет.
- Каждый может и умеет выражать словами те чувства, позитивные и негативные, которые он испытывает в данный момент по отношению к другим членам семьи. Все чувства принимаются. Дети специально обучаются критике родителей. “Все мы можем ошибаться”.
- Семейный совет имеет только совещательный голос. Каждый вправе принять или не принять его. Родители советуются со своим ребенком.
- Члены семьи не дают негативные оценки друг другу, а только выслушают, не перебивая, то, что говорит другой, стараясь понять его чувства. Можно задавать наводящие вопросы, чтобы человек сам что-то лучше понял. Не обобщают прошлое, неприятное, опираются на принцип “здесь и теперь”.
- Не прибегают к моральным штампам, рассказывают о себе, своих затруднениях, своей личной жизни.
- Хвалят хорошие дела и поступки.
- В семье царит доверие и уважение. Терпеливая любовь, внимание к миру переживаний другого. Происходят душевные разговоры на любые темы.
Американский психолог Рикк Брей предлагает воспринимать свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире! Уважать себя за то, что живёте праведно! Соблюдение ниже описанных правил, поможет родителям правильно реагировать на стрессовую ситуацию.
№ | Стресс (правильная реакция) | № | Дистресс (неправильная реакция) |
1 | Страдания от судьбы и природы принять
достойно, собравшись для дальнейших дел. Страдания, причиненные людьми, неправедно живущими, исключить |
1 | Оценивать ситуацию так, как трагически
безысходную. Страдать от оскорблений недостойных людей. |
2 | Не будем переживать об умерших днях, так же не будем сжигать созидательную энергию, ожидая беду. | 2 | Сжигать энергию, переживая прошлую и предстоящую беду. |
3 | Знать свой темперамент. | 3 | Не придавать ему значения. |
4 | Помнить, что какими бы тяжелыми муки ни были, они окончатся. | 4 | Не помнить этого. |
5 | Слабые книжные герои — не образец для
поведения! Только вам по силам разобраться в собственной беде. |
5 | Взять за образец человека слабого или с больной психикой. |
6 | Помочь горю может классическая музыка, изобразительное искусство, юмор, живое существо в доме, природа, танцы. | 6 | Отказаться от этого. |
7 | Если обстоятельства сильнее — смириться и искать выход. | 7 | Нервничать, упорствовать, сжигать созидательную энергию. |
8 | Общаться с близкими друзьями! Помогать им посильно. | 8 | Уединяться. |
9 | Дать выход боли, переключиться на деятельную жизнь. | 9 | Играть роль страдальца, держать причину боли в себе. |
10 | Поделиться с близким человеком, психологом. Излить всё на бумаге и уничтожить её. | 10 | Повторить в воспоминаниях стрессовую ситуацию. |
11 | Смотреть на свою жизнь только с хорошей стороны. | 11 | Видеть свою жизнь и отдельные случаи с отрицательной стороны. |
Родители должны чаще с детьми устраивать совместные праздники, спортивные игры, посещать бассейн или в летний период летнего времени местные водоёмы, подвижные игры на природе, организовывать пикники на природе, походы в зоопарк, в театр, в кино, музеи, на выставки, желательно чаще вместе с семьёй совершать просто прогулки на воздухе.
Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.
Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком. Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения, тренинги, танцы, пение на “КАРАОКЕ”, а также семейные игры под рубрикой “Кто в семье психотерапевт?”.
Игра: “Анонимный список претензий”.
К условленному вечеру каждому члену семьи предлагается бросить в почтовый ящик квартиры конверт с надписью: "До такого-то числа не вскрывать!" В конверте должен быть листок с претензиями данного лица ко всем остальным членам семьи. Подписываться под этим текстом не надо, разрешается изменить почерк, воспользоваться чужой рукой, вырезанными буквами или пишущей машинкой. В заранее назначенный час все конверты при общем сборе вскрываются самым младшим в семье, а затем претензии дважды зачитываются вслух самым старшим. Разрешено высказывать догадки о том, кому принадлежит тот или иной текст, но запрещается упрекать предполагаемого автора претензии. Далее, каждый из членов семьи, высказывает своё отношение к тем претензиям, которые адресованы ему лично. Он не обязан критиковать себя, но зато обязан обосновать перед всеми, почему он намерен (или не намерен) изменить свою позицию. Говорить он вправе только о себе, осыпание упреками конкретных других запрещено условиями игры. Упреки эти возможны лишь в такой форме: “Некоторые думают будто....” или “Кое-кто надеется, что...,” и т.п.
Игра: “Волшебные слова”.
По жребию кто-то из членов семьи оказывается “узником”, остальные окружают его кольцом, крепко взявшись за руки. Игра начинается с попыток “узника” прорвать кольцо силой – этому надо всячески препятствовать. Теперь он должен, обращаясь к кому-то одному, найти волшебные слова, чтобы тот пропустил его. Имеется в виду такое обращение, которое было бы приятно данному лицу и побудило бы его уступить “узнику”. Если он не уступает, приходиться обратиться к другому лицу.
Игровой характер ситуации смягчает чувство унижения, которое может возникнуть у “узника”. В роли “последнего” обязан побывать каждый из играющих. Игра делает явными скрытые конфликты и обучает искать компромиссные пути для их разрешения.
Игра: “Завтрак в понедельник”.
Имеется в виду инсценировка членами семьи типичного эпизода напряженной домашней обстановки. “Завтрак в понедельник” с его спешкой, с неполной включённостью людей в трудовой ритм и проистекающей отсюда раздражительностью каждого – это лишь возможный пример такого эпизода. Другими подобными эпизодами могут быть; “Совместные сборы в театр", "Воскресная поездка в гости к бабушке", "Генеральная уборка" и т.д. Решающая особенность инсценировки в следующем; каждый участник игры исполняет в данном эпизоде не себя, а кого-нибудь другого из членов семьи; сын – отца, дед – внука, дочь – маму или бабушку и т.п. Видя себя в этом своеобразном искажающем зеркале, участник игры испытывают смешанные чувства: возмущение и веселье одновременно.
Важно, чтобы роли в ходе игры менялись.
Игра: “Угадайте, кто это”.
Каждый, готовясь к ней, составляет список черт кого-нибудь из членов семьи; в списке должно быть не менее 10 черт. Имя того, кому эти черты приписываются, конечно, называть не следует, не надо также упоминать возраст и пол. Допустимы сказочные аранжировки текста, например: "Если бы этот человек имел волшебную палочку, он бы... "Слушатели по психологическому портрету должны угадать, о ком идет речь. Если все быстро и легко угадывают это, то есть набор черт удачно характеризует человека, то составитель портрета заслуживает премии (например, конфеты, лишнего кусочка торта и т.п.).
Игры этого типа следует заранее готовить таким образом, чтобы они завершались семейным ужином, на котором непременно будет любимое всеми блюдо. Этот примеряющий и сплачивающий финал игровых межличностных взаимодействий служит для всех знаком; "Как бы мы ни расходились в частностях, мы – семья, мы любим и ценим друг друга.
Обучение ребёнка способами мышечного и эмоционального напряжений.
Как показали наши наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Подобные упражнения приводятся в книгах Чистяковой М. И. (1990), К. Фопеля (1998), Кряжевой Н. Л. (1997) и др.
Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, с глиной, с водой, различные техники рисования красками. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. Вайолет Оклендер (1997) рекомендует при работе с тревожными детьми устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми мамиными губными помадами – это очень помогает детям расслабиться.
Игра: “Ласковый мелок”.
Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине. Взрослый говорит ребенку следующее:
“Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо”. И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. “Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?” И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. “Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?” После окончания игры взрослый нежными движениями руки “стирает” все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
Вывод.
Таким образом, родители тревожных детей, должны заниматься самовоспитанием, повышать психологическую культуру, проводить аутотренинги, тренинги с психологом. Выше перечисленные мероприятия, должны благотворно влиять на общее состояние ребёнка. Повышение самооценки у детей, снятие мышечного и эмоционального напряжения, умение владеть собой в ситуациях, травмирующих ребёнка, приведут к положительным результатам. Вследствие этого общее эмоциональное состояние ребёнка улучшится, уровень тревожности снизится, а это позволит детям испытывать чувство душевного комфорта, успешнее учиться, быстро адаптироваться в детском обществе и в системе учебной деятельности.
Литература:
1.Абрахам Гарольд Маслоу “Дальние пределы человеческой психики”. СПб.:”Евразия”,1997. Часть –I, “Неврозы как ошибка личностного развития”
(“Комплекс Ионы”), стр. 47-52
2. Альфред Адлер “О нервическом характере”, СПб.- Москва, 1997.
3. А.А.Бодалева, В.В. Столина “Семья в психологической консультации” М,1989.
4. А.И.Захаров “Дневные и ночные страхи у детей” С.П-б, 2000.
5. Анна Фрейд “Психические защиты у ребёнка”.
6. Б.М. Бим Бад “Педагогическая антропология”, Москва, 2002.
7. Гарри Стэк Салливан “Интерперсональная теория в психиатрии” СПб: “Ювента”. Москва: “КСП+” 1999. Глава 15. “Ювенильная эра”, стр.214-229.
8. Джон Аллан “Ландшафт детской души” С.П-б-Минск,1997.
9. Е.К. Лютова Г.Б. Монина “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”. С-Пб,2000.
10. М.И. Станкин “Психология общения” М.-Воронеж, 2000.