Проект "Азбука Мудрости" (занятие "Доброта"). 2–3-й классы

Разделы: Школьная психологическая служба


Учитель: (на фоне музыки) Доброе утро, ребята!

Как всегда начинаем нашу встречу красивой музыкой. Музыка помогает нам делать наш ум тихим, услышать биение своего сердца. Только в тишине можно получать знания, понимать и слушать сердцем. Добрые и чистые мысли откроют нам Мир Красоты, творчества, работы. Мы будем учиться наблюдать Красоту, воображать о Красоте. Мы будем стремиться трудиться на пользу свою, семьи, окружающих людей, города, народа, Земли, Вселенной. Делать мир в котором мы живем Красивым.

/Музыка/

Учитель: Ребята! Мы долго не встречались. У нас были каникулы. Сейчас, прежде чем приступить к делу, давайте вспомним, как называется наш курс, наши уроки.

Ученик: Познавательные занятия “Азбука Мудрости”.

Дети с помощью учителя приходят к выводу, что занятие – это изучение, понимание, без которого нельзя обойтись. Мудрость – это знание и опыт.

Учитель: По глазам я вижу, что вы поняли самое главное, что без Мудрости идти по жизни трудно.

А теперь перейдем к сегодняшнему уроку. Нас ждут интересные и увлекательные дела. От вашей активности будет зависеть, какой урок у нас получится. Внимательно слушайте и запоминайте, чем мы будем заниматься 40 минут.

  1. Размышлять о Доброте.
  2. Творческое чтение.
  3. Вы – учителя.
  4. Мой сюрприз вам.
  5. Ваш сюрприз мне – творческое рисование.
  6. Подведение итога.

Согласны вы с таким построением урока?

1. Учитель:

- Сегодня мы поговорим об очень важном качестве человека – доброте. Если после нашего урока в ваших сердцах его будет больше, это будет большая радость для меня. И большой подарок. Нам предстоит как всегда много размышлять. Не стесняйтесь. Каждый человек имеет свое мнение, может и должен его высказывать. При этом он не должен забывать об уважении: выслушать другое мнение, даже если оно не совпадает с его.

Учитель ведет к тому, что доброта – это душевное состояние, благодаря добрым делам мы становимся лучше; хорошо и тем, кто с нами рядом, все самое красивое создано добрыми мыслями и руками.

Дети рассуждая, приходят к выводу, что доброта – это свет, тепло, и живет она в сердце, и очень влияет на судьбу человека. Сами приводят примеры доброты в своих поступках.

2. Творческое чтение “Белыш и Черныш” (М.А. Андрианов. Философия для детей).

Белыш и Черныш

Родились во дворе у мамы-собаки два щенка. Увидев их, дети стали думать, как бы их назвать. У одного щенка была белая мордочка, и ему дали кличку Белыш, а второго назвали Чернышом, потому что у него вся шерсть, кроме белого кончика хвост, а была совершенно черной.

Белышу нравилось играть с детьми. Он ласкался, за всеми бегал, а если его брали на руки, то мог даже лизнуть лицо. Всей детворе нравилось с ним возиться. Его принимали в свои игры, гладили, следили, чтобы он не выбегал на дорогу, и каждый старался вынести из дому что-нибудь вкусное и угостить его. Некоторые дети даже не доедали дома свои котлеты и сосиски, чтобы осталось Белышу.

А Чернышу больше нравилось рычать и тявкать на людей. Играть с ним было неинтересно, потому что он все время, рыча, вырывался из рук и даже слегка цапнуть мог, если его начинали гладить. Из-за этого Черныша совсем перестали гладить и ласкать, а некоторые дети старались даже позлить и подразнить его.

Через полгода Белыш и Черныш выросли. Белыш стал очень добрым псом, каждого человека он считал своим другом. И даже, видя во дворе незнакомого человека, он подбегал к нему, начинал радостно вилять хвостом, высовывал язык и по-доброму смотрел человеку в глаза.

А Черныш за это время только еще злее стал. Во дворе он на всех подряд лаял, рычал, к себе не подпускал, а всех чужих людей своими врагами считал и старался к ним сзади подбежать и за ногу укусить.

Когда однажды Черныш покусал одну незнакомую женщину, кто-то из взрослых вызвал службу по отлову собак. Приехали незнакомые люди на машине во двор, а Черныш тут как тут. Лаем заливается, на чужаков бросается и каждого укусить норовит. Растянули люди большую сеть, поймали Черныша, посадили в клетку и увезли куда-то. С тех пор о Черныше никто ничего не слышал, да и совсем не тосковали о нем дети, своими злыми выходками и громким лаем он успел всем здорово надоесть.

А Белыш до сих пор играет с детьми, всюду бегает за ними. Он, став любимцем всего двора, остался таким же ласковым, общительным и дружелюбным.

3. Учитель:

- Ребята, вы внимательно слушали рассказ и так глубоко поняли его, что свободно можете выступить в роли учителей. Пусть желающие по одному выйдут, займут место учителя и озвучат свои вопросы.

Дети задавали примерно такие вопросы:

- Кто виноват в том, что Черныш вырос злым? (Он сам, потому что выбрал вместо добра зло).

Почему жизнь Черныша закончилась так плохо (Зло возвращается злом).

- Человек сам выбирает зло или его заставляют делать это другие. Дети на полном серьезе отвечают своим одноклассникам, выступившим вh роли учителей.

Учитель:

- Благодарю вас, ребята, за столь глубокие вопросы и содержательные ответы.

4. Сюрприз учителя. Обогащение мыслей, чувств, поступков.

- Ребята, во время школьных каникул я была на удивительных педагогических встречах в центральном Доме Учителя в Москве. Когда-нибудь я расскажу вам об этом подробнее, а сегодня я принесла две фотографии с этой встречи. На одной – вид Космоса, на которой есть автограф космонавта-испытателя Виктора Михайловича Афанасьева, он осуществил четыре выхода в открытый космос, общей продолжительностью более 20 часов и доставил Знамя Мира на орбитальную станцию “Мир”. На другой фотографии – он сам в кругу друзей.

Обычный человек в открытом Космосе. Как часто удивительное бывает рядом. Давайте внимательно посмотрим на Виктора Михайловича. Сколько доброты во взгляде. А как вы думаете, какие еще положительные качества у космонавта? (Дети называют качества, а один из учеников записывает их на доске).

  • смелый
  • решительный
  • способный
  • строгий
  • радостный
  • веселый
  • красивый
  • скромный
  • вежливый
  • сердечный

Далее учитель просит опустить головы и закрыть глаза, а сам стирает с доски слова.

Учитель: Поднимите головы. Посмотрите на доску. На ней ничего нет. Но куда же ушли лучшие качества? В ВАШИ СЕРДЦА !!!

Давайте сфотографируемся и мы на память об удивительном уроке Доброты. Доброта – это высшее проявление Мудрости.

5. Сюрпризы детей – творческое рисование.

Учитель: У вас на партах лежат чистые листы бумаги. Закройте глаза и вспомните добрых людей, которых вы знаете. Нарисуйте дерево доброты. Сколько будет листочков, столько добрых людей вас окружает.

6. Итог урока.

Учитель: Посмотрите на доску.

  • Какой была тема урока?
  • Каким было главное слово?
  • Каково было построение урока?
  • Справились ли мы с поставленными задачами?
  • Какая часть урока вам особенно понравилась?

Что бы вы пожелали будущему уроку?

Вслед за ответами учитель благодарит детей за живое творческое общение.