Люблю родной язык душою,
Он мой спаситель, мой кумир.
Любовью трепетной, земною
Рождает счастья, света мир.Прекрасно чувство совершенства,
Как детям подарить слов пыл?
Вмиг испытать покой блаженства,
Чтоб слог крылатый в путь манил.Как часто детство так беспечно,
Назойливость в словах безликих.
Жестоко время, быстротечно.
Поэзия растит великих.Учитель – вот целитель сердца,
Родная речь в душе как птица.
Ребенок сможет отогреться
И в даль познанья устремиться.На страже всех наук исконно
Венец поэта и творца.
Царица Рифма непреклонно
В храм знаний приведет сердца.От равнодушия очнется
И возродится в срок душа.
Тогда и разум встрепенется,
В глубины мудрости спеша.
Пояснительная записка
В реальной жизни человек часто сталкивается с равнодушием окружающих и духовным опустошением в межличностных отношениях. Неумение сохранить гармонию в душе , нарушение психологического баланса – неутешительный финал столкновения с миром расчета, зла и насилия.
Лишь поэзия в душе способна возродить человека из пепла, помочь познать самого себя и обрести долгожданную надежду.
Элективный курс “Секреты поэтического мастерства” предназначен для учащихся 10–11-х классов, которые выбрали гуманитарный профиль дальнейшего обучения, а также может быть использован в качестве средства духовной саморегуляции отдельной личности в сложных жизненных обстоятельствах современной действительности.
Сегодня преподавание литературы напоминает скорбную обязанность донести хотя бы крупицу культурного наследия до подрастающего поколения, которому в этих малопонятных эпизодах вряд ли что-то столь же интересно , как виртуальная реальность и душещипательные сцены насилия и подлости . Молчит душа, а значит, безлико сердце. Лишь поэзия способна вернуть к жизни заблудшего праведника, научить чувствовать собственное “я”, наметить пути духовного возрождения личности.
Курс рассчитан на 15 учебных часов и может быть реализован как при одном часе в неделю на протяжении двух учебных четвертей , так и при организации учебных занятий по два учебных часа раз в две недели. Основным принципом отбора материала являются значимость и актуальность проблем , поднятых в поэтических произведениях, важность содержания для понимания учащегося, их воспитательная составляющая.
Цели курса:
- совершенствовать навыки языкового анализа текста;
- расширять полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся;
- способствовать духовному возрождению личности через комплексное восприятие поэтического произведения.
Задачи:
- научить видеть и понимать глубину проблем , скрытых в поэтической речи;
- углубить знания о выразительных средствах языка;
- научить понимать роль поэтических единиц в реализации авторской позиции;
- научить создавать поэтические этюды, отражающие внутреннее состояние души;
- научить использовать известные выразительные средства языка для реализации собственной поэтической позиции.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- знать и уметь анализировать выразительные средства в поэтическом тексте;
- уметь применять полученные знания при создании собственных поэтических этюдов;
- уметь отражать богатство внутреннего мира средствами поэтического слова;
- осознать свою индивидуальность и значимость в общении с окружающим миром;
- понять , каковы реальные шансы для занятия литературным творчеством как основным видом профессиональной деятельности ;
- научиться работать самостоятельно и в группах.
Предусмотрены различные виды деятельности на учебных занятий: создание литературного экспромта, написание поэтического эскиза-настроения, создание поэтического этюда, издание поэтического сборника, подводящего итог работы.
В ходе реализации поставленных задач запланированы следующие виды занятий: творческая лаборатория, экскурсия , литературная гостиная, поэтический диспут, конкурс поэтического этюда , литературная конференция , поэтический семинар.
Используются необходимые формы контроля в ходе деятельности: создание поэтического этюда, написание литературных экспромтов и поэтических эскизов.
Содержание.
1. Введение. ( 1 час)
Поэтическое восприятие действительности – основа гармонии в душе человека, путь к познанию внутреннего мира.
2 . Как простые слова становятся царственными ( 5 часов).
- Эпитеты – волшебные краски гармонии.
- Образные сравнения- красота необъятного мира.
- Метафора – ожившая прелесть Вселенной.
- Метонимия и синекдоха – “подруги” царицы-метафоры.
- Перифраза – фантазия и необычные перевоплощения.
3. Стилистические фигуры на службе авторского миросозерцания( 4часа) .
- Инверсия –загадка тайного смысла.
- Параллелизм – основа философской мысли .
- Анафора и эпифора- рождение фантастического мира.
- Антитеза- столкновение мира и души.
4. Ритмика стиха- основа экспрессивного начала при восприятии поэтического текста ( 2часа).
- Стихотворные размеры силлабо-тонической системы стихосложения .
- Чарующая рифма- просторы манящей мысли.
5. Поэзия – зеркало души ( 3часа).
- Реализация авторского мироощущения в поэтическом произведении любимого автора (создание творческого трактата).
- Проба пера (создание поэтического этюда на тему “Мелодия моей души”).
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Наименование темы занятия | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Тип занятия | Формы контроля |
1 | Введение. | Поэтическое восприятие действительности -основа гармонии в душе человека, путь к познанию внутреннего мира. |
1 |
1 |
Беседа | Анкетирование |
Как простые слова становятся царственными | 5 | |||||
2 | Эпитеты – волшебные краски гармонии | 1 | Творческая лаборатория | Литературный экспормт | ||
3 | Образные сравнения – красота необъятного мира | 1 | Экскурсия | Палитра слов “Осенний этюд” |
||
4 | Метафора- ожившая прелесть Вселенной | 1 | Урок-конкурс | Литературный эскиз “Сказочная страна” |
||
5 | Метонимия и синекдоха – “подруги” царицы-метафоры. | 1 | Литературная гостиная |
Поэтический Этюд “Вечерние размышления” |
||
6 | Перифраза-фантазия и необычные перевоплощения. | 1 | Творческая лаборатория | Литературный экспромт “Моих друзей нежданных вереница”. | ||
Стилистические фигуры на службе авторского миросозерцания |
|
4 | ||||
7 | Инверсия – загадка тайного смысла. | 1 | Творческая лаборатория | Творческое исследование “Роль инверсии в стихотворениях А.Блока”. | ||
8 | Параллелизм –основа философской мысли. | 1 | Творческая лаборатория | Творческий этюд “Размышления о смысле жизни” | ||
9 | Анафора и эпифора-рождение фантастического мира. | 1 | Творческая лаборатория | Поэтическое размышление на тему “Гостья из будущего” | ||
10 | Антитеза – столкновение мира и души | 1 | Творческая лаборатория | Творческий экспромт “Я часть безудержного мира”. | ||
Ритмика стиха – основа экспрессивного начала при восприятии поэтического текста | 2 | |||||
11 | Стихотворные размеры силлабо-тонической системы стихосложения. | 1 | Ритмический турнир | Ритмический эскиз “Размышления о природе” | ||
12 | Чарующая рифма – просторы манящей мысли | 1 | Урок-конкурс | Ритмическая зарисовка “Шум дождя” | ||
Поэзия – зеркало души | 3 | |||||
13 | Реализация авторского мироощущения в поэтическом произведении любимого автора | 1 | Семинар | Творческий трактат “Мир теней” | ||
14, 15 | Проба пера | 2 | Творческая гостиная | Поэтический этюд “Мелодия моей души”. |
Всего: 15 часов. Каждое занятие содержит и теоретический, и практический блоки.
Методические рекомендации по проведению занятий.
Урок № 1
Тема : Поэтическое восприятие действительности – основа гармонии в душе человека , путь к познанию внутреннего мира.
Цель: дать понятие о поэзии, ее значении в жизни каждого человека, роли поэтического слова в самопознании и самореализации личности.
Наглядные пособия : зрительный ряд – высказывания великих о роли поэзии в жизни человека (таблицы); музыкальный ряд – альбом классической музыки.
Ход занятия.
Беседа на тему “Роль поэзии в жизни человека”.
Размышления о роли поэзии по материалам высказываний великих о поэтическом мироощущении.
Анкетирование “Поэзия в моей душе”.
– Цените ли вы поэтические творения?
– Какие эмоции вызывает у вас поэтическое произведение?
– Понимаете ли вы , читая стихотворения, авторскую позицию?
– Помогает ли поэзия преодолевать вам жизненные трудности?
– Возможно ли познание самого себя через поэтическое искусство?
– Каких результатов вы ожидаете от занятий по данному курсу?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение любимого стихотворения, передать впечатления о прочитанном, анализируя палитру эмоций.
Урок № 2.
Тема: Эпитеты – волшебные краски гармонии.
Цель: научить находить эпитеты в поэтических текстах; активизировать сферу эмоционального восприятия поэзии; учить выявлять авторскую позицию с помощью эпитетов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Объяснение нового материала.
Понятие о эпитетах. Роль эпитета в создании гармонии мира.
III. Закрепление.
1. Найдите примеры эпитетов в данных четверостишиях , объясните их роль в отражении авторского замысла.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился , жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
М.ЛермонтовНочевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
М. ЛермонтовСиний туман . Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
С.Есенин
2. Подберите к словам эпитеты , передающие настроение человека.
Душа, боль, тепло, горе, дума, доверие, истома, тоска.
3. Передай свой душевный порыв , подобрав пять эпитетов.
Домашнее задание: написать литературный экспромт на свободную тему , используя эпитеты.
Литература
- А.И. Власенкова. Русский язык. М.: Просвещение, 2003.
- Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2001.
- Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.
- А.К. Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: Каро, 2005.
- Т.В. Доронина, Н.В. Францова. Анализ стихотворения. М.: Экзамен, 2006.
- Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. СПб.: Каро, 2005.
- Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. СПб.: Экзамен, 2005.