Проблема эмоциональной устойчивости педагога тесно связана с высоким динамизмом развития его профессиональной деятельности; непрерывным повышением напряженности учебно-воспитательного процесса; изменением устоявшихся стереотипов поведения; быстроте и точности его поведений и операций; отсутствием должного уровня сформированности высших социальных эмоций.
Кризис профессиональной компетентности характеризуется состоянием психологического дискомфорта педагога в связи с необходимостью решения поставленных задач и преодолением возникающих трудностей, субъективное переживание которых может быть воспринято педагогом как непреодолимые. Отсюда и разнообразные отрицательные чувства: тревога, возмущение, агрессия, состояние фрустрации. Которые в свою очередь будут являться предпосылками возникновения различных психосоматических заболеваний.
Личностная ценность кризисных состояний для педагога остается под вопросом, так как зачастую самостоятельно решить возникшие проблемы он не в состоянии. Однако общественная ценность таких состояний не вызывает сомнений, так как они заставляют человека переосмыслить, перестроить прежде всего свою профессиональную деятельность, более осознаннее начать относиться к собственному психоэмоциональному состоянию, решая “не решаемые” задачи, развивая компенсаторные возможности организма.
Цель данного тренинга: Расширение возможностей использования педагогом механизмов реальной компенсации, обеспечивающих восприятие профессиональной жизни как творческой задачи приносящей рост и развитие.
Достижение данной цели будет проходить через решение следующих задач:
- Формировать адекватное отношение к трудностям, возникающих у педагога в профессиональной деятельности;
- Развивать у педагога навыки самооценки неблагоприятных психических состояний;
- Развивать у педагога умения использовать психотехнические приемы, способствующие достижению психоэмоционального равновесия;
- Формировать эффективные индивидуальные стратегии эмоционального реагирования на жизненные трудности
Тренинговые занятия рассчитаны на педагогов учреждений образования различного вида, проводятся педагогом-психологом 1 раз в месяц в тренинговом режиме (при необходимости планируется индивидуальная консультационная работа с педагогами), в течение года. Для предлагаемого тренинга наиболее подходящей представляется однодневная форма проведения занятий продолжительностью не более трех часов.
В тренинговые занятия могут быть включены этап знакомства, вводная часть, психогимнастика, психогимнастические упражнения, дискуссия, диагностический этап, релаксация, релаксационные игры, рефлексия.
Программа тренинга “Десять шагов к успеху”
1 занятие:
Основная цель: “Мягкая” адаптация участников к новой тренинговой среде.
Задачи:
- знакомство участников между собой и ведущим;
- самоопределение членов группы и определение групповой цели работы;
- создание в группе атмосферы психологического комфорта;
- развитие позитивных ожиданий участников тренинга;
Вводная часть:
Тренинг - это один из активны методов обучения, ориентированный на достижение гармонии в профессиональной и личностной сферах человека. Исходное положение создания этого психологического метода заключается в понимании того, что изменения в поведении и установках людей происходит гораздо эффективнее в процессе группового взаимодействия. Условия группы дают возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретными участниками группы. У каждого из нас есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт наших переживаний, размышлений, простых и трудных решений и поступков имеет огромную психологическую ценность и может служить нашим персональным вкладом в общий групповой психологический банк. Чем больше будет вклад каждого участника, тем богаче и мощнее будет этот банк. “Чудо” тренинга заключается в том, что наш общий, накопительный благодаря персональным вкладам, психологический климат не придется, потом делить по кусочкам как пирог на праздничном столе, –
после занятий каждый из нас сможет забрать с собой весь этот банк целиком. Механизм самого процесса персонального вклада в психологический банк заключается в нашей открытости и взаимном принятии друг друга такими, какие мы есть. Мы будем учиться избегать оценивать друг друга, а станем с благодарностью принимать любой вклад в наш банк, понимания его уникальную ценность для каждого из нас.
“Имя как аббревиатура”
Участникам предлагается записать на листочке тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в данном кругу, а затем “расшифровать” имя, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие себе характеристики. Если участник называет себя по имени отчеству, “расшифровать” достаточно только имя.
Например: ИРИНА.
И - искренняя,
Р - решительная,
И - инициативная,
Н - независимовая,
А - альтруистка.
Затем участникам предлагается назвать свое имя, а также его “расшифровку”.
“Интервью”.
Участникам предлагается сформулировать и записать на листочке шесть вопросов, которые они хотели бы задать человеку, чтобы лучше его узнать. После того, как подготовка к интервью будет закончена, каждый участник задает свои вопросы шестерым другим участникам тренинга - по одному вопросу каждому. При этом важно запомнить (можно зафиксировать на листочке), кому был задан вопрос, и какой был дан ответ. По окончанию интервью группа начинает воссоздавать портрет каждого участника, опираясь на полученные ответы. Каждый, кто интервьюировал конкретного участника, высказывается, оглашая полученную информацию. Таким образом создается портрет каждого участника, что углубляет знакомство, способствуя созданию атмосферы психологической безопасности.
“Личный герб и девиз”.
Участникам раздаются бланки “Герб и девиз” и предлагается заполнить поля герба соответствующими символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля:
- первое поле - “Я как педагог”;
- второе поле - “Мои ученики”;
- третье поле - “Я глазами моих учеников”;
- четвертое поле - “Моя профессиональная мечта”.
Сами поля герба также можно закрашивать “подходящими” цветами.
На ленте предлагается написать фразу, которая могла бы служить личным профессиональным девизом. Это может быть как известное изречение или строфа, придуманная самим участникам.
Психогимнастическое упражнение.
Все участники сидят в кругу.
“Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю “четыре”, то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу “спасибо”. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь, на действия друг друга”.
Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, а в середине 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать несколько вопросов: “Что помогало нам справиться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?”, “На что вы ориентировались, когда принимали решение встать?”, “Какая у вас была тактика?”.
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других людей.