Тема: В мире эмоций.
Цель: помочь ребенку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, понимать свои эмоции.
Задачи:
- научить замечать эмоциональные состояния других людей;
- декодировать их выразительные проявления;
- научить анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
Оборудование: мячик, погремушка, скакалка, зонтик, нарисованная двойка, дождь, цветные карандаши; куклы по количеству детей.
Психолог: Здравствуйте, проходите, как
приятно вновь видеть вас, на моем занятии.
Давайте с вами сейчас поздороваемся. Для этого
сядем все вместе в кружок, прижмемся друг к другу
и возьмемся за руки. А сейчас по очереди мы будем
пожимать друг другу руку и глазками переводить
взгляд. Давайте попробуем. Молодцы! Вот мы с вами
поздоровались, а теперь посмотрите у меня в руках
карточки с изображением различных оттенков
настроений. Давайте с вами выберем ту, которая
похожа на наше сегодняшнее настроение. (Дети
выбирают картинки).
Замечательно, я рада, что у вас у всех очень
хорошее настроение, что вы веселы и готовы к
сегодняшней работе.
Входит Нехочуха. Звучит музыка. Нехочуха поет песенку.
Я Нехочуха, Я Нехочуха
Ничего я не хочу
Не приглашайте, потому что
Я сама везде хожу!
Нехочуха: Ой, вы, посмотрите на них. Уселись, занимаются, ой, не могу! Ну занимайтесь, занимайтесь…
Психолог: Простите, а вы кто такая?
Нехочуха: Я … Великая Нехочуха. Я …. не хочу играть, заниматься…
Психолог: Нехочуха, давай садись с нами в круг, будем вместе заниматься!
Нехочуха: Не хочу, не буду!
Психолог: Ну и ладно. А мы с вами будем заниматься?
Дети: Да.
Психолог: Давайте заинтересуем Нехочуху! Вдруг она тоже захочет заниматься с нами?!
Мнемическая гимнастика.
Цель: изучение и осознание ребенком мнимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировка мимики.
Детям предлагается выполнить несколько простых упражнений, которые помогут им научиться правильно выражать и осознавать простейшие эмоциональные проявления. Нехочуха выполняет вместе с детьми.
Сморщить лоб, поднять брови (удивление),
расслабиться. Сохранять лоб и глаза такими в
течении некоторого времени.
Сдвинуть брови, нахмуриться (рассердиться),
расслабиться.
Полностью расслабить брови, закатить глаза
(равнодушие), расслабиться.
Расслабить веки, нос, щеки, опустить уголки губ
(лень), расслабиться.
Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки,
все тело напряжено (страх), расслабиться.
Расширить брови, сморщить нос (брезгливость),
расслабиться.
Сжать губы, прищурить глаза (презрение),
расслабиться.
Улыбнуться, подмигнуть (радость, веселье).
– Вот, молодцы, а теперь попробуем составить рассказ.
Игра "Составь рассказ" (Приложение 1).
– Посмотрите какие у меня картинки. (Предлагается 3 картинки). Что вы видите на картинках?
Дети: Девочку, собачку, мальчика.
Психолог: Давайте с вами разложим
картинки в правильной последовательности.
Молодцы.
А теперь посмотрим на 1-ю картинку. Что мы видим?
Дети: На картинке девочка, которая играет с собачкой.
Психолог: А какое время года на картинке?
Дети: Лето
Психолог: Правильно, а как вы узнали, что лето?
Дети: Травка зеленая, девочка в платье.
Психолог: Давайте с вами придумаем имя для девочки и собачки. Дети называют имена.
В этот момент Нехочуха говорит: "А может девочку мы назовем Оля?".
Психолог: Давайте назовем Оля!
Дети: Да.
Психолог: А посмотрите внимательно на девочку Олю и скажите какое у нее настроение?
Дети: Она веселая.
Психолог: А вот теперь посмотрите на эти предметы, давайте выберем предмет с которым можно веселиться. (Предметы: мячик, зонтик, погремушка, скакалка, двойка, дождь (картинка).
Дети выбирают: мяч, погремушку, скакалку.
Психолог: Какие молодцы! А теперь посмотрим на вторую картинку. Что произошло с Олей и собачкой?
Дети: Она стала грустной. Собачка прижалась к ней. Им холодно.
Психолог: Правильно, а почему Оля стала грустной?
Дети: Идет дождь.
– У Оли нет зонтика.
– Она вся промокла и собачка тоже.
Психолог: А теперь давайте выберем предметы, которые вызывают грусть.
Дети: Дождь.
– Двойка.
Психолог: Молодцы, ну а теперь последняя картинка. Что на ней произошло.
Дети: Пришел мальчик с зонтиком.
Психолог: А как вы думаете мальчик какой поступок совершил хороший ил плохой?
Дети: Хороший поступок.
– Он поделился зонтиком.
– Мальчик не жадный, добрый.
Психолог: А посмотрите внимательно, какое настроение стало у девочки.
Дети: Она опять стала веселой.
Психолог: Молодцы! А теперь мы с вами сочиним небольшой рассказ про девочку Олю.
Дети: На улице было лето. Оля пошла погулять со своей собачкой. У Оли было хорошее настроение, она была радостная и веселая. Вдруг начался дождь. Оле стало грустно. У нее не было зонтика и ее собачки стало то же грустно. Пришел мальчик и поделился зонтиком. Оля с собачкой снова стали веселые. Мальчик был добрый и не жадный. Они стали играть вместе.
Психолог: Очень хороший рассказ у нас получился. Мы с вами устали, давайте немного отдохнем. Сейчас я буду читать стихотворение, и мы попробуем изобразить с вами движениями отдых и спокойствие.
Наступает ночка.
Ты устала дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка
Спи, дочурка, сладко.
– Вот молоды! Все заснули. А теперь посмотрите какие у меня есть куклы, давайте их уложим спать.
Психолог раздает куклу детям.
Нехочуха: Дайте мне тоже куклу!
Психолог: А теперь все вместе будем укладывать куклу спать.
Спи моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать
Завтра встанем вместе
Будем вновь играть.
– Ну, что у всех куклы уснули?
Дети: Да.
Психолог: А теперь потихонечку положим их спать, а сами будем дальше заниматься.
Психолог: Смотри Нехочуха какие у нас картинки!" Здесь две девочки. Одна грустная, а другая веселая. Мы с детьми будем раскрашивать для них платочки. Ты будешь с нами?!"
Нехочуха: Не хочу, не буду.
Психолог: Ну и не надо мы сами раскрасим. Правда дети!
Дети: Да.
Психолог: Мы должны раскрасить платочек, только той девочке, которая похожа на нас своим настроением.
Дети начинают раскрашивать. Нехочуха ходит по кабинету и заинтересовано смотрит. Помогает детям.
Психолог: Какие красивые платочки у нас получились! А давайте с вами одарим их Нехочухе, пусть она станет добро и веселой.
Дети: Давайте.
Нехочуха: Ой, спасибо. Какие красивые платочки. Какие вы молодцы. Я сразу же стал добрее и веселее. Я не буду теперь упрямым, буду стараться и заниматься. Раз вы подарили мне такие подарки, я вам тоже сделаю подарок. У меня есть вот такие куколки-подружки, я вам их на память о себе подарю.
Дети получают подарки. Занятее заканчивается.