Программа элективного курса по литературе "Секреты поэтического мастерства"

Разделы: Литература


Люблю родной язык душою,
Он мой спаситель, мой кумир.
Любовью трепетной, земною
Рождает счастья, света мир.

Прекрасно чувство совершенства,
Как детям подарить слов пыл?
Вмиг испытать покой блаженства,
Чтоб слог крылатый в путь манил.

Как часто детство так беспечно,
Назойливость в словах безликих.
Жестоко время, быстротечно.
Поэзия растит великих.

Учитель – вот целитель сердца,
Родная речь в душе как птица.
Ребенок сможет отогреться
И в даль познанья устремиться.

На страже всех наук исконно
Венец поэта и творца.
Царица Рифма непреклонно
В храм знаний приведет сердца.

От равнодушия очнется
И возродится в срок душа.
Тогда и разум встрепенется,
В глубины мудрости спеша.

Пояснительная записка

В реальной жизни человек часто сталкивается с равнодушием окружающих и духовным опустошением в межличностных отношениях. Неумение сохранить гармонию в душе , нарушение психологического баланса – неутешительный финал столкновения с миром расчета, зла и насилия.

Лишь поэзия в душе способна возродить человека из пепла, помочь познать самого себя и обрести долгожданную надежду.

Элективный курс “Секреты поэтического мастерства” предназначен для учащихся 10–11-х классов, которые выбрали гуманитарный профиль дальнейшего обучения, а также может быть использован в качестве средства духовной саморегуляции отдельной личности в сложных жизненных обстоятельствах современной действительности.

Сегодня преподавание литературы напоминает скорбную обязанность донести хотя бы крупицу культурного наследия до подрастающего поколения, которому в этих малопонятных эпизодах вряд ли что-то столь же интересно , как виртуальная реальность и душещипательные сцены насилия и подлости . Молчит душа, а значит, безлико сердце. Лишь поэзия способна вернуть к жизни заблудшего праведника, научить чувствовать собственное “я”, наметить пути духовного возрождения личности.

Курс рассчитан на 15 учебных часов и может быть реализован как при одном часе в неделю на протяжении двух учебных четвертей , так и при организации учебных занятий по два учебных часа раз в две недели. Основным принципом отбора материала являются значимость и актуальность проблем , поднятых в поэтических произведениях, важность содержания для понимания учащегося, их воспитательная составляющая.

Цели курса:

  • совершенствовать навыки языкового анализа текста;
  • расширять полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
  • способствовать развитию речи и мышления учащихся;
  • способствовать духовному возрождению личности через комплексное восприятие поэтического произведения.

Задачи:

  • научить видеть и понимать глубину проблем , скрытых в поэтической речи;
  • углубить знания о выразительных средствах языка;
  • научить понимать роль поэтических единиц в реализации авторской позиции;
  • научить создавать поэтические этюды, отражающие внутреннее состояние души;
  • научить использовать известные выразительные средства языка для реализации собственной поэтической позиции.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

  • знать и уметь анализировать выразительные средства в поэтическом тексте;
  • уметь применять полученные знания при создании собственных поэтических этюдов;
  • уметь отражать богатство внутреннего мира средствами поэтического слова;
  • осознать свою индивидуальность и значимость в общении с окружающим миром;
  • понять , каковы реальные шансы для занятия литературным творчеством как основным видом профессиональной деятельности ;
  • научиться работать самостоятельно и в группах.

Предусмотрены различные виды деятельности на учебных занятий: создание литературного экспромта, написание поэтического эскиза-настроения, создание поэтического этюда, издание поэтического сборника, подводящего итог работы.

В ходе реализации поставленных задач запланированы следующие виды занятий: творческая лаборатория, экскурсия , литературная гостиная, поэтический диспут, конкурс поэтического этюда , литературная конференция , поэтический семинар.

Используются необходимые формы контроля в ходе деятельности: создание поэтического этюда, написание литературных экспромтов и поэтических эскизов.

Содержание.

1. Введение. ( 1 час)

Поэтическое восприятие действительности – основа гармонии в душе человека, путь к познанию внутреннего мира.

2 . Как простые слова становятся царственными ( 5 часов).

  • Эпитеты – волшебные краски гармонии.
  • Образные сравнения- красота необъятного мира.
  • Метафора – ожившая прелесть Вселенной.
  • Метонимия и синекдоха – “подруги” царицы-метафоры.
  • Перифраза – фантазия и необычные перевоплощения.

3. Стилистические фигуры на службе авторского миросозерцания( 4часа) .

  • Инверсия –загадка тайного смысла.
  • Параллелизм – основа философской мысли .
  • Анафора и эпифора- рождение фантастического мира.
  • Антитеза- столкновение мира и души.

4. Ритмика стиха- основа экспрессивного начала при восприятии поэтического текста ( 2часа).

  • Стихотворные размеры силлабо-тонической системы стихосложения .
  • Чарующая рифма- просторы манящей мысли.

5. Поэзия – зеркало души ( 3часа).

  • Реализация авторского мироощущения в поэтическом произведении любимого автора (создание творческого трактата).
  • Проба пера (создание поэтического этюда на тему “Мелодия моей души”).

Тематическое планирование

Наименование раздела Наименование темы занятия Общее кол-во часов по разделу Кол-во часов по теме Тип занятия Формы контроля
1 Введение. Поэтическое восприятие действительности

-основа гармонии в душе человека, путь к познанию внутреннего мира.

 

 

1

 

 

1

Беседа Анкетирование
  Как простые слова становятся царственными   5      
2   Эпитеты – волшебные краски гармонии   1 Творческая лаборатория Литературный экспормт
3   Образные сравнения – красота необъятного мира   1 Экскурсия Палитра слов
“Осенний этюд”
4   Метафора- ожившая прелесть Вселенной   1 Урок-конкурс Литературный эскиз
“Сказочная страна”
5   Метонимия и синекдоха – “подруги” царицы-метафоры.   1 Литературная

гостиная

Поэтический
Этюд “Вечерние размышления”
6   Перифраза-фантазия и необычные перевоплощения.   1 Творческая лаборатория Литературный экспромт “Моих друзей нежданных вереница”.
  Стилистические фигуры на службе авторского миросозерцания  

 

 

4      
7   Инверсия – загадка тайного смысла.   1 Творческая лаборатория Творческое исследование “Роль инверсии в стихотворениях А.Блока”.
8   Параллелизм –основа философской мысли.   1 Творческая лаборатория Творческий этюд “Размышления о смысле жизни”
9   Анафора и эпифора-рождение фантастического мира.   1 Творческая лаборатория Поэтическое размышление на тему “Гостья из будущего”
10   Антитеза – столкновение мира и души   1 Творческая лаборатория Творческий экспромт “Я часть безудержного мира”.
  Ритмика стиха – основа экспрессивного начала при восприятии поэтического текста   2      
11   Стихотворные размеры силлабо-тонической системы стихосложения.   1 Ритмический турнир Ритмический эскиз “Размышления о природе”
12   Чарующая рифма – просторы манящей мысли   1 Урок-конкурс Ритмическая зарисовка “Шум дождя”
  Поэзия – зеркало души   3      
13   Реализация авторского мироощущения в поэтическом произведении любимого автора   1 Семинар Творческий трактат “Мир теней”
14, 15   Проба пера   2 Творческая гостиная Поэтический этюд “Мелодия моей души”.

Всего: 15 часов. Каждое занятие содержит и теоретический, и практический блоки.

Методические рекомендации по проведению занятий.

Урок № 1

Тема : Поэтическое восприятие действительности – основа гармонии в душе человека , путь к познанию внутреннего мира.

Цель: дать понятие о поэзии, ее значении в жизни каждого человека, роли поэтического слова в самопознании и самореализации личности.

Наглядные пособия : зрительный ряд – высказывания великих о роли поэзии в жизни человека (таблицы); музыкальный ряд – альбом классической музыки.

Ход занятия.

Беседа на тему “Роль поэзии в жизни человека”.

Размышления о роли поэзии по материалам высказываний великих о поэтическом мироощущении.

Анкетирование “Поэзия в моей душе”.

– Цените ли вы поэтические творения?

– Какие эмоции вызывает у вас поэтическое произведение?

– Понимаете ли вы , читая стихотворения, авторскую позицию?

– Помогает ли поэзия преодолевать вам жизненные трудности?

– Возможно ли познание самого себя через поэтическое искусство?

– Каких результатов вы ожидаете от занятий по данному курсу?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение любимого стихотворения, передать впечатления о прочитанном, анализируя палитру эмоций.

Урок № 2.

Тема: Эпитеты – волшебные краски гармонии.

Цель: научить находить эпитеты в поэтических текстах; активизировать сферу эмоционального восприятия поэзии; учить выявлять авторскую позицию с помощью эпитетов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Объяснение нового материала.

Понятие о эпитетах. Роль эпитета в создании гармонии мира.

III. Закрепление.

1. Найдите примеры эпитетов в данных четверостишиях , объясните их роль в отражении авторского замысла.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился , жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
М.Лермонтов

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
М. Лермонтов

Синий туман . Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
С.Есенин

2. Подберите к словам эпитеты , передающие настроение человека.

Душа, боль, тепло, горе, дума, доверие, истома, тоска.

3. Передай свой душевный порыв , подобрав пять эпитетов.

Домашнее задание: написать литературный экспромт на свободную тему , используя эпитеты.

Литература

  1. А.И. Власенкова. Русский язык. М.: Просвещение, 2003.
  2. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2001.
  3. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.
  4. А.К. Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: Каро, 2005.
  5. Т.В. Доронина, Н.В. Францова. Анализ стихотворения. М.: Экзамен, 2006.
  6. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. СПб.: Каро, 2005.
  7. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. СПб.: Экзамен, 2005.