Литература
-
Урок-путешествие по повести В.П. Астафьева "Последний поклон" 2009
Автор работы знакомит учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева; кратко анализирует основные главы повести; развивает умение анализа художественного текста; воспитывает чувство сострадания и любви к людям.
-
Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза" 2009
Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной, 10-й класс. Занятие предполагает работу в группах, работу с документами, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
-
Урок-мастерская "Познание истории через слово" (9-й класс, литература) 2009
Значение Куликовской битвы имеет непреходящий смысл. В XX веке накануне революции, серьезных изменений в жизни России, в период Первой мировой войны писатели и поэты обращаются к этой теме. На уроке идет анализ произведений А.Блока, Ю.Ракши, отрывка из "Сказания о Мамаевом побоище".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Имя, образ, судьба" (женские образы в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") 2009
В ходе урока учащиеся раскрывают жизненные позиции героев, оказавшихся в ситуации нравственного выбора, анализируют истоки происхождения имени, проводят аналогию с повестью В.Астафьева «Людочка». Эмоциональная, нравственная сторона урока позволяет каждому обучаемому высказать свою точку зрения, не оставляет равнодушным к вопросам об истинных и ложных ценностях.
-
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Тема: "Правда о Бабе Яге" 2009
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Организуется работа диалоговых пар, при этом осуществляется обучение путем общения в парах, когда каждый учит другого. Тема урока способствует воспитанию любви к национальным истокам русского народа, внимательному отношению к слову, формированию читательской культуры учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + экология) по теме "Человек и природа" по повествованию. в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба" 2009
Урок позволяет познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева, показать нравственные идеалы писателя, рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба", а также проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.
-
Презентация книги для души 2009
Сегодняшние школьники мало и неохотно читают художественную литературу. Книгу заменил чудо техники - компьютер, поэтому насущной необходимостью становятся уроки, развивающие у детей устойчивый интерес к хорошей, умной, настоящей книге. Чтобы привлечь внимание детей к книге, в течение уже многих лет, начиная с 8-го класса, провожу уроки литературы в форме презентации книги для души.
-
Мастерская нравственных ценностей как форма проведения урока литературы 2009
Две мастерские в 8-м и 10-м классе. Автором технология педагогических мастерских опробована в течение четырех лет, с 2004 года. Из опыта видно, что учащимся такой вид работы нравится, они с удовольствием включаются в механизм мастерской, так как главным девизом её является: «Делай, как можешь и хочешь, потому что все способны и талантливы».
-
Интегрированный урок-размышление (история+литература) по теме "Так это было на земле…" (тема коллективизации) 2009
Интегрированный урок-размышление в 11-м классе построен на основе анализа исторических данных, историографии и литературных произведений, отражающих исторические процессы коллективизации и раскулачивания и их последствия в социально-политической, культурной и духовной жизни народа. Рассматриваются следующие произведения: «Облава» В.Быкова, «Хлеб для собаки» В.Тендрякова, «Смех за левым плечом» В.Солоухина.
-
Урок литературы в выпускном классе. Тема: "Поэзия Серебряного века" 2009
Автор показывает нестандартную форму проведения урока литературы в выпускном классе: литературное кафе «Бродячая собака». Защита рефератов по Серебряному веку русской поэзии стала традицией для выпускников в школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области.
-
Урок литературы в 9-м классе. Тема: "Нравственно-философский смысл "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина" 2009
Данная работа рекомендуется для учащихся с углубленным изучением литературы и рассчитана на 2 академических часа. Подобранные факты способствуют развитию интереса учащихся к личности А.С. Пушкина, к истории и к литературе. Уроки построены на проблемных вопросах, обучающих ребенка не только мыслить неординарно, но и искать параллели, внимательно вчитываться в художественный текст.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Времена года в творчестве русских поэтов" 2009
В предлагаемом уроке учитель делится своим опытом по использованию произведений искусства на уроках литературы. Богатый материал урока дает возможности развить творческую активность учащихся, умение чувствовать, проникаться настроением стихотворения, видеть красоту, мелодичность стиха, пробудить желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог.
-
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы. Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Проблема воспитания личности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" 2009
Методическая разработка урока литературы адресована учителям, начинающим внедрять в практику инновационные технологии, желающим повысить интерес учащихся к изучению классической литературы.
-
Урок-исследование по литературе. От "Истории Пугачева" к "Капитанской дочке" 2009
Уроки-исследования по литературе расширяют кругозор учащихся, учат самостоятельно работать с научным, справочным, художественным текстом, воспитывают интерес к истории, к художественной литературе, эстетический вкус. Работая в группах, учащиеся исследовали путь А.С. Пушкина от «Истории Пугачева» к «Капитанской дочке».
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Приметы времени" (по поэме А.Ахматовой "Реквием") 2009
"Реквием" А.Ахматовой - это путеводитель по жизни того времени, по истории, точный, до мелочей, отразивший все самые страшные приметы времени.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Сопоставительный анализ стихотворения И.Бунина «Портрет» и фрагмента рассказа «Легкое дыхание»" 2009
Представлен проект работы над указанными текстами произведений И. Бунина, включающий предварительную домашнюю работу, работу на уроке и итоговую письменную домашнюю работу (сочинение). Опыт сопоставительного анализа художественных текстов реализует коммуникативный, лингвистический, языковой и культурологический подходы в обучении.
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "В.Руссков. "Среди долины ровныя…" 2009
Урок по произведению амурского писателя направлен на углубление чувств патриотизма, развитие эмоциональности, умения отличать поступки от мелких порывов.
-
Интегрированный урок (истории + литература) по теме "Человек и история в поэме А.С.Пушкина "Полтава" 2009
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А. С. Пушкина «Полтава». Урок составлен по технологии критического мышления.
-
Программа курса "Литературное краеведение в 8-м классе" 2009
Программа включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
-
Интегрированный урок с использованием ИКТ (английский язык + литература) по книге М.Твена "Приключения Гекльберри Финна" 2009
Урок даёт возможность шестиклассникам ещё раз встретиться с любимыми литературными героями, используя родной язык автора и его персонажей. Он позволяет совершенствовать умения говорить по теме в монологической и диалогической речи, понимать устную речь, обобщать учебный материал; развивать умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, выражать законченную мысль; воспитывает нравственные качества, способность сопереживания, сочувствия, уважительное отношение к культуре другого народа.
-
Мотив преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
В данной статье анализируется роман Ф.М.Достоевского.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Мир баллады Р.Стивенсона. "Вересковый мед" 2009
Анализ баллады Р.Стивенсона переходит в размышление о жизни, нравственном выборе человека. Особое внимание уделяется мотивации поступков. Проводится большая словарная работа, повторяются и закрепляются сведения о балладе как жанре. Интересно представлена биография писателя, а также традиции его Родины — Шотландии, края верескового мёда. На уроке звучит волынка.
-
Проектный урок по рассказу А.П. Гайдара "Дым в лесу" (по программе "Школа-2100" "Один на один с опасностью" 2009
Задачи проекта: выяснить, знают ли ученики 5–8-х классов произведения А.П. Гайдара; познакомиться с книгами писателя и его биографией; выяснить, какие темы поднимаются в повестях А.П. Гайдара и чему они учат; выявить воспитательное значение рассказа «Дым в лесу»; пропагандировать творчество А.П. Гайдара.
-
Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Анна Ахматова — «событие невероятной силы»" 2009
Во время урока ученики не только увидели фотографии А.А. Ахматовой, её семьи и мест, где она жила, но и услышали музыкально-поэтическую композицию в исполнении Аллы Демидовой и голос самой великой поэтессы. Это помогло им более эмоционально, образно и полно проанализировать стихотворения Анны Андреевны, вызвало интерес к её творчеству.
-
Статья "Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы" 2009
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. Часто на уроках русского языка и литературы использую нестандартный опрос. Все приведенные нестандартные формы обучения - не просто развлечение, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания и умения.
-
Живопись и литература: две формы бытования русского авангарда 2009
Знакомство учащихся с отличительными принципами футуризма следует начать с объяснения, почему именно в это время происходит смена культурной картины мира. Упадок и глубокая деградация современной культуры – общий исходный мотив для развития новой эстетики. Футуризм изменил лексику, синтаксис, поэтическую речь. В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного изменить мир. Ученики должны понять, что в целом авангардное искусство существовало в неразрывном единстве всех своих видов: живописи, поэзии и музыки.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика" 2009
Разработка урока литературы в 8-м классе. Разговор о писателе, который заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков. О том, как ярок, точен и вместе с тем поэтичен язык Бунина.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Картины русской зимы в поэзии XIX века" 2009
Урок знакомит учащихся с лирическими произведениями о зиме А.С. Пушкина, И.С. Никитина, И.З. Сурикова. На материале данных лирических произведений проводится анализ текстов с целью выявления различных тропов. На этом уроке школьники создают свои собственные синквейны о зиме и делают письменный анализ понравившегося поэтического текста.
-
Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова) 2009
Урок является одним из первых в большой теме «Поэзия Серебряного века». Предполагает знакомство учащихся с основными признаками символизма через анализ стихотворений В.Я. Брюсова. Именно такой подход к изучению символизма позволяет понять и осознать его основные признаки, станет основой для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов.
-
"Зорко одно лишь сердце" ("Маленький принц" А.Сент-Экзюпери) 2009
Урок литературы "Зорко одно лишь сердце..." - попытка осмысления философской сказки А.Сент-Экзюпери "Маленький принц". Опираясь на факты биографии автора и содержание сказки, дети рассуждают о "вечных" вопросах бытия: жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти.