Этап диагностики и предварительного самоопределения учащихся в вариантах предпрофильного обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


Человек быстрее становиться профессионалом если им вовремя и успешно пройдена первая стадия профессионального самоопределения.

Это приходится как раз на 8-9 классы, поэтому особенно важна работа по психологическому сопровождению в этот период.

В школе № 48 г. Оренбурга эта работа осуществляется в основном за счет курса “Твоя профессиональная карьера” С.Н. Чистяковой.

Изучение этого курса учащиеся начинают с восьмого класса. Программа этого курса, кроме теоретических положений, включает большой диагностический блок.

В ходе изучения теоретической части курса школьники получают представление о богатстве внутреннего психологического мира человека и многообразии мира профессий.

Это обеспечивает им возможность непосредственно охарактеризовать “образ Я” и составить личную программу профессионального самоопределения.

В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно “знания о самом себе”, выступает развивающаяся психологическая диагностика. Психологическая диагностика предполагает использование в работе с учащимися комплекса психологических методик, обеспечивающих, во первых получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и, во-вторых , возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Диагностику в рамках этого курса проводит психолог. Результатом нескольких лет работы по этой программе стали индивидуальные диагностические карты учащихся 8–9-х классов. Диагностические карты были разработаны коллективом психологов Центра образования № 2 г. Оренбурга, школы № 48.

Индивидуальная диагностическая карта учащегося восьмого класса включает в себя изучение интересов учащихся, определение предпочтительной сферы деятельности, особенностей нервной системы, самооценки, уровня тревожности.

Эта диагностическая карта содержит результаты диагностических исследований, которые помогают учащимся в самопознании, в личностном самоопределении (Приложение 1).

Результаты обсуждаются с психологом. Учащийся выбирает профессию или несколько профессий, которым он отдает предпочтение. На консультации психолог знакомит учащегося с рядом профессий, которые относятся к предпочитаемому учеником типом профессий.

Иногда учащийся с помощью психолога намечает для себя пути избрания профессии, ему предлагаются компьютерные методики.

Классным руководителям, учителям вместе с диагностическими картами учащихся предлагаются рекомендации по учету индивидуальных и типологических особенностей учащихся восьмых классов (Приложение 2).

Если необходимо, обсуждаются подходящие учащимся направления предпрофильной подготовки и дальнейшего профильного обучения, однако особый акцент на это делается в девятом классе.

Цель диагностики в девятом классе – выявить природные задатки школьника, определить уровень развития основных познавательных процессов, что позволяет учащемуся сделать предположение о направлении профессиональной деятельности, а также определить какому профилю можно отдать предпочтение в условиях профилизации школы.

В индивидуальной диагностической карте девятиклассника отражаются следующие показатели: концентрация и распределение внимания, уровень развития мышления (умение выявлять существенные связи между понятиями, способность выделять количественные отношения, понимание сложных логических отношений); способность сопереживать, сочувствовать людям, мотивы выбора профессии; коммуникативные и организаторские способности; определяются более полно интересы учащихся и предпочтительная сфера деятельности (Приложение 3).

Кроме того, в карту вносятся установка семьи в области интересов и выбор дальнейшего профиля обучения учащимися и семьёй. Следовательно, в 9-м классе идет работа по двум другим показателям (по С.Н. Чистяковой) психологического сопровождения учащихся: деятельно-практическому и ценностно-смысловому.

Таким образом, первый этап диагностики и предварительного самоопределения учащихся ведется по трем направлениям: профессиональное просвещение, психологическая диагностика и индивидуальное консультирование учащихся и родителей.

Список использованной литературы:

  1. Программы общеобразовательных учреждений “Твоя профессиональная карьера”, М., 1999.
  2. “Твоя профессиональная карьера”. Книга для учителя, М., 1999.
  3. “Твоя профессиональная карьера”. Учебник 8–11-х классов (Под редакцией С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной), М., 2000.
  4. Практическая психология для преподавателей, М., 1997.
  5. И.В.Попова. Программа по психологии 1–10-е классы. Самосовершенствование личности. Оренбург, 2004.